Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение полевое и лабораторное




Невключенное наблюдение

Включенное наблюдение

Включенное наблюдение предполагает, что экспериментатор сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследо­­­вания. Причем экспериментатор выступает для остальных индивидов не как наблюда­­­тель, а как равноправный член группы, принимающий наравне со всеми участие, нап­­­ример, в учебно-трудовой или общественной деятельности. Это ситуации, в которых находится педагог на уроке, во время многодневного похода с учащимися, во время работы в лагере труда и отдыха, во время подготовки вечеров, сборов, соревнова­­­ний и т.п.

 

Гораздо чаще исследователи прибегают к методу невключенного наблюдения. Невключенное наблюдение - это наблюдение "со стороны", когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Тщательно спланированное и четко организованное невключенное наблюдение является важной составной частью любого социально-психологического исследования. Оно позволяет исследователю не только глубоко интерпретировать полученные данные, но и иногда подсказывает но­­­вые направления и повороты в планируемом или осуществляемом эксперименте. Невк­­­люченное наблюдение часто используется при подготовке программы исследования, для уточнения и конкретизации гипотез, определении принципов организации и мето­­­дов основного исследования. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют наблюдение открытое и скрытое (инкогнито). Наиболее часто в практике школы применяется открытый вид наблюдения, т. е. учащиеся знают, что в определенных ситуациях они являются объектом специального изучения.

При скрытом наблюдении учащиеся не подозревают, что ведется наблюдение за их поведением и деятельностью. В этом случае нередко используются специальные запи­­­сывающие устройства, скрытые телекамеры, существуют специальные комнаты со сте­­­нами односторонней видимости (стенки Гезелла).

 

Исходя из особенностей организации наблюдения различают наблюдение полевое и лабораторное. При полевом наблюдении объектом наблюдения является реальный соци­­­альный процесс. При лабораторном наблюдении наблюдается экспериментальная ситуа­­­ция, более или менее приближенная к реальности модель. Как же фиксируются ре­­­зультаты наблюдений? Это может быть протокол, деловые заметки, записи. Часто, приступая к наблюдению, исследователь заранее готовит специальные таблицы и мат­­­рицы, в которых ведет учет единиц наблюдения, которые легко поддаются статисти­­­ческой обработке и анализу.

Единицами наблюдения может быть число обращений за помощью к товарищу на уроке или при подготовке домашних заданий, контакт с одноклассниками на переме­­­не, активность на уроке (например, поднятая рука) и т. д. При проведении куль­­­тпохода в кино педагог-исследователь в качестве единиц наблюдения может отмечать смех и аплодисменты в зале, свист, реплики, выход из зала и т. д.

Использование этого метода многое может дать для понимания особенностей раз­­­вития коллектива и взаимоотношений его членов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.