Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды опроса




Общая характеристика

ОПРОС

Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимо­­­действии исследователя и опрашиваемого (респондента). Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение индивида. Метод опроса относится к числу наиболее распространенных в социальной психологии. Широкое ис­­­пользование этого метода у нас в стране и за рубежом обусловлено его универсаль­­­ностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Его использование позволяет исследователю в короткий срок получить как информацию о реальной дея­­­тельности, поступках опрашиваемого, так и информацию о его субъективных мнениях, настроениях, намерениях.

 

В зависимости от особенностей применяемой процедуры различают групповой оп­­­рос (исследователь обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам) и индивидуальный опрос (исследователь работает одновременно лишь с одним из опра­­­шиваемых); очный опрос (исследователь лично контактирует с опрашиваемым) и заоч­­­ный опрос (когда такого контакта не происходит); устный опрос (информация фикси­­­руется исследователем) и письменный опрос (отвечающий сам заполняет анкету или опросник).

Беседа - это метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа как разновидность опроса представляет собой сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определен­­­ную тему. В том случае, когда направленность беседы и характер вопросов заданы жестко, когда опрашивающий (интервьюер) только задает вопросы, а опрашиваемый (респондент) на них отвечает, мы имеем дело с другой разновидностью опроса - ин­­­тервью.

Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредс­­­твенной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. В том случае, если опрос проводится письменно и используется специально предназначенный для целей исследования набор структурно организованных вопросов (анкета), мы имеем дело с анкетированием.

Анкетирование обладает тем преимуществом, что дает возможность исследователю одновременно подвергнуть процедуре исследования любое количество лиц. Другое преимущество анкетирования заключается в сравнительной легкости ста­­­тистической обработки данных. По форме вопросы анкеты делятся на открытые и зак­­­рытые, прямые и косвенные. Вопрос называется закрытым, если в его формулировке ее держится перечень возможных вариантов ответов. Предложенные на выбор ответы могут различаться по выраженности. например, на вопрос "Доволен ли ты своей ус­­­певаемостью? могут быть предложены такие ответы:1) очень доволен; 2) доволен; 3) не совсем доволен;4) не доволен; 5) совсем не доволен. Составляя анкету, иссле­­­дователь может ставить прямые или же косвенные вопросы Прямой вопрос обычно фор­­­мулируется в личной форме и направлен на получение непосредственной информации. Например, "Как часто ты ходишь в кино?".

Эту информацию исследователь может получить, поставив перед учеником косвен­­­ный вопрос: "Перечисли фильмы, которые ты видел за последний месяц". Косвенные вопросы часто формулируются в безличной форме. Как правило, на них охотнее отве­­­чают, особенно если речь идет о сугубо личностных сферах и предпочтениях опраши­­­ваемого. При составлении анкеты (а также плана интервью) следует выполнять ряд общих правил и принципов. Во-первых, набор вопросов должен быть логически связан с основной проблемой исследования и представлять из себя определенным образом организованную их последовательность. Во-вторых, формулировка вопросов должна отличаться ясностью и точностью, а текст вопросов должен быть понятен респон­­­денту и соответствовать его уровню знаний и образования. Сложные и трудные сло­­­ва, а также многозначные слова должны исключаться. В-третьих, формулировка воп­­­росов должна обеспечивать искренность и правдивость ответов респондента. Прежде всего это касается вопросов, ответы на которые могут выставить респондента в неприглядном свете, например показать, что он ничего не знает о чем-то широко известном, или направлены на выявление социально неодобряемого типа поведения. Чтобы избежать получения ложной информации и предотвратить отказ от дальнейшей работы, исследователю необходимо особенно тщательно продумывать подобного рода вопросы. В-четвертых, в анкету включаются только наиболее существенные вопросы, ответы на которые исследователь может получить лишь путем анкетирования (или ин­­­тервьюирования).

Обоснованность (валидность) анкеты - это соответствие содержания вопросов целям исследования. Она определяется способностью исследователя переводить со­­­держание выдвинутой гипотезы на язык вопросов. Один из аспектов повышения ва­­­лидности анкеты (интервью) - это стремление к постановке таких вопросов, смысл которых выступал бы однозначно и для исследователя, и для респондента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.