Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные подходы к менеджменту




Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов.

1. Системный подход в менеджменте

Теория систем разрабатывалась и впервые применена в точ­ных науках и технике. Однако ее применение в менеджменте в конце 50-х годов стало поворотным пунктом в развитии управ­ленческой мысли и в развитии практического менеджмента.

Система определяется (в теории систем) как некоторая целост­ность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из кото­рых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации являются системами. Люди являются соци­альными компонентами организаций, вместе с другими внутрен­ними компонентами они составляют социотехнические системы (подсистемы) организации.

Системы бывают двух типов: открытые и закрытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия от­носительно независимы от среды, окружающей систему.

Откры­тая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Возможные объекты обмена с внешней средой: информация, энергия, материалы и др. Открытая система зависит от информа­ции, энергии, материалов и других факторов, воздействующих на систему из внешней среды. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна это делать для обеспечения своего функционирования.

Системный подход. Применение системного подхода в менед­жменте позволяет увидеть организацию в единстве составляю­щих ее частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. В основе системного подхода лежит идея декомпозиции и интег­рации системы, ее подсистем и элементов при анализе взаимос­вязей организации с внешней средой и принятии управленчес­ких решений, обеспечивающих комплексный подход к ее функ­ционированию и получению желаемого результата с учетом со­вокупного воздействия внешних и внутренних факторов.

В упрощенном виде организацию можно представить как от­крытую систему, которая через входы получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, ма­териалы и оборудование (технологию), и возвращает во внешнюю среду продукцию или услуги.

2.Ситуационный подход в менеджменте

Ситуационный подход разработан в конце 1960-х годов и внес большой вклад в развитие теории управления. Центральным мо­ментом в нем является ситуация, включающая конкретный на­бор внутренних и внешних по отношению к организации ситуационных факторов, которые существенно влияют на результатив­ность ее деятельности в рассматриваемый момент времени.

Суть ситуационного подхода заключается в том, что в каждом случае принятия решения управление должно концентриро­ваться на ситуационных различиях между организациями и внутри их самих, определяя и выделяя значимые для данной си­туации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деятельности конкрет­ной организации.

Методология ситуационного подхода может быть описана в виде четырехзвенного алгоритма мышления руководителя:

1. Понимание процесса управления, группового и индивиду­ального поведения, задач и содержания системного анализа, ме­тодов планирования и контроля, включая количественные мето­ды принятия решений.

2. Умение предвидеть вероятные последствия (положитель­ные и отрицательные) при использовании конкретной методики или концепции в конкретной ситуации, базирующееся на четкой оценке сильных и слабых сторон известных и применяемых уп­равленческих концепций и методик.

3. Правильная интерпретация и анализ конкретной ситуации, направленные на определение наиболее важных в данной ситуа­ции факторов и оценку вероятного эффекта, который может пов­лечь за собой изменение одной или нескольких ситуационных пе­ременных.

4. Умение увязать конкретные приемы (концепции, методы) принятия решения, которые вызвали бы наименьшие отрица­тельные последствия, с рассматриваемой ситуацией для достиже­ния целей самым эффективным (рациональным) путем.

Ситуационный подход представляет собой наиболее удовлет­ворительную систему, разработанную до настоящего времени, для эффективного управления организацией. В то же время не­возможно определить все переменные, которые влияют на деятельность организации. Для практических целей менеджеры рас­сматривают только наиболее значимые для организации факто­ры, которые могут повлиять на ее успех. Существует ограничен­ное число таких факторов, которые можно разделить по двум группам: внутренние переменные и внешние факторы.

3. Комплексный подход.

При применении этого подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, органи­зационные, социальные, психологические, а при необходимости и
другие (например, политические, демографические) аспекты ме­неджмента, а также их взаимосвязь. Если упустить один из аспек­тов, проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при проектировании но­вых орудий труда показателям экологичности уделяется второсте­пенное внимание, поэтому эти орудия становятся неконкурентос­пособными. При формировании новых коллективов или реоргани­зации существующих структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.

4. Нормативный подход представляет собой установление норма­тивов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем:

целевой (показатели качества и ресурсоемкости товара, парамет­ры рынка, показатели организационно-технического уровня про­изводства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);

функциональной (нормативы качества планов, организации си­стемы менеджмента, качества учета и контроля, стимулирования качественного труда);

обеспечивающей (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выпол­нения стоящих перед ними целей и задач, эффективности исполь­зования различных видов ресурсов в целом по фирме; нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности во времени и по масштабу при­менения).

Нормативами функционирования элементов внешней среды предприятие не управляет, но оно должно иметь соответствующий банк нормативов, строго их соблюдать (особенно правовые и эколо­гические), принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организован­ность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.