Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа поведенческих наук и теория человеческих ресурсов




Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Концепция психологии и человеческих отношений (1930—1950 гг.). Хотя авторы научного управления и классичес­кой школы признавали значение человеческого фактора, их дис­куссии и учет этого фактора ограничивались справедливой опла­той, экономическим стимулированием и установлением формаль­ных функциональных отношений.

Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность осознать человеческий фактор как основной эле­мент организации. Так как это движение и концепция явились реакцией на недостатки классической (административной) шко­лы управления, школа человеческих отношений получила назва­ние неоклассической. Самыми крупными авторитетами этой кон­цепции являются Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Мейо. Последо­вателями этой школы были также: А. Маслоу и другие.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» (Фоллетт).

Исследования, проведенные психологом А. Маслоу, показа­ли, что мотивами поведения и поступков людей являются не эко­номические факторы, как считали сторонники концепции науч­ного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Производитель­ность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с уве­личением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, наличия удовлетворенности ра­ботниками своим трудом и отношениями в коллективе.

Школа поведенческих наук возникла в 30-е годы прошлого столе­тия. Активизация же деятельности школы приходится на 1950—1960-е тт. Свое название школа получила от широко извес­тных психологических терминов «бихейвио», «бихейвиоризм» (по­ведение, наука о поведении). Исходная предпосылка бихейвиоризма заключается в том, что необходимо изучать не сознание, а пове­дение человека, которое представляет собой реакцию на стимул.

В управлении такой подход был перенесен на работающего чело­века и конкретно на отношения между менеджерами и работаю­щими. Суть этих отношений основана на том, что работающий, получая хорошее вознаграждение (материальное и моральное) от менеджера, отвечает на него положительной реакцией — хо­рошей работой.

Школу поведенческих наук можно представить как развитие и углубление концепции человеческих отношений, но при этом в рамках новой школы возникли и иные концепции, существенно отличные от школы человеческих отношений.

Начало новой концепции в науке управления положил У. Бар­нард, опубликовавший в 1938 году работу «Функции админис­тратора». Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить: Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Мак-Грегори. Эти и другие исследователи занимались вопросами соци­ального взаимодействия на предприятии, мотивации потребнос­тей, характера менеджмента, форм общения в коллективе, лидер­ства в организационной структуре. Основной целью этой школы был поиск путей повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поэтому новая концепция получила название теории человеческих ресур­сов. Новый подход был направлен на разработку таких приемов менеджмента, которые способствовали бы осознанию человеком его возможностей на основе применения основных концепций по­веденческих наук к управлению организацией.

В рамках этой теории был разработан ряд концепций и поло­жений об индивиде и «кооперации», формальной и неформальной системах, мотивации и потребностях, лидерстве в организации.

Заслугой школы является изучение проблемы мотивов и потреб­ностей, а также возможностей их эффективного использования в менеджменте. Мотивация работника имеет три уровня: пот­ребности, цели, вознаграждения. Для эффективного использо­вания сотрудника следует учитывать еще два фактора: факторы усилий и способностей человека.

Вывод этой школы, что работа человека будет в том случае ус­пешной, если положительная мотивация сопровождается доста­точными усилиями и определенными способностями, стал про­граммой эффективного управления трудовыми ресурсами, а на­учная концепция стала известной как теория человеческих ре­сурсов.

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОТКРЫТАЯ СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ. ФАКТОРЫ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.