КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Понятие и виды финансового мониторинга
Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям за нарушения в сфере ПОД/ФТ Функции Росфинмониторинга и банка России в сфере ПОД/ФТ Понятие и виды финансового мониторинга В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Тема 11. ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ 2. Основные меры по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) 5. Деятельность кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (самостоятельно) Отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма являются одной из важных нерешенных проблем XXI в. В целях противодействия функционированию «теневой экономики», развитию организованной преступности, террористической деятельности в большинстве стран мира созданы системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или, иными словами, «системы финансового мониторинга». Существует множество теорий и версий относительно времени появления термина «отмывание преступных доходов». Наиболее распространенной версией является приписывание изобретения данного термина известному преступнику Аль Капоне, при котором денежные средства, полученные от незаконного производства и продажи спиртного, для придания им правомерного характера смешивались с наличным оборотом американских прачечных. Кстати, сам термин «отмывание» в переводе на английский звучит как «laundry», что означает прачечную. Аль Капоне (Альфонс Фьорелло Капони) (1899-1947), один из виднейших представителей преступного мира первой половины XX в., главарь чикагской преступной группировки. Основными видами преступных доходов являлись незаконное производство и продажа спиртного, содержание притонов и борделей, вымогательство, вооруженные ограбления, заказные убийства. История создания системы финансового мониторинга в Российской Федерации берет свое начало с принятия 7 августа 2001 года Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. Кредитные организации являются субъектами финансового мониторинга, а именно организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и осуществляющими меры по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. В Российской Федерации уполномоченным органом по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Правовое положение Росфинмониторинга регулируется Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307, и постановлением Правительства от 7 апреля 2004 г. № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу». Для кредитных организаций надзорным органом в сфере соблюдения кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является Банк России. В свою очередь, функции по контролю за соблюдением кредитными организациями законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также ряд других функций осуществляет Банк России. Финансовый мониторинг - система мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и уполномоченными организациями и направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Основные этапы (фазы) легализации доходов, полученных преступным путем. В настоящее время существует несколько точек зрения на количество этапов в рамках отмывания преступных доходов. Наиболее распространенная точка зрения предполагает наличие трех основных этапов: 1) размещение денежных средств или имущества {placement)] 2) расслоение («оборот», «перемешивание», «смешивание») денежных средств (layering)) 3) их интеграция или вливание в оборот (intergration). Размещение денежных средств — процесс, в результате которого денежные средства поступают в финансовую систему того или иного государства, например путем размещения денежных средств во вклады, путем приобретения ценных бумаг за наличный расчет, покупки доли бизнеса. Данный этап является наиболее опасным для «отмывателей», так как именно здесь прослеживается четкая связь между доходом и совершенным преступлением. Расслоение («оборот», «перемешивание», «смешивание») денежных средств — процесс, в ходе которого фактическим владельцем или его доверенным лицом совершается значительное количество операций с целью отдалить денежные средства от первоначального источника. Главная задача «отмывателя» на этой стадии — нивелировать связь между источником получения денежных средств и самими денежными средствами и, что особенно важно, получить денежные средств из организации с хорошей деловой репутацией. Интеграция — процесс, в результате которого размещенные денежные средства или имущество возвращаются в легальную экономику, например, в виде приобретения недвижимости, драгоценностей, иных предметов роскоши. Основными мерами, направленными на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и осуществляемыми кредитными организациями, являются: • идентификация клиентов и их выгодоприобретателей; • оценка риска осуществления клиентом отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; • мониторинг за операциями, подлежащими обязательному контролю («обязательный финансовый мониторинг»); • мониторинг необычных операций («факультативный финансовый мониторинг»); • направление сообщений в Росфинмониторинг через Банк России; • документальное фиксирование и хранение информации об операциях, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу; • подготовка и обучение кадров во вопросам ПОД/ФТ; • предоставление информации по запросам Росфинмониторинга; • обеспечение конфиденциальности мер, принимаемых кредитными организациями. В зависимости от вида операций и сделок, подлежащих мониторингу, финансовый мониторинг делится на обязательный и факультативный. Обязательный финансовый мониторинг - совокупность контрольных мероприятий, осуществляемых кредитными организациями в отношении сделок и операций с денежными средствами, подлежащими обязательному контролю. Особенностью данного вида мониторинга является то, что при наличии законодательно установленных «количественного» и «качественного» критерия и независимо от того, существуют ли у кредитной организации как субъекта финансового мониторинга какие-либо сомнения о связи данной операции или сделки с преступной деятельностью, информация о данной операции должна быть направлена в Росфинмониторинг в установленные сроки. Кредитные организации направляют информацию в Росфинмониторинг через территориальное управление Банка России не позднее следующего рабочего дня со дня проведения данной операции. Объектом обязательного финансового мониторинга являются не только сделки и операции клиентов и их выгодоприобретателей, но и собственные операции и сделки кредитной организации. Для отнесения сделки или операции к объекту обязательного финансового мониторинга необходимо одновременно наличие количественного и одного из качественных критериев. Особенностью данных критериев является то, что они устанавливаются только на законодательном уровне путем принятия соответствующего федерального закона.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 8016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |