Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Функции Росфинмониторинга и Банка России в сфере ПОД/ФТ




Уполномоченным органом по организации финансового монито­ринга на территории Российской Федерации является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и ее тер­риториальные подразделения.

Данная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро­ванию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Федеральная служба по финан­совому мониторингу располагается в Москве.

Росфинмониторинг возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Руководитель несет персональную ответственность за осуществле­ние возложенных на Росфинмониторинг задач и функций и подотче­тен непосредственно Правительству. Заместители руководителя Рос­финмониторинга назначаются и освобождаются от должности Прави­тельством по представлению руководителя Росфинмониторинга.

Основные функции Росфинмониторинга:

• осуществляет надзор за выполнением юридическими и физи­ческими лицами требований законодательства Российской Федера­ции о противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен­ных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства о финансовом мониторинге;

• проводит сбор, обработку, анализ информации об операциях (сделках), подлежащих контролю, а также проверяет полученную информацию, в том числе путем получения необходимых разъясне­ний по представленной информации.

• выявляет признаки операций (сделок) с денежными средст­вами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыва­нием) доходов, полученных преступным путем, или финансирова­нием терроризма;

• создает и ведет единую информационную систему и федераль­ную базу данных в сфере противодействия легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

• осуществляет подготовку проекта перечня организаций и фи­зических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доводит его до сведения субъектов финансового мониторинга;

• направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов;

• координирует деятельность федеральных органов исполни­тельной власти в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро­ризма, а также взаимодействует с Банком России;

• представляет Россию в международных организациях по во­просам финансового мониторинга, участвует в разработке и осущест­влении соответствующих программ международного сотрудничества;

• принимает решение о приостановлении отдельных операций физических и юридических лиц, а также принимает решения о не­желательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в России;

• ведет учет организаций — субъектов финансового монито­ринга, в сфере деятельности которых надзорные органы отсутствуют (например, факторинговые организации, лизинговые организации и другие).

Федеральная служба по финансовому мониторингу вправе:

• запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по во­просам, отнесенным к компетенции Росфинмониторинга;

• проводить проверочные мероприятия по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках), а также органи­зации внутреннего контроля;

• обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации о противодей­ствии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установ­ленном порядке к ответственности;

• разрабатывать и утверждать в пределах установленной сферы деятельности методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;

• пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера.

Федеральная служба по финансовому мониторингу на основании и во исполнение Конституции России, федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, актов Президента и Правитель­ства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере финансового мониторинга.

Приказом Росфинмониторинга от 23 мая 2008 г. утверждено Положение о порядке осуществления федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности кото­рых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001г. | № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма».

Кроме того, в рамках нормотворческой деятельности Росфинмониторинг вправе вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правитель­ства РФ и другие документы, которые касаются вопросов, относя­щихся к компетенции Росфинмониторинга, и по которым требуется решение Правительства.

В банковской системе России основные функции по противодей­ствию отмыванию преступных доходов и финансированию терро­ризма осуществляются Банком России.

Банк России осуществляет надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодатель­ства и нормативных актов Банка России, касающихся осуществления финансового мониторинга. Так, Банк России осуществляет надзор за исполнением кредитными организациями положений Закона о противодействии отмыванию преступных доходов и финансирова­нию терроризма в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля.

При нарушениях кредитными организациями нормативных ак­тов в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма Банк России вправе применять к кре­дитным организациям установленные законом меры воздействия. Росфинмониторинг не осуществляет проверки деятельности кре­дитных организаций на предмет соблюдения ими законодательства финансовом мониторинге и не возлагает на них меры воздействия за допущенные нарушения. Указанные функции в отношении кредит­ных организаций осуществляет только Банк России.

Банк России подготавливает и утверждает рекомендации по раз­работке кредитными организациями Правил внутреннего контроля в сфере финансового мониторинга, осуществляет их согласование. В на­стоящее время акты Банка России, устанавливающие рекомендации по разработке правил внутреннего контроля, порядок определения квалификационных требований к специальным должностным ли­цам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требований к подготовке и обу­чению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей, по­рядок представления информации в Росфинмониторинг, не согласо­ванные с Росфинмониторингом, применяются до 1 января 2009 года. Все вновь принятые акты Банка России по указанным выше вопро­сам подлежат согласованию с Росфинмониторингом.

Банк России определяет и выявляет признаки, свидетельствую­щие о том, что операции (сделки) связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма. Подчеркнем, что одним из документов в области финансового мониторинга в России стало письмо Банка России от 3 июля 1997 г. № 479 «О методических ре­комендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации».

Банк России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере финансового мониторинга путем со­ставления и рассылки информационных писем — обзоров практики применения действующего российского законодательства по проти­водействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (см., например, информационное письмо Банка России от 31 июля 2007 г. № 12 «Обобщение практики применения Федераль­ного закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.