Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Основные меры по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма




И факультативного финансовогомониторинга

Вид основания Обязательный финансовый мониторинг Факультативный финансовый мониторинг
Нормативно-правовое закрепление критериев и признаков сделок и операции Федеральный закон Правовые акты раз­личной юридической силы, в том числе акты рекомендательного ха­рактера
Наличие количествен­ного критерия сделки или операции 600 тыс. рублей / 3 млн рублей для сделок с не­движимым имуществом Как правило, количест­венный критерий отсут­ствует
Порядок направления сведений в Росфинмониторинг Не позднее следующего рабочего дня со дня со­вершения сделки /опе­рации Не позднее следую­щего рабочего дня со дня признания сделки / операции необычной уполномоченным орга­ном кредитной органи­зации

В рамках осуществления методологической деятельности над­зорные органы вправе в рекомендательном порядке предлагать иные критерии и основания для выявления необычных операций.

Вместе с тем следует обметить, что с момента включения данных критериев и оснований в Правила осуществления кредитной органи­зацией внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, выявление и направление сведений о них в Росфинмониторинг ста­новятся для кредитной организации обязанностью.

Таким образом, в настоящее время критерии и признаки необыч­ных операций содержатся в Законе о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, иных норма­тивных правовых актах, рекомендациях Росфинмониторинга, Банка России и ФСФР России, а также во внутренних документах кредит­ных организаций.

 

Противодействие легализации преступных доходов и финанси­рованию терроризма осуществляется путем реализации кредитными организациями ряда организационно-правовых мер, к которым по­мимо обязательного и факультативного финансового мониторинга следует также отнести идентификацию клиентов и их выгодоприоб­ретателей, предоставление информации в Росфинмониторинг и Банк России, отказ от совершения операций, хранение документов об опе­рациях и сделках, обеспечение конфиденциальности информации и многие другие.

Идентификация клиентов и выгодоприобретателей. Перво­начально кредитные организации обязаны идентифицировать кли­ентов и их выгодоприобретателей.

Клиент — любое физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании у кредитной организации1.

Кредитные организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.

Выгодоприобретатель - юридическое или физическое лицо, в интересах которого клиент кредитной организации осуществляет перации, как правило, на основании договоров поручения, договора комиссии или агентского договора.

В целом идентификацию клиента и (или) выгодоприобретателя

можно определить как сбор, фиксирование и хранение кредитной ор­ганизацией информации о клиенте и его выгодоприобретателе.

В международной практике идентификация клиента выгодоприобретателя известна как процедура «знай своего клиента» («Know Your Customer»), которая включает сбор, фиксирование, хранение информации о клиенте и его выгодоприобретателе, а также оценку риска их вовлеченности (причаст­ности) к легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

В Российской Федерации исключения в части процедуры идентификации клиентов и их выгодоприобретателей могут быть уста­новлены только на уровне федерального законодательства.

В настоящее время процедура идентификации не распространя­ется на клиентов — физических лиц, совершающих операции, сумма которых не превышает 30 тыс. рублей либо сумму в иностранной ва­люте, эквивалентную 30 тыс. рублям и:

1) связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2) связанных с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями;

3) связанных с осуществлением платы за жилое помещение, ком­мунальные услуги, с оплатой услуг по охране квартир и установке охранной сигнализации, а также при платежах за услуги связи;

4) связанных с уплатой взносов членами садоводческих, огород­нических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов, оплатой услуг платных автомобильных стоянок;

5) связанных с уплатой алиментов (п. 1.1 ст. 7 Закона о противо­действии легализации преступных доходов и финансированию тер­роризма).

Также не подлежат идентификации клиенты — физические лица, при проведении операции по покупке или продаже наличной ино­странной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей либо эквивалент в иностранной валюте.

Вместе с тем, если у работников кредитной организации возни­кают подозрения, что данная операция осуществляется в целях от­мывания преступных доходов или финансирования терроризма, идентификация клиентов и их выгодоприобретателей проводится в обязательном порядке (п. 1.2 ст. 7 названного Закона).

В целях идентификации клиента кредитная организация обязана получить следующую информацию:

в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гра­жданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностран­ного гражданина или лица без гражданства на пребывание (прожи­вание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистра­ции) или места пребывания, идентификационный номер налогопла­тельщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц — наименование, идентификаци­онной номер налогоплательщика или код иностранной организации государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

Ряд особенностей установлен для идентификации иностранных публичных должностных лиц. Согласно официальному разъяснению Росфинмониторинга, при решении вопроса о том, кто относится к числу «иностранных публичных должностных лиц», следует руко­водствоваться определением из пункта ст. 2 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.

Иностранным публичным должностным лицом является «любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо долж­ность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выпол­няющее какую-либо публичную функцию для иностранного госу­дарства, в том числе для публичного ведомства или публичного пред­приятия»1.

Кредитные организации в отношении данной категории физиче­ских лиц обязаны выявлять среди клиентов указанных лиц, прини­мать их на обслуживание только на основании письменного решения руководителя кредитной организации или его заместителя, опреде­лять источники происхождения денежных средств или иного имуще­ства иностранных публичных должностных лиц, а также обновлять информацию о данных лицах на регулярной основе.

Российское законодательство не содержит особенностей идентификации клиентов кредитных организация - российских публичных должностных лиц.

Обязательный и факультативный (дополнительный) фи­нансовый мониторинг (см. табл. 14). Кредитные организации обя­заны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг через Банк России информацию об операции не позднее рабо­чего дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу. К информации, предос­тавляемой в Росфинмониторинг через Банк России, относится: вид операции и основания ее совершения, дата ее совершения, сумма опе­рации, идентификационные сведения о клиенте, его представителях, а также контрагентах клиента по данной операции, а также его пред­ставителе.

Регулирование передачи сообщений кредитными организациями в Росфинмониторинг о выявленных операциях, подлежащих обязательному и/или факультативном финансовому мониторингу, регулируется специальным нормативным правовым актом — Положением Банка России от 29 августа 2008 г. № 321-П «О порядке представления кре­дитными организациями в уполномоченный орган сведений, преду­смотренных Федеральным законом «О противодействии легализа­ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финан­сированию терроризма».

Предоставление информации в Росфинмониторинг осуществля­ется кредитными организациями через территориальные учрежде­ния Банка России, в подведомственности которых находится соот­ветствующая кредитная организация или ее филиал, с использова­нием средств криптографической защиты.

В настоящее время порядок направления запросов Росфинмониторинга регулируется Положением о форме письменных запросов и перечне должностных лиц, имеющих право направлять запросы в кредитные организации, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 26 октября 2005 г. № 149.

Запросы направляются в письменной форме на официальном бланке Росфинмониторинга или его межрегионального управления и направляются в адрес кредитной организации на имя ее руководи­теля или в адрес филиала на имя его руководителя с копией руко­водителю кредитной организации, при условии, что информация по операциям с денежными средствами или иным имуществом ранее на­правлялась в Росфинмониторинг филиалом кредитной организации.

Для письменных запросов установлен ряд формальных требо­ваний. Так, письменный запрос должен содержать перечень запра­шиваемой информации, в том числе документов или заверенных в установленном порядке копий документов, форму и сроки их пред­ставления; подпись уполномоченного должностного лица Росфин­мониторинга или межрегионального управления.

При необходимости получения информации по операциям (сдел­кам) с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до 1 февраля 2002 года, обязательно приводится ссылка на наличие международного поручения или письменного запроса, поступившего в Росфинмониторинг на основании соответствующего международ­ного договора Российской Федерации, при этом содержание поруче­ния или запроса не раскрывается.

В случаях, когда запрашивается информация и подтверждающие ее документы по операциям, подлежащим обязательному контролю, сведения о которых запрашиваемая кредитная организация в Росфинмониторинг не представляла, в письменном запросе приводится ссылка на наличие соответствующих оснований для отнесения дан­ных операций к операциям, подлежащим обязательному контролю.

В письменном запросе могут не раскрываться данные конфиден­циального характера по указанным выше основаниям (например, конкретный источник информации о террористических связях или о подозрительности операций), при этом ответственность за достовер­ность утверждения о наличии таких оснований несут должностные лица Росфинмониторинга.

Письменные запросы в кредитные организации подписываются руководителем Росфинмониторинга, его заместителями, руководи­телями структурных подразделений Росфинмониторинга, а также, по поручению Росфинмониторинга, руководителями межрегиональ­ных управлений Росфинмониторинга (МРУ Росфинмониторинга) или лицами, их замещающими.

В письменных запросах МРУ Росфинмониторинга в кредитные организации приводится ссылка на соответствующее поручение Росфинмониторинга, при этом содержание поручения не раскрывается.

Ответы на запросы Росфинмониторинга представляются кредит­ными организациями в виде письменного документа на бумажном носителе и/или в электронном виде, которые подписываются руко­водителем кредитной организации либо иным уполномоченным ли­цом с обязательным указанием даты и номера запроса Росфинмони­торинга, в ответ на который предоставляется информация.

Противодействие финансированию терроризма. В целях про­тиводействия финансированию терроризма кредитные организации приостанавливают операции, за исключением операций по зачисле­нию денежных средств, поступивших на счет физического или юри­дического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения кли­ентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, пред­ставляют информацию о них в Росфинмониторинг в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенное в Перечень террористов и экстремистов.

В соответствии с Положением об издании КФМ России поста­новления о приостановлении операции (операций) с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных Фе­деральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным приказом КФМ России от 16 июня 2003 г. № 72, если Росфинмониторинг по результатам предварительной проверки информации признает информацию о приостановлении опе­рации, полученную от кредитной организации, обоснованной, Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операции (операций) с денежными средствами или иным имуществом.

Данное постановление должно быть издано Росфинмониторин-гом не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления кредитной организацией операции с денежными средствами или иным имуществом. Максимальный срок приостановления исполне­ния операции на основании постановления Росфинмониторинга со­ставляет 5 рабочих дней.

Постановление о приостановлении операции (операций) оформ­ляется на официальном бланке Росфинмониторинга, подписывается руководителем Росфинмониторинга либо его заместителями и удо­стоверяется оттиском печати.

Направление Росфинмониторингом данного постановления в кредитную организацию осуществляется в виде почтового отправле­ния с уведомлением о вручении, фельдъегерской (в том числе ведом­ственной) связью, нарочным с соблюдением мер, исключающих бес­контрольный доступ к документам во время доставки, или электрон­ной почтой, при этом документ должен быть подписан электронной цифровой подписью.

За исключением последнего случая, одновременно с направле­нием постановления в кредитную организацию направляется сроч­ной телеграммой, заверенной оператором связи, уведомление об издании Росфинмониторингом соответствующего постановления о приостановлении операции.

Помимо направления издания и направления постановления о приостановлении операции или нескольких операций в кредитную организацию Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следую­щего за днем подписания постановления о приостановлении опера­ции (операций)) подготавливает и направляет информацию о приос­тановленной операции и соответствующие материалы в правоохра­нительные органы.

При неполучении в течение двух рабочих дней с даты, когда по­ручение клиента должно быть выполнено, постановления Росфин­мониторинга о приостановлении соответствующей операции на до­полнительный срок кредитная организация осуществляет операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Феде­рации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление, например постановление о наложении ареста на денежные средства в рамках соответствующего уголовного дела и т.д.

Приостановление исполнения поручения клиента по переводу денежныхсредств не влечет наложения гражданско-правовой или иного вида ответ­ственности на кредитную организацию, если в результате приостановления исполнения операции нарушены положения договора, заключенного между кредитной организацией и клиентом и/или положения нормативных актов.

Целью законодателя при введении процедуры приостановления подобных операций является предоставление правоохранительным органам информации, а также времени, в течение которого они могут принять решение о дальнейших процессуальных действиях в отно­шении соответствующих активов и лиц.

Отказ от проведения операции. Кредитные организации вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении опера­ции, за исключением операций по зачислению денежных средств, по­ступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования инфор­мации в соответствии с действующим российским законодательством.

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Каждая кредитная орга­низация как субъект финансового мониторинга действует на основа­нии не только нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых уполномоченными органами власти, но и на основании внутренних документов, утвержденных органами управления кре­дитной организации, как правило, единоличным или коллегиальным исполнительным органом субъекта финансового мониторинга.

Основным внутренним документом кредитной организации в сфере финансового мониторинга являются Правила внутреннего контроля кредитной организации, осуществляемого в целях проти­водействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, и финансированию терроризма.

Наличие Правил внутреннего контроля в сфере финансового мониторинга является обязательным условием функционирования системы финансового мониторинга в кредитной организации.

Банк России издал в виде письма от 13 июля 2005 г. № 99-Т «Ме­тодические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро­ванию терроризма».

В отличие от российских стандартов аналогичные Правилам внутренние документы иностранных кредитных организаций (по­литики, правила, положения, инструкции, кодексы) менее форма Лизованы как правило, содержат описание основных принциповпостроения системы финансового мониторинга во всей финансовой организации (см. табл. 16).

Таблица 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.