КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Основные меры по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма
И факультативного финансовогомониторинга
В рамках осуществления методологической деятельности надзорные органы вправе в рекомендательном порядке предлагать иные критерии и основания для выявления необычных операций. Вместе с тем следует обметить, что с момента включения данных критериев и оснований в Правила осуществления кредитной организацией внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, выявление и направление сведений о них в Росфинмониторинг становятся для кредитной организации обязанностью. Таким образом, в настоящее время критерии и признаки необычных операций содержатся в Законе о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актах, рекомендациях Росфинмониторинга, Банка России и ФСФР России, а также во внутренних документах кредитных организаций.
Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма осуществляется путем реализации кредитными организациями ряда организационно-правовых мер, к которым помимо обязательного и факультативного финансового мониторинга следует также отнести идентификацию клиентов и их выгодоприобретателей, предоставление информации в Росфинмониторинг и Банк России, отказ от совершения операций, хранение документов об операциях и сделках, обеспечение конфиденциальности информации и многие другие. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей. Первоначально кредитные организации обязаны идентифицировать клиентов и их выгодоприобретателей. Клиент — любое физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании у кредитной организации1. Кредитные организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей. Выгодоприобретатель - юридическое или физическое лицо, в интересах которого клиент кредитной организации осуществляет перации, как правило, на основании договоров поручения, договора комиссии или агентского договора. В целом идентификацию клиента и (или) выгодоприобретателя можно определить как сбор, фиксирование и хранение кредитной организацией информации о клиенте и его выгодоприобретателе. В международной практике идентификация клиента выгодоприобретателя известна как процедура «знай своего клиента» («Know Your Customer»), которая включает сбор, фиксирование, хранение информации о клиенте и его выгодоприобретателе, а также оценку риска их вовлеченности (причастности) к легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. В Российской Федерации исключения в части процедуры идентификации клиентов и их выгодоприобретателей могут быть установлены только на уровне федерального законодательства. В настоящее время процедура идентификации не распространяется на клиентов — физических лиц, совершающих операции, сумма которых не превышает 30 тыс. рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30 тыс. рублям и: 1) связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; 2) связанных с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; 3) связанных с осуществлением платы за жилое помещение, коммунальные услуги, с оплатой услуг по охране квартир и установке охранной сигнализации, а также при платежах за услуги связи; 4) связанных с уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов, оплатой услуг платных автомобильных стоянок; 5) связанных с уплатой алиментов (п. 1.1 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма). Также не подлежат идентификации клиенты — физические лица, при проведении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей либо эквивалент в иностранной валюте. Вместе с тем, если у работников кредитной организации возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма, идентификация клиентов и их выгодоприобретателей проводится в обязательном порядке (п. 1.2 ст. 7 названного Закона). В целях идентификации клиента кредитная организация обязана получить следующую информацию: в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц — наименование, идентификационной номер налогоплательщика или код иностранной организации государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. Ряд особенностей установлен для идентификации иностранных публичных должностных лиц. Согласно официальному разъяснению Росфинмониторинга, при решении вопроса о том, кто относится к числу «иностранных публичных должностных лиц», следует руководствоваться определением из пункта ст. 2 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. Иностранным публичным должностным лицом является «любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия»1. Кредитные организации в отношении данной категории физических лиц обязаны выявлять среди клиентов указанных лиц, принимать их на обслуживание только на основании письменного решения руководителя кредитной организации или его заместителя, определять источники происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц, а также обновлять информацию о данных лицах на регулярной основе. Российское законодательство не содержит особенностей идентификации клиентов кредитных организация - российских публичных должностных лиц. Обязательный и факультативный (дополнительный) финансовый мониторинг (см. табл. 14). Кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг через Банк России информацию об операции не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу. К информации, предоставляемой в Росфинмониторинг через Банк России, относится: вид операции и основания ее совершения, дата ее совершения, сумма операции, идентификационные сведения о клиенте, его представителях, а также контрагентах клиента по данной операции, а также его представителе. Регулирование передачи сообщений кредитными организациями в Росфинмониторинг о выявленных операциях, подлежащих обязательному и/или факультативном финансовому мониторингу, регулируется специальным нормативным правовым актом — Положением Банка России от 29 августа 2008 г. № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Предоставление информации в Росфинмониторинг осуществляется кредитными организациями через территориальные учреждения Банка России, в подведомственности которых находится соответствующая кредитная организация или ее филиал, с использованием средств криптографической защиты. В настоящее время порядок направления запросов Росфинмониторинга регулируется Положением о форме письменных запросов и перечне должностных лиц, имеющих право направлять запросы в кредитные организации, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 26 октября 2005 г. № 149. Запросы направляются в письменной форме на официальном бланке Росфинмониторинга или его межрегионального управления и направляются в адрес кредитной организации на имя ее руководителя или в адрес филиала на имя его руководителя с копией руководителю кредитной организации, при условии, что информация по операциям с денежными средствами или иным имуществом ранее направлялась в Росфинмониторинг филиалом кредитной организации. Для письменных запросов установлен ряд формальных требований. Так, письменный запрос должен содержать перечень запрашиваемой информации, в том числе документов или заверенных в установленном порядке копий документов, форму и сроки их представления; подпись уполномоченного должностного лица Росфинмониторинга или межрегионального управления. При необходимости получения информации по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до 1 февраля 2002 года, обязательно приводится ссылка на наличие международного поручения или письменного запроса, поступившего в Росфинмониторинг на основании соответствующего международного договора Российской Федерации, при этом содержание поручения или запроса не раскрывается. В случаях, когда запрашивается информация и подтверждающие ее документы по операциям, подлежащим обязательному контролю, сведения о которых запрашиваемая кредитная организация в Росфинмониторинг не представляла, в письменном запросе приводится ссылка на наличие соответствующих оснований для отнесения данных операций к операциям, подлежащим обязательному контролю. В письменном запросе могут не раскрываться данные конфиденциального характера по указанным выше основаниям (например, конкретный источник информации о террористических связях или о подозрительности операций), при этом ответственность за достоверность утверждения о наличии таких оснований несут должностные лица Росфинмониторинга. Письменные запросы в кредитные организации подписываются руководителем Росфинмониторинга, его заместителями, руководителями структурных подразделений Росфинмониторинга, а также, по поручению Росфинмониторинга, руководителями межрегиональных управлений Росфинмониторинга (МРУ Росфинмониторинга) или лицами, их замещающими. В письменных запросах МРУ Росфинмониторинга в кредитные организации приводится ссылка на соответствующее поручение Росфинмониторинга, при этом содержание поручения не раскрывается. Ответы на запросы Росфинмониторинга представляются кредитными организациями в виде письменного документа на бумажном носителе и/или в электронном виде, которые подписываются руководителем кредитной организации либо иным уполномоченным лицом с обязательным указанием даты и номера запроса Росфинмониторинга, в ответ на который предоставляется информация. Противодействие финансированию терроризма. В целях противодействия финансированию терроризма кредитные организации приостанавливают операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в Росфинмониторинг в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенное в Перечень террористов и экстремистов. В соответствии с Положением об издании КФМ России постановления о приостановлении операции (операций) с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным приказом КФМ России от 16 июня 2003 г. № 72, если Росфинмониторинг по результатам предварительной проверки информации признает информацию о приостановлении операции, полученную от кредитной организации, обоснованной, Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операции (операций) с денежными средствами или иным имуществом. Данное постановление должно быть издано Росфинмониторин-гом не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления кредитной организацией операции с денежными средствами или иным имуществом. Максимальный срок приостановления исполнения операции на основании постановления Росфинмониторинга составляет 5 рабочих дней. Постановление о приостановлении операции (операций) оформляется на официальном бланке Росфинмониторинга, подписывается руководителем Росфинмониторинга либо его заместителями и удостоверяется оттиском печати. Направление Росфинмониторингом данного постановления в кредитную организацию осуществляется в виде почтового отправления с уведомлением о вручении, фельдъегерской (в том числе ведомственной) связью, нарочным с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки, или электронной почтой, при этом документ должен быть подписан электронной цифровой подписью. За исключением последнего случая, одновременно с направлением постановления в кредитную организацию направляется срочной телеграммой, заверенной оператором связи, уведомление об издании Росфинмониторингом соответствующего постановления о приостановлении операции. Помимо направления издания и направления постановления о приостановлении операции или нескольких операций в кредитную организацию Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания постановления о приостановлении операции (операций)) подготавливает и направляет информацию о приостановленной операции и соответствующие материалы в правоохранительные органы. При неполучении в течение двух рабочих дней с даты, когда поручение клиента должно быть выполнено, постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок кредитная организация осуществляет операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление, например постановление о наложении ареста на денежные средства в рамках соответствующего уголовного дела и т.д. Приостановление исполнения поручения клиента по переводу денежныхсредств не влечет наложения гражданско-правовой или иного вида ответственности на кредитную организацию, если в результате приостановления исполнения операции нарушены положения договора, заключенного между кредитной организацией и клиентом и/или положения нормативных актов. Целью законодателя при введении процедуры приостановления подобных операций является предоставление правоохранительным органам информации, а также времени, в течение которого они могут принять решение о дальнейших процессуальных действиях в отношении соответствующих активов и лиц. Отказ от проведения операции. Кредитные организации вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с действующим российским законодательством. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Каждая кредитная организация как субъект финансового мониторинга действует на основании не только нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых уполномоченными органами власти, но и на основании внутренних документов, утвержденных органами управления кредитной организации, как правило, единоличным или коллегиальным исполнительным органом субъекта финансового мониторинга. Основным внутренним документом кредитной организации в сфере финансового мониторинга являются Правила внутреннего контроля кредитной организации, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Наличие Правил внутреннего контроля в сфере финансового мониторинга является обязательным условием функционирования системы финансового мониторинга в кредитной организации. Банк России издал в виде письма от 13 июля 2005 г. № 99-Т «Методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В отличие от российских стандартов аналогичные Правилам внутренние документы иностранных кредитных организаций (политики, правила, положения, инструкции, кодексы) менее форма Лизованы как правило, содержат описание основных принциповпостроения системы финансового мониторинга во всей финансовой организации (см. табл. 16). Таблица 16
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |