Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количественные и качественные критерии операций и сделок, подлежащих обязательному финансовому мониторингу




Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей, либо равна сумме в иностран­ной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублям, или превышает ее (ко­личественный критерий), а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций (качественный критерий):

операции с денежными средствами в наличной форме:

— снятие со счета или зачисление на счет юридического лица де­нежных средств в наличной форме в случаях, если это не обуслов­лено характером его хозяйственной деятельности;

— покупка или продажа наличной иностранной валюты физиче­ским лицом;

— приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

В отношении покупки ценных бумаг отметим, что поскольку действующее законодательство Российской Федерации не относит дорожный чек к ценным бумагам, операция по приобретению физическим лицом дорожных чеков за наличный расчет не относится к операциям, подлежащим обязательно­му контролю (см. п. 2 информационного письма Банка России от 26 марта 2007 г. №11).

В свою очередь, если при выдаче кредитной организацией собственных векселей физическое лицо приобретает их за наличный расчет и сумма, на которую совершается эта операция, равна или превышает 600 тыс. рублей, то данная операция подлежит обязательному контролю и сведения о ней долж­ны быть направлены в Росфинмониторинг (см. п. 2 информационного пись­ма Банка России от 15 июня 2004 г. № 6). [

— получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

— обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого дос­тоинства;

— внесение физическим лицом в уставный (складочный) капи­тал организации денежных средств в наличной форме;

зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставле­ние или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юри­дическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место житель­ства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрирован­ном в указанном государстве (на указанной территории);

В настоящее время данный критерий фактически не действует, так как Перечень государств и территорий, которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не содержит каких-либо государств или территорий. Данный Перечень государств и территорий составляется и публикуется Росфинмониторингом (см. приказ Росфинмониторинга от 24 апреля 2006 г. № 54).

Подобная ситуация объясняется тем, что ФАТФ объявлен мораторий на включение в Перечень несотрудничающих стран и территорий ФАТФ, кото­рый является основой российского Перечня государств или территорий.

операции по банковским счетам (вкладам):

— размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформ­лением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъяви­теля;

— открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размеще­нием в него денежных средств в наличной форме;

— перевод денежных средств за границу на счет (вклад), откры­тый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

— зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период дея­тельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание де­нежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

в случае осуществления операций по зачислению денежных средств на (счет (вклад) и списанию денежных средств со счета между юридическими лицами - клиентами одной кредитной организации возможно направление j кредитной организацией в Росфинмониторинг одного сообщения по опера­ции, сторонами по которой в качестве плательщика и получателя выступают юридические лица - клиенты кредитной организации, период деятельности каждого из которых не превышает 3 месяцев со дня регистрации (см. п. 3 ин­формационного письма Банка России от 31 июля 2007 г. № 12).

Первым днем 3-месячного срока является день внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации юридиче­ского лица в соответствующий государственный реестр (п. 1 информацион­ного письма Банка России от 26 марта 2007 г. № 11).

иные сделки с движимым имуществом:

— помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, юве­лирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

— выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным ви­дам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

— получение или предоставление имущества по договору финан­совой аренды (лизинга);

По мнению Банка России, в отношении лизинговых операций следует от­метить, что кредитная организация обязана направлять в Росфинмониторинг сообщение об операции по получению либо предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в случае, когда она выступает в ка­честве стороны по договору финансовой аренды (лизинга), а также в случае, если из представленных клиентом документов ей стало известно о получении или предоставлении им имущества по договору финансовой аренды (ли­зинга).

— переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

Не попадают под указанный критерий операции по зачислению денежных средств на счет (списанию их со счета), осуществляемые клиентом кредитной организации по поручению его контрагентов (например, по договору поруче­ния, комиссии или агентскому договору или при исполнении обязательства третьим лицом) (см. п. 4 информационного письма Банка России от 15 июня 2004 г. № б).

— скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

— получение денежных средств в виде платы за участие в лоте­рее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске иг­рах, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

— предоставление юридическими лицами, не являющимися кре­дитными организациями, беспроцентных займов физическим ли­цам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

По общему правилу при отсутствии у кредитной организации информации о безвозмездном характере рассматриваемых правоотношений договор зай­ма, заключенный путем выпуска и продажи облигаций, не может рассматри­ваться в качестве сделки, подлежащей обязательному мониторингу (см. п. 1 информационного письма Банка России от 31 августа 2005 г. № 8 «Обобще­ние практики применения Федерального закона «О противодействии легали­зации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро­ванию терроризма» и принятых во исполнение его нормативных актов Банка России»).

В отличие от вышеуказанных видов операций для сделок с не­движимым имуществом количественный критерий составляет 3 млн. рублей или эквивалент в иностранной валюте. Уточним, что в данном случае речь идет именно о сделке с недвижимостью, а не о платеже подоговору, связанному с недвижимостью. Среди наиболее распростра­ненных сделок следует выделить:

1) договор купли-продажи недвижимости;

2) договор мены недвижимости;

3) договор залога недвижимого имущества (например, квартиры, нежилого помещения);

4) договор аренды недвижимости.

Передача в залог права (требования) по договору участия в долевом строительстве не является сделкой с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю в соответствии с федеральным законом (см. п. 3 информационного письма Банка России от 26 марта 2007 г. № 11).

Не является объектом обязательного финансового мониторинга сделка купли продажи закладной (пула закладных), так как данная операция рассмат­ривается надзорным органом как операция с ценными бумагами, а не с не­движимым имуществом (п. 4 указанного информационного письма).

При проведении операции с иностранной валютой ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Банка Рос­сии, действующему на дату совершения такой операции.

По общему правилу кредитная организация должна представлять в Росфинмониторинг сведения о любых сделках с недвижимым иму­ществом (купля-продажа, аренда, залог и т.д.), сумма которых равна или превышает 3 млн. рублей, если кредитная организация является стороной по сделке либо если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.

Банк России считает, что в случае если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента по сделке с недвижи­мым имуществом не располагает всей необходимой информацией, на основании которой она может сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная опера­ция при реализации правил внутреннего «противолегализационного» контроля не отнесена к операции, в отношении которой возникает по­дозрение, что она связана с легализацией (отмыванием) доходов, по­лученных преступным путем, или финансированием терроризма, обя­занности по направлению соответствующих сведений в Росфинмони­торинг у субъекта финансового мониторинга не возникает.

По мнению Банка России, договор участия в долевом строитель­стве (договор инвестирования), а также договор об уступке права (тре­бования) по указанному договору при условии, что они заключены на сумму, не менее 3 млн. рублей, с момента их государственной регист­рации являются сделками, подлежащими обязательному контролю.

Таким образом, кредитная организация должна сообщать в Росфинмониторинг сведения о сделках с недвижимым имуществом, если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о соверше­нии такой сделки.

И наконец, к объекту обязательного контроля относятся опера­ции, если хотя бы одной из сторон является организация или физи­ческое лицо, в отношении которых имеются полученные в законода­тельно установленном порядке сведения об их причастности к экс­тремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находится в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо действует от имени или по указанию таких организации или лица (Перечень террористов и экстремистов).

Особенность мониторинга данного вида операций состоит в том, что наличия какого-либо «количественного» критерия в этом случае не требуется — достаточно полного совпадения идентификационных данных одного из участника операции с информацией, содержащейся в Перечне террористов и экстремистов.

Основаниями для включения организации или физического лица в Перечень террористов и экстремистов являются:

— вступившее в законную силу решение суда Российской Феде­рации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;

— вступивший в законную силу приговор суда Российской Фе­дерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;

— решение Генерального прокурора или подчиненного ему про­курора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответ­ственности за террористическую деятельность;

— постановление следователя о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;

— составляемые международными организациями, осуществ­ляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими орга­нами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

— признаваемые в Российской Федерации в соответствии с меж­дународными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность;

включение организации в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Фе­дерации террористическими.

В настоящее время данный Перечень составляется и рассылается Росфинмониторингом в субъекты финансового мониторинга, кото­рые осуществляют проверку своих клиентов и выгодоприобретате­лей на принадлежность к данному Перечню террористов и экстреми­стов. В кредитные организации данный Перечень направляется соот­ветствующим территориальным учреждением Банка России.

Кредитная организация не имеет право по собственному усмотрению до­полнять указанный Перечень.

На 1 июня 2007 года Перечень террористов и экстремистов вклю­чал 123 организации и 356 физических лиц, из основанных на резо­люциях Совета Безопасности ООН списков международных терро­ристов, а также 25 организаций, деятельность которых на территории России запрещена по решению Верховного Суда Российской Феде­рации, и 1830 физических лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела по соответствующим статьям Уголовного кодекса или приняты решения судов, признавших их виновными в соверше­нии преступлений террористического характера.

Факультативный финансовый мониторинг - совокупность мероприятий по выявлению, фиксированию и направлению в Росфинмониторинг через Банк России информации об необыч­ных операциях, критерии и признаки которых установлены в нор­мативных правовых актах и во внутренних документах кредитных организаций.

Термин «факультативный финансовый мониторинг» не предпо­лагает выбор со стороны кредитной организации о необходимости осуществлять данный вид мониторинга. Речь идет о том, что факуль­тативный мониторинг является дополнительным видом финансо­вого мониторинга, который обязана осуществлять каждая из кредит­ных организаций.

Наличие факультативного финансового мониторинга продикто­вано, прежде всего, тем, что законодатель не способен закрепить все критерии и признаки операций в рамках обязательного финансового мониторинга, а также незамедлительно реагировать на изменяющиеся экономические отношения, а значит, и на новые способы от­мывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Среди законодательно установленных критериев и признаков выделяют:

• запутанный или необычный характер сделки, не имеющей оче­видного экономического смысла или очевидной законной цели;

• несоответствие сделки целям деятельности организации, уста­новленным учредительными документами этой организации;

• выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществ­ления является уклонение от процедур обязательного финансового мониторинга (п. 2 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию пре­ступных доходов и финансированию терроризма).

Во внутренних документах кредитной организации, регулирую­щих вопросы ПОД/ФТ, как правило, это Правила осуществления кредитной организацией внутреннего контроля в целях противодей­ствия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливаются дополни­тельные критерии и признаки операций, подлежащих факультатив­ному финансовому мониторингу (см. табл. 15).

В случае, если у работника кредитной организации возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмы­вания преступных доходов или финансирования терроризма, кредит­ная организация не позднее рабочего дня, следующего за днем выяв­ления таких операций, направляет в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к критериями или признакам операций, подлежащих обязательному или факультативному финансовому мониторингу.

Объектом факультативного (дополнительного) финансового мо­ниторинга являются необычные операции и сделки. В научной ли­тературе также встречаются синонимичные понятия, такие как «по­дозрительные операции», «сомнительные операции», «suspicious transactions».

Необычные операции следует определить как операции и сделки, характеристики которых или основания их проведения дают основания полагать, что данные операции или сделки осу­ществляются в целях отмывания преступных доходов или финан­сирований Терроризма, Таблица 15

Сравнительная таблица обязательного




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.