КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Количественные и качественные критерии операций и сделок, подлежащих обязательному финансовому мониторингу
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублям, или превышает ее (количественный критерий), а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций (качественный критерий): операции с денежными средствами в наличной форме: — снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; — покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; — приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; В отношении покупки ценных бумаг отметим, что поскольку действующее законодательство Российской Федерации не относит дорожный чек к ценным бумагам, операция по приобретению физическим лицом дорожных чеков за наличный расчет не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю (см. п. 2 информационного письма Банка России от 26 марта 2007 г. №11). В свою очередь, если при выдаче кредитной организацией собственных векселей физическое лицо приобретает их за наличный расчет и сумма, на которую совершается эта операция, равна или превышает 600 тыс. рублей, то данная операция подлежит обязательному контролю и сведения о ней должны быть направлены в Росфинмониторинг (см. п. 2 информационного письма Банка России от 15 июня 2004 г. № 6). [ — получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; — обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
— внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме; зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); В настоящее время данный критерий фактически не действует, так как Перечень государств и территорий, которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не содержит каких-либо государств или территорий. Данный Перечень государств и территорий составляется и публикуется Росфинмониторингом (см. приказ Росфинмониторинга от 24 апреля 2006 г. № 54). Подобная ситуация объясняется тем, что ФАТФ объявлен мораторий на включение в Перечень несотрудничающих стран и территорий ФАТФ, который является основой российского Перечня государств или территорий. операции по банковским счетам (вкладам): — размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; — открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; — перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
— зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия; в случае осуществления операций по зачислению денежных средств на (счет (вклад) и списанию денежных средств со счета между юридическими лицами - клиентами одной кредитной организации возможно направление j кредитной организацией в Росфинмониторинг одного сообщения по операции, сторонами по которой в качестве плательщика и получателя выступают юридические лица - клиенты кредитной организации, период деятельности каждого из которых не превышает 3 месяцев со дня регистрации (см. п. 3 информационного письма Банка России от 31 июля 2007 г. № 12). Первым днем 3-месячного срока является день внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации юридического лица в соответствующий государственный реестр (п. 1 информационного письма Банка России от 26 марта 2007 г. № 11). иные сделки с движимым имуществом: — помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; — выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; — получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); По мнению Банка России, в отношении лизинговых операций следует отметить, что кредитная организация обязана направлять в Росфинмониторинг сообщение об операции по получению либо предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в случае, когда она выступает в качестве стороны по договору финансовой аренды (лизинга), а также в случае, если из представленных клиентом документов ей стало известно о получении или предоставлении им имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
— переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; Не попадают под указанный критерий операции по зачислению денежных средств на счет (списанию их со счета), осуществляемые клиентом кредитной организации по поручению его контрагентов (например, по договору поручения, комиссии или агентскому договору или при исполнении обязательства третьим лицом) (см. п. 4 информационного письма Банка России от 15 июня 2004 г. № б). — скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; — получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; — предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа. По общему правилу при отсутствии у кредитной организации информации о безвозмездном характере рассматриваемых правоотношений договор займа, заключенный путем выпуска и продажи облигаций, не может рассматриваться в качестве сделки, подлежащей обязательному мониторингу (см. п. 1 информационного письма Банка России от 31 августа 2005 г. № 8 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых во исполнение его нормативных актов Банка России»). В отличие от вышеуказанных видов операций для сделок с недвижимым имуществом количественный критерий составляет 3 млн. рублей или эквивалент в иностранной валюте. Уточним, что в данном случае речь идет именно о сделке с недвижимостью, а не о платеже подоговору, связанному с недвижимостью. Среди наиболее распространенных сделок следует выделить: 1) договор купли-продажи недвижимости;
2) договор мены недвижимости; 3) договор залога недвижимого имущества (например, квартиры, нежилого помещения); 4) договор аренды недвижимости. Передача в залог права (требования) по договору участия в долевом строительстве не является сделкой с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю в соответствии с федеральным законом (см. п. 3 информационного письма Банка России от 26 марта 2007 г. № 11). Не является объектом обязательного финансового мониторинга сделка купли продажи закладной (пула закладных), так как данная операция рассматривается надзорным органом как операция с ценными бумагами, а не с недвижимым имуществом (п. 4 указанного информационного письма). При проведении операции с иностранной валютой ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Банка России, действующему на дату совершения такой операции. По общему правилу кредитная организация должна представлять в Росфинмониторинг сведения о любых сделках с недвижимым имуществом (купля-продажа, аренда, залог и т.д.), сумма которых равна или превышает 3 млн. рублей, если кредитная организация является стороной по сделке либо если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки. Банк России считает, что в случае если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента по сделке с недвижимым имуществом не располагает всей необходимой информацией, на основании которой она может сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил внутреннего «противолегализационного» контроля не отнесена к операции, в отношении которой возникает подозрение, что она связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению соответствующих сведений в Росфинмониторинг у субъекта финансового мониторинга не возникает. По мнению Банка России, договор участия в долевом строительстве (договор инвестирования), а также договор об уступке права (требования) по указанному договору при условии, что они заключены на сумму, не менее 3 млн. рублей, с момента их государственной регистрации являются сделками, подлежащими обязательному контролю. Таким образом, кредитная организация должна сообщать в Росфинмониторинг сведения о сделках с недвижимым имуществом, если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки. И наконец, к объекту обязательного контроля относятся операции, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в законодательно установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находится в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо действует от имени или по указанию таких организации или лица (Перечень террористов и экстремистов). Особенность мониторинга данного вида операций состоит в том, что наличия какого-либо «количественного» критерия в этом случае не требуется — достаточно полного совпадения идентификационных данных одного из участника операции с информацией, содержащейся в Перечне террористов и экстремистов. Основаниями для включения организации или физического лица в Перечень террористов и экстремистов являются: — вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму; — вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера; — решение Генерального прокурора или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность; — постановление следователя о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера; — составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами; — признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность; — включение организации в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими. В настоящее время данный Перечень составляется и рассылается Росфинмониторингом в субъекты финансового мониторинга, которые осуществляют проверку своих клиентов и выгодоприобретателей на принадлежность к данному Перечню террористов и экстремистов. В кредитные организации данный Перечень направляется соответствующим территориальным учреждением Банка России. Кредитная организация не имеет право по собственному усмотрению дополнять указанный Перечень. На 1 июня 2007 года Перечень террористов и экстремистов включал 123 организации и 356 физических лиц, из основанных на резолюциях Совета Безопасности ООН списков международных террористов, а также 25 организаций, деятельность которых на территории России запрещена по решению Верховного Суда Российской Федерации, и 1830 физических лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела по соответствующим статьям Уголовного кодекса или приняты решения судов, признавших их виновными в совершении преступлений террористического характера. Факультативный финансовый мониторинг - совокупность мероприятий по выявлению, фиксированию и направлению в Росфинмониторинг через Банк России информации об необычных операциях, критерии и признаки которых установлены в нормативных правовых актах и во внутренних документах кредитных организаций. Термин «факультативный финансовый мониторинг» не предполагает выбор со стороны кредитной организации о необходимости осуществлять данный вид мониторинга. Речь идет о том, что факультативный мониторинг является дополнительным видом финансового мониторинга, который обязана осуществлять каждая из кредитных организаций. Наличие факультативного финансового мониторинга продиктовано, прежде всего, тем, что законодатель не способен закрепить все критерии и признаки операций в рамках обязательного финансового мониторинга, а также незамедлительно реагировать на изменяющиеся экономические отношения, а значит, и на новые способы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Среди законодательно установленных критериев и признаков выделяют: • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного финансового мониторинга (п. 2 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма). Во внутренних документах кредитной организации, регулирующих вопросы ПОД/ФТ, как правило, это Правила осуществления кредитной организацией внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливаются дополнительные критерии и признаки операций, подлежащих факультативному финансовому мониторингу (см. табл. 15). В случае, если у работника кредитной организации возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма, кредитная организация не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, направляет в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к критериями или признакам операций, подлежащих обязательному или факультативному финансовому мониторингу. Объектом факультативного (дополнительного) финансового мониторинга являются необычные операции и сделки. В научной литературе также встречаются синонимичные понятия, такие как «подозрительные операции», «сомнительные операции», «suspicious transactions». Необычные операции следует определить как операции и сделки, характеристики которых или основания их проведения дают основания полагать, что данные операции или сделки осуществляются в целях отмывания преступных доходов или финансирований Терроризма, Таблица 15 Сравнительная таблица обязательного
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |