Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему это так? Почему именно технологии становятся основой практической педагогической деятельности?




Это связано с тем, что знания для человека приобретают сегодня конкретный, прагматичный и продуктивный смысл как источник дохода, прежде всего.

Образование всё больше и больше становится коммерческим. Вкладывая деньги в своё образование, потребители хотят получить продукт именно того качества, которое они заказали. Педагог, в свою очередь, выставляет на рынок труда свой профессионализм, в основе которого лежит знание педагогических технологий.

В настоящее время педагогическую технологию понимают как взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Такое понимание технологии позволяет:

- разрабатывать выверенные педагогические технологии с помощью специалистов – теоретиков и практиков;

- выбирать педагогические технологии в соответствии с целями, условиями и возможностями учителя и детей.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех.

Понятие "педагогическая технология" относится, прежде всего, к процессу, к методам, к средствам и формам организации этого процесса.

То есть – технология, это всё то, что находится между целью и результатом. В педагогической технологии сливаются воедино ум педагога, его дело и ресурсы, которыми он пользуется (идеи, методы, формы, средства).

Главные вопросы, на которые отвечает педагогическая технология: как учить, как воспитывать, как развивать, как создать наиболее благоприятные условия для познавательной деятельности детей, чтобы получить "продукт" заданного качества?

Фактически все эти вопросы можно свести к одному, но очень важному вопросу: как надо действовать учителю, чтобы результаты его работы совпали с поставленными требованиями?

Понятие "педагогическая технология" отличается от понятия "методика преподавания и воспитательной работы", которое сегодня тоже используется в педагогике, это обязательно нужно иметь ввиду.

Понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приёмов обучения и воспитания безотносительно к педагогу, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает проявление личности педагога во всём её многообразии.

Кроме того, педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов деятельности детей, а предназначение методики ограничивается только учителем.

Педагогическая технология служит конкретизацией методики, подразумевает полную управляемость учебно – воспитательным процессом, основанную на научных достижениях.

В этом и состоят их отличия.

Кроме того, педагогические технологии отличаются также от производственных технологий, но, вместе с тем, они имеют и общие черты.

К общим чертам производственных и педагогических технологий можно отнести:

- наличие конкретных целей

- установленную последовательность трудовых операций

- оснащённость технологического процесса

- возможность контроля и учёта.

Различия заключаются в том, что:

- производственные технологии не допускают отклонений

- они жёстко обусловлены временем

- имеют жёсткие предписания к исполнению

- зачастую не зависят от воли исполнителя.

Наиболее существенные признаки педагогических технологий:

1. технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел – её основу всегда составляет определённая позиция автора

2. технологическая цепочка действий всегда выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму ожидаемого результата

3. технология всегда предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и детей на основе диалогического общения

4. элементы педагогической технологии, с одной стороны, должны быть воспроизводимы любым учителем, а с другой стороны – гарантировать достижение определённых результатов всеми школьниками (на уровне государственного стандарта)

5. обязательной частью любой технологии являются диагностические процедуры, измеряющие результаты деятельности.

Педагогические технологии в настоящее время в педагогике достаточно многообразны, поэтому у разных авторов мы можем встретить разную их классификацию.

Так, В. А. Сластёнин подразделяет педагогические технологии на технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.

В зависимости от этапа решения педагогической задачи он же подразделяет педагогические технологии на общие и частные.

К общим технологиям В. А. Сластёнин относит технологии конструирования и осуществления образовательного процесса.

К частным – технологии решения таких педагогических задач, как стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка результатов и др.

Удругих авторов мы встретимподразделение технологий на следующие виды:

- общепедагогические

- специальные

- инновационные.

Общепедагогические технологии это, прежде всего, все традиционные образовательные технологии: технологии обучения и воспитания, диалоговые технологии.

В них поэтапно представлены цель и учебно – воспитательные задачи, способы их решения, диагностика и оценка полученных результатов.

Специальные технологии - к ним можно отнести тренинговые и компьютерные технологии, игровые технологии.

Тренинговые технологии – это система деятельности и способов решения задач в ходе обучения (через решение специальных упражнений).

Компьютерные технологии реализуются в рамках системы "педагог – компьютер – воспитанник" с помощью обучающих программ различного вида.

Игровые технологии представляют собой игровое взаимодействие педагога и воспитанника через реализацию определённого сюжета (сказка, спектакль, деловое общение).

Инновационные технологии они открывают новые возможности в деятельности педагога.

Их примером могут быть проектные технологии.

Проектная деятельность требует значительной самостоятельной работы детей. Педагог при этом становится помощником детского сообщества, он не диктует свою волю, а активизирует детей, поддерживает и стимулирует их деятельность по решению личных и общественных проблем.

К этой группе технологий можно отнести также учебно – исследовательскую деятельность воспитанников (исследовательские технологии). Дети выполняют исследовательские работы в области истории, литературы, биологии, экологии и т. д.

Похожую с этой, но всё же несколько иную классификацию педагогических технологий, предлагает нам Иван Павлович Подласый в своём учебном пособии.

За основу классификации он берёт иерархию педагогических категорий – согласно ей он классифицирует и педагогические технологии.

Классификация технологий у И. П. Подласого представлена следующим образом (снизу вверх идём):

- технологии учебные (нижнее звено)

- технологии воспитательные

- технологии развивающие

- учительские (авторские технологии) – высшее звено.

Учительские (авторские или персональные) технологии неразрывно связаны с личным мастерством педагога, его высоким уровнем профессионализма, с собственным педагогическим подчерком.

В этом - их отличительная особенность. Такие технологии почти недоступны для повторения, так как они несут на себе определённый отпечаток неповторимой личности автора и тех условий, в которых они применяются.

Пример такой технологии – "победная технология" обучения В. Ф Шаталова.

Таковы основные виды педагогических технологий в педагогике и варианты их классификаций.

Сосчитать все технологии невозможно. Их очень много.

Кроме того, очень часто любое мало – мальски обособленное действие часто называют технологией, что не совсем верно (например: "технология опроса").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.