Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осуществление коммуникации – это важнейшее умение учителя




Педагогическая технология – это, по сути, компонент педагогического мастерства, который представляет собой профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребёнка в контексте их взаимодействия.

Подход: его приверженцы рассматривают педагогическое мастерство с позиций индивидуально – личностного подхода.

При такой позиции в структуру педагогического мастерства включаются такие компоненты как:

- гуманистическая направленность личности учителя

- его профессиональные знания

- его педагогические способности

- педагогическая техника.

Таковы три основных подхода к пониманию педагогического мастерства в современной педагогике.

Как видим, несмотря на определённые различия к пониманию мастерства, во всех подходах оно связано с личностью и деятельностью педагога.

Вот эта – то связь и помогает точно установить соотношение технологии и педагогического мастерства – и технология, и мастерство тесно связаны друг с другом: одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где ими, и будет проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Операционное воздействие педагога на ребёнка в контексте их взаимодействия есть ни что иное, как педагогическая техника.

Обратите внимание, что в двух подходах к структуре педагогического мастерства она выделена именно в такой формулировке.

Педагогическая техника – это совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на ученика и детский коллектив в целом (В.А. Сластёнин).

По сути, педагогическая техника – есть компонент педагогического мастерства и ∕ или отдельное слагаемое педагогической технологии.

Н. Е. Щуркова определяет педагогическую технику как профессиональное владение педагогом собственным психофизическим аппаратом как средством осознанного педагогического воздействия.

Что она имеет ввиду под "психофизическим аппаратом"?

Прежде всего, голос, движения, позы, походку, мимику педагога. Иными словами, тело педагога она считает его профессиональным инструментом.

И тут нет ничего необычного или обидного для педагога. Существует очень много профессий, в которых психофизический аппарат играет такую же значимую роль, как и в профессии педагога. Это актёры, музыканты, политики, телекомментаторы. Сюда же мы отнесём продавцов, чиновников, менеджеров и др.

Наши телодвижения сообщают окружающим о наших намерениях, о нашем состоянии, даже о нашем характере. В повседневном общении мы неосознанно получаем информацию о другом человеке именно благодаря его телодвижениям.

Также и в педагогической деятельности первую информацию о нас и нашем настроении дети получают, прежде всего, интуитивно, через наше внешнее состояние.

Педагогической техникой нельзя овладеть, не владея технологией педагогического общения, не развивая свою речь, её культуру – поставленный голос, правильная дикция, разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.

А. С. Макаренко говорил, что он почувствовал себя настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "Иди сюда" с 15 – 20 оттенками речи, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса.

Кроме того, он считал, что любой воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть весёлым, сердитым.

А. С Макаренко придавал большое значение владению словом – он говорил: "Детям нужно уметь сказать так, чтобы они почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность".

Всему этому, безусловно, можно и нужно учиться.

А. С. Макаренко писал в своё время: "Я убеждён, что в будущем в педагогических вузах обязательнобудет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом. Без такой работы я не представляю себе воспитателя".

Вот такое значение он придавал психофизическим факторам, о которых сегодня говорит Н. Е. Щуркова.

Кроме названных умений и навыков, к педагогической технике можно отнести и такие навыки, как:

- управление своим телом (правильность позы)

- управление своим психическим состоянием

- управление инициативой в процессе общения

- умение расположить к себе собеседника

- умение образно, эмоционально передать информацию

- умение интонировать голос для выражения просьбы, приказа, требования, совета, пожелания.

Как видите, умения и навыки, входящие в состав педагогической техники достаточно разнообразны.

Давайте попробуем теперь свести их в единую структуру.

Итак, структура педагогической техники может быть выражена следующим образом:

1. речевые умения

2. умения мимической и пантомимической выразительности

3. умения управления своим психическим состоянием

4. актерско-режиссерские умения, которые помогают влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников.

Особенности педагогической техники заключаются в следующем:

- умения и навыки педагогической техники всегда носят индивидуально – личностный характер и зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога;

- умения и навыки педагогической техники всегда проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми;

- умения и навыки педагогической техники наиболее полно раскрывают нравственные и эстетические позиции педагога.

Особенности умений и навыков педагогической техники проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми.

Сами по себе, отдельно от педагогической ситуации, умения и навыки педагогической техники не содержат социально – педагогических оценок.

Так, мелодичным голосом можно оскорбить и унизить, сказать гадость, но с помощью мелодики голоса можно и воодушевить, поддержать, обласкать.

Кроме этого, особенности педагогической техники всегда зависят от возраста, пола, здоровья, темперамента и характера педагога.

Именно через особенности педагогической техники детям раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога.

Итак, мы с вами познакомились до сего момента с такими понятиями, как:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.