Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды банков и организационно-экономические основы их функционирования




Цели деятельности и функции Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Банк России создан и действует на основании Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» (в редакции от 10 июля 2002 года). В соответствии с этим законом уставный капитал (в размере 3 млрд руб.) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России.

Коллегиальным органом Банка России является Национальный банковский совет численностью 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации, Государственной Думы, Президента и Правительства Российской Федерации. В его состав входит также Председатель Банка России. Совет директоров Банка России разрабатывает и реализует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляет руководство деятельностью Банка России и управление им.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Центральный аппарат состоит из департаментов, которые можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию основных функций Банка России, и департаменты, сопровождающие деятельность самого Банка России.

Территориальное учреждение - обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с Положением о территориальных учреждениях Банка России и другими нормативными актами.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - структурные подразделения в составе территориальных учреждений Банка России, главной целью их деятельности является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации, соответственно, основная его функция - осуществление расчетов между кредитными организациями.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими Уставами, они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства Обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, и физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.

Банк России обладает экономической и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решение; принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений; проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Законе:

1. Защита и обеспечение устойчивости рубля.

2. Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации.

3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.

Как орган монетарной власти Банк России осуществляет следующие функции:

а) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

б) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;

в) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

г) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

е) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:

а) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

б) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

в) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

г) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

д) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

Кроме того, Банк России как надзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

Как расчетный центр банковской системы Банк России играет ключевую роль в организации и функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы он выполняет следующие функции:

а) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

б) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

в) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Как банкир Правительства Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.

Денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Конечные цели денежно-кредитной политики Банка России формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Ключевым направлением денежно-кредитной политики, как составной части современной экономической политики России, является постепенное снижение уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Такой подход к формированию основной (конечной) цели единой государственной политики на ближайшие годы предусмотрен «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу». В соответствии с этим документом конечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия для устойчивого экономического роста. На 2003 - 2005 годы поставлена задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной политики, определены Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним относятся:

• процентные ставки по операциям Банка России;

• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

• операции на открытом рынке;

• рефинансирование кредитных организаций;

• валютные интервенции;

• установление ориентиров роста денежной массы;

• прямые количественные ограничения;

• эмиссия облигаций от своего имени.

Процентная политика Центрального банка используется для воздействия на рыночные процентные ставки. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Центрального банка Российской Федерации - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Важной особенностью процесса регулирования процентных ставок в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк не оказывает непосредственного воздействия на рыночные процентные ставки, ставка рефинансирования Центрального банка является для коммерческих банков лишь ориентиром, индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики.

Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Кроме того, при отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Уменьшение Центральным банком норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства - стимулирует инфляционные процессы в экономике.

Операции на открытом рынке - это операции по купле - продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке исключительно государственные ценные бумаги - ГКО и ОФЗ. В некоторых западных странах для операций на открытом рынке используются наряду с государственными и высококлассные корпоративные ценные бумаги.

Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной базы. В настоящее время Банк России предоставляет банкам следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные кредиты, кредиты "овернайт", ломбардные кредиты. Обеспечением данных кредитов являются государственные ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России. Внутридневные кредиты и кредиты "овернайт" служат обеспечению бесперебойного осуществления расчетов.

Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций - изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций.

Валютные интервенции - это операции Банка России по покупке - продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание резких колебаний валютного курса, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России. В настоящее время валютные интервенции используются Банком России как инструмент контроля над денежными показателями.

В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. При этом предельный размер обшей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива резервирования.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время Банк России в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством Российской Федерации. Они представляют собой административные методы, к ним можно отнести: установление лимитов на сумму кредитов и депозитов, определение видов обеспечения кредитов; введение предельных размеров процентных ставок по кредитам, ограничение размера комиссионных и тарифов за оказание банковских услуг; привязку процентных ставок коммерческих банков к официальной ставке Центрального банка, прямое ограничение размера процентной маржи[3] и др. Например, Банком России при предоставлении централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам (до февраля 1994 года) устанавливался предельный размер маржи, которая независимо от роста ставки рефинансирования должна была составлять три процентных пункта.

Согласно действующему законодательству в Российской Федерации банки могут создаваться на основе любой формы собственности в форме хозяйственного общества.

По организационным формам различают акционерные банки, созданные как общества с ограниченной ответственностью и как общества с дополнительной ответственностью.

Акционерный банк - это банк, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников банка (акционеров) по отношению к этому банку. Акционеры не отвечают по обязательствам банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерный банк может быть открытым или закрытым акционерным обществом, что отражается в его Уставе и фирменном наименовании.

Акционеры банка открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров банка. Такой банк вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запрещено его Уставом или требованием правовых актов Российской Федерации. Число акционеров такого банка не ограничено.

Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей, или иного ранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Если же число акционеров становится больше пятидесяти, то банк в течение 1 года должен преобразоваться в открытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном порядке. Банк в форме общества с ограниченной ответственностью - это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Банк, создаваемый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более пятидесяти. В том случае, если число участников такого банка превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке.

Участник банка в форме ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо оговорена в Уставе банка. Участник такого банка вправе в любое время выйти из банка независимо от согласия других его участников, за исключением учредителей банка, которые не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня регистрации банка.

В период массового создания банков в 1991- 1995 годах основной организационно - правовой формой российских банков была форма общества (товарищества) с ограниченной ответственностью. В настоящее время среди действующих банков примерно 40% составляют банки в форме ООО и, соответственно, 60% - в форме акционерного общества, т.е. акционерные банки.

Новые возможности для диверсификации структуры банковской системы открывает такая организационно-правовая форма банков, разрешенная российским банковским законодательством, как общества с дополнительной ответственностью. Уместно напомнить, что обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками, пропорционально их вкладам (если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества).

Мировой опыт показывает, что форма общества с дополнительной ответственностью характерна для таких кредитных организаций, как общества взаимного кредита, взаимно-сберегательные банки, кооперативные банки и другие. В Российской Федерации в настоящее время зарегистрирован 1 банк в форме общества с дополнительной ответственностью.

Учредителями банков и их участниками (акционерами) в Российской Федерации может быть широкий круг юридических и физических лиц, включая нерезидентов.

По принадлежности капитала все действующие в Российской Федерации банки можно разделить на банки, основанные на частной собственности, т.е. банки, собственниками которых являются негосударственные организации и частные лица; банки с государственным участием и банки с участием иностранного капитала.

Банки с государственным участием - это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. В настоящее время в РФ не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными для каждого банка федеральными законами. Участие субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления своим имуществом и денежными средствами в формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно лишь на основании особого законодательного акта субъекта Федерации или решения органа местного самоуправления. При этом государство осуществляет свое участие в капиталах банков как через органы исполнительной власти, государственные унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, так и посредством участия в них организаций федерального уровня, не относящихся к числу органов исполнительной власти - Банка России и Российского фонда Федерального имущества (РФФИ). Банк России в настоящее время владеет контрольными пакетами акций Сбербанка и росзагранбанков. РФФИ имеет контрольные пакеты Российского банка Развития и Росэксимбанка. В 19 кредитных организациях контрольные пакеты акций принадлежат органам исполнительной власти и государственным унитарным предприятиям. К числу этих кредитных организаций относятся Внешторгбанк, Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов и др. Крупнейшими банками с государственным участием являются Сбербанк и Внешторгбанк.

В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, банки с государственным участием выполняют стабилизирующую роль, обеспечивая поддержание доверия к банковской системе и кредитование реального сектора в условиях высоких финансовых рисков. Однако в настоящее время у большинства банков с государственным участием нет четкой концепции развития, не определены задачи, которые они должны решать в рамках проводимой государственной экономической политики, отсутствуют четкие процедуры контроля деятельности этих банков со стороны государства и эффективности работы представителей государства в их органах управления. Опыт других стран показывает, что банки с государственным участием будут эффективны только в том случае, когда их создание обусловлено наличием задач общеэкономического или отраслевого характера, которые по тем или иным причинам не могут быть решены банками, работающими на коммерческой основе.

Банки с иностранным участием - это банки, в уставном капитале которых определенная доля принадлежит нерезидентам - юридическим и физическим лицам. В этой группе банков особо выделяют банки, контролируемые иностранным капиталом, т.е. банки, контрольный пакет акций которых принадлежит нерезидентам. В настоящее время в Российской Федерации действует более 130 банков с иностранным участием в уставном капитале, более чем в 30 из них 100% уставного капитала принадлежит нерезидентам. Основными направлениями деятельности кредитных организаций, контролируемых иностранным капиталом, являются:

• кредитование внешней торговли и обслуживание внешнеторгового оборота между страной местонахождением иностранного банка и Российской Федерацией;

• банковское обслуживание фирм страны происхождения банка и транснациональных корпораций, работающих на российском рынке;

• предоставление комплекса современных банковских услуг российским предприятиям и организациям;

• финансовое посредничество между иностранными и российскими финансовыми рынками.

Банки с превалирующим участием иностранного капитала, как правило, являются дочерними банками известных иностранных банков. Посредством учреждения дочерних банков, иностранные банки сопровождают своих глобальных клиентов, приходящих на российский рынок. Дочерние банки получают ресурсы в основном от материнских банков, но могут прибегать и к заимствованиям на международных финансовых рынках. Присутствие на российском банковском рынке банков, контролируемых иностранным капиталом, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, расширение их деятельности служит косвенным подтверждением улучшения инвестиционного климата.

Иностранные банки приносят в Россию новые финансовые технологии, современные банковские продукты, новейшие информационные системы. Их отличают высокие стандарты ведения бизнеса, квалифицированный менеджмент. Поэтому приток иностранного капитала с солидной репутацией рассматривается Банком России и Правительством Российской Федерации в качестве потенциально важного фактора развития банковского сектора страны, способствующего формированию конкурентного рынка банковских услуг. В среднесрочной перспективе не предусматривается вводить ограничения для участия иностранного капитала в банковском секторе.

В то же время следует учитывать, что активизация деятельности на российском рынке тех иностранных банков, за которыми стоят финансовые институты с сомнительной репутацией, таит в себе потенциальную угрозу стабильности банковской системы. В связи с этим в настоящее время действует разрешительный принцип допуска иностранного капитала в банковский сектор России, согласно которому кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов и на отчуждение своих акций в пользу нерезидентов.

Все создаваемые в Российской Федерации кредитные организации независимо от состава участников подлежат обязательной государственной регистрации. Государственную регистрацию кредитных организаций на основании решения Банка России производит Федеральная служба Российской Федерации по налогам и сборам, которая является уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию всех юридических лиц. Для того чтобы получить право заниматься банковской деятельностью, банки должны получить лицензии на осуществление банковских операций. Цель лицензирования - не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей. Лицензирующим органом для банков и небанковских кредитных организаций является Банк России, который определил 6 видов лицензий на осуществление банковских операций. Лицензии различаются между собой кругом разрешаемых банкам операций и валютой, в которых они могут совершаться (российская или иностранная). Вновь созданному банку выдаются лицензии на осуществление банковских операций без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц. После двух лет успешной работы на рынке банк для расширения своей деятельности может получить дополнительные лицензии: на привлечение во вклады денежных средств физических лиц (и в рублях, и в иностранной валюте), а также генеральную лицензию, которая дает право создавать филиалы за границей Российской Федерации и приобретать доги (акции) в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов.

В Российской Федерации все банки и другие кредитные организации имеют право открывать обособленные подразделения - филиалы и представительства, сведения о которых должны содержаться в ее уставе. Они осуществляют свою деятельность на основании положений, утвержденных создавшей их кредитной организацией, и считаются открытыми с момента уведомления Банком России.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации. Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство не имеет права осуществлять банковские операции. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Оно не занимается расчетно-кассовым и кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского субсчета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывают текущий счет.

Для открытия филиалов и создания дочерних организаций на территории иностранного государства российские банки должны получить разрешение Банка России. При открытии заграничных представительств требуется только уведомить Банк России. В настоящее время на территории иностранных государств действует всего 4 филиала российских кредитных организаций. Число представительств российских кредитных организаций в дальнем зарубежье превышает 50, в странах СНГ и Балтии - 15.

Кредитная организация (филиал) может также открывать внутренние структурные подразделения вне местонахождения головной организации и филиала: дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты.

Контрольные вопросы:

1. Назовите принципы построения банковской системы России.

2. Какие виды кредитных организаций включает современная банковская система России?

3. Дайте определение понятию «банк» в соответствии с российским законодательством.

4. Какие функции выполняют ассоциации банков?

5. Какой статус имеет Банк России в настоящее время?

6. Назовите основные цели деятельности и функции банка России.

7. Как определяется конечная цель денежно-кредитной политики Банка России?

8. Какие инструменты денежно-кредитной политики Банк России может использовать? Какие из них применяются наиболее активно и почему?

9. Охарактеризуйте деятельность банков с государственным участием.

10. Перечислите основные направления деятельности банков с иностранными инвестициями в России.

11. С какой целью банки открывают филиалы на территории РФ?

12. С чем связано ограниченное присутствие российских банков на зарубежных финансовых рынках?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.