Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции по педагогической этике




Лекция 1. Педагогическая этика – один из важных аспектов педагогических знаний.

1.1. Педагогическая этика – наука о нравственности, ее предмет и задачи.

1. 2. Педагогические аксиомы.

1. 3. Истоки и происхождение педагогической этики.

1.4. Предмет, задачи и функции педагогической этики.

 

Литература:1, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 21, 32, 37, 45, 60, 76, 90, 105, 106.

 

Вопрос 1.1. Педагогическая этика – наука о нравственности, ее предмет и задачи.

Беседа: 1.Как вы понимаете, что означает этика, какой смысл вы вкладываете в это понятие?

2. Что означает профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности или педагогическая этика?

3.Кому, и каким специалистам нужны эти знания?

Границы профессионально-педагогической деятельности регламентируются двумя аспектами: законодательно и нравственными нормами.

Законы зафиксированы в Конституции Российской Федерации и уточнены законами об образовании и множеством нормативных документов. За нарушение закона человек несет юридическую ответственность.

Нравственные нормы в рамках деяний педагога задаются внутренней мерой индивидуально допустимого, ибо «никаким моральным диктатом нельзя вызвать к жизни кого бы то ни было в качестве свободного субъекта, носителя нравственности» (К.М. Мамардашвили). Моральные нормырегламентируют отношения и складываются внутри педагогических процессов и систем, они сообразны обычаям, традициям и обусловлены уровнем культуры личности.

За безнравственный поступок человек несет моральную ответственность, получает общественное порицание и др.

Педагогическая этика, как важная составляющая часть науки этики, формируется в ходе осмысления и обоснования границ дозволенности профессиональных деяний учителя, в их соотнесении с рамками, определяемыми законами, нормами, правилами морали (нравственности).

В научной литературе обозначен ряд определений педагогической профессиональной этики.

 

Традиционно педагогическая этика определяется – как совокупность норм, требований и правил, регулирующих поведение педагога в различных видах его профессиональной деятельности на основе общечеловеческих нравственных ценностей и моральных норм.

В пособии «Философия морали» педагогическая этика определена как «теоретическое осмысление требований, которые предъявляет общество учителю, осознание им этих требований и превращение их в его педагогические убеждения, реализуемые в педагогической деятельности, а также оценку его деятельности обществом».[1]

По Д.А. Белухину: Педагогическая этика – этосовокупность норм, требований и правил, регулирующих поведение педагога в различных видах его профессиональной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм.

Шевченко Л.Л.: Педагогическая этика – дисциплина, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса.

Она разрабатывает нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к ученикам, к своему труду и к самому себе. Нормы морали, личностно принятые им и проявляющиеся в его поведении и деятельности, характеризуют педагогическую этику самого учителя.[2]

Педагогическая этика изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий, она также изучает характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатывает основы педагогического этикета.

Этикет (франц. etiquette) – установленный порядок поведения где-либо. Педагогический этикет представляет собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения, манер поведения, костюма людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Как каждая наука педагогическая этика имеет свой предмет изучения. Предметом исследования педагогической этики является закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

Задачи педагогической этики:

- исследование теоретических проблем педагогической морали,

- разработка нравственных аспектов педагогического труда,

- выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,

- изучение особенностей нравственного сознания учителя,

- исследование характера нравственных отношений учителя,

- разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания.

Функции педагогической морали. Выделяют общие и специфические функции педагогической нравственности:

1). Общие функции:

- регулятивная функция,

- познавательно-регулятивная,

- оценочно-ориентировочная,

- организаторско-воспитательная.

2). Специфические функции:

- педагогическое корректирование,

- воспроизводство моральных знаний,

- нейтрализация аморальных поведений. (Добавить из Лаврентьевой)

 

Демокрит: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы". Конфуций утверждал, что "побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра».

 

Избранный путь социокультурного развития цивилизации не привел к решению проблем человечества, а явился источником духовного кризиса, «без культуры не может быть нравственности, без элементарной нравственности не действуют ни социальные, ни экономические законы, не выполняются законы и указы и не может существовать наука» (Д.С. Лихачев).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.