Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический такт




Профессиональную этику мы понимаем как гармонию нравственных чувств, сознания и поведения специалиста, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в его педагогическом такте.

Педагогика располагает большим числом работ о педагогическом такте, знание которых помогает учителю избежать конфликтов в общении с детьми, адекватно строить взаимоотношения c ними. Все исследователи подчеркивают емкость этого понятия и отмечают отсутствие единого определения. Сложность раскрытия сущности педагогического такта обусловлена специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт». Такт (лат. taktikus – прикосновение, чувство меры, создающее умение держать себя подобаю­щим образом)[14] - это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Правильно считать такт не избеганием трудностей, а умением увидеть более краткий путь к цели.

Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:

- иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и такт становится аналогичен понятию вежливости;

- такт - это выражение отношения учителя к делу обучения воспитания;

- иногда такт связывается с наличием специфических педагогических качеств – мастерством, творческим потенциалом, чутьем, либо трактуется как разумная мера в учебно-воспитательном процессе;

Большинство из них сходится в том, что педагогический такт является специфическим инструментом влияния на воспитуемых. Ближе всех к сущностному пониманию педагогического такта подошел К. Д. Ушинский. Он, характеризуя такт, видел в нем «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими». Спустя много лет, педагогическая этика ставит задачу сформировать педагогический такт учителя именно на этой основе.

Педагогический такт – чувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умения в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань. Быть тактичным – нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью и под влиянием которого закладываются первоначальные основы поведения в обществе и отношение его к труду, окру­жающим людям, к себе, своей профессиональной деятельности. Однако общий такт и педагогический – не одно и то же. Не каждый человек, тактичный, деликатный, обладает педагогическим тактом. Педагогический такт – это профессиональное качество учителя, часть его мастерства, однако это не внешняя фор­ма владеть собой, а выражение его внутреннего, действи­тельного отношения к учащимся в тоне, жестах, мимике, словах. Он предполагает его общую высокую культуру поведения. Не следует думать, что учи­тель должен иметь какие-то особые черты, отличающие его от окружающих лиц, особое поведение. Ему должны быть присущи естественность, простота и правдивость, распола­гающая к нему детей своей искренностью.

Основными элементами педагогического такта являются:

1. Требовательность и уважительность к ребенку.

2. Умение видеть и слышать его.

3. Сопереживать ребенку.

4. Умение самообладание.

5. Деловой тон в общении.

6. Внимательность и чуткость без подчеркивания этого.

7. Простота и дружелюбность без панибратства.

8. Юмор без злой насмешки.

Педагогический такт является формой нравственных отношений учителя с детьми. Содержание и формы тактичного поведения определяются уровнем нравственной культуры учителя, который предполагает умение воспитателя предвидеть объективные и субъективные последствия поступка ребенка: эмоциональную и поведенческую.

Педагогический такт базируется на развитых психолого-педагогических умениях и нравственных качествах личности:

- в педагогической наблюдательности;

- в интуиции;

- в педагогической технике;

- в педагогическом воображении;

- в этических знаниях.

Развитие педагогического такта предполагает развитие умений учителя регулировать детское внимание в следующих направлениях:

- взаимодействовать в типичных ситуациях детских просьб и жалоб (нытья, ябедничества на уроках, переменах и дома и т. п.);

- анализировать и действовать в ситуациях, в которых учитель, с точки зрения детей (и требований педагогического такта) должен быть деликатным: детская дружба и любовь, требования признания в проступке, выдачи зачинщика, общение с детьми-доносчиками, в случаях детской мести;

- знать детские ошибки, которые взрослые должны прощать детям (шутки, проказы, насмешки, подвохи, детская ложь, неискренность);

- знать мотивы ситуаций, в которых учитель наказывает;

- умение внушать детям, используя при этом следующий «инструментарий»: (средства и приемы воспитания) сердитый взгляд, похвалу, выговор, изменение интонации голоса, шутку, совет, дружескую просьбу, поцелуй, сказку в награду, выразительный жест и т. п.;

-умение угадывать и предупреждать детские поступки (качество развитой интуиции);

- умение сочувствовать (развитая эмпатия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.