КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль педагогического такта в повышении эффективности урока
В процессе урока учитель вступает в сложные взаимоотношения с коллективом учащихся. Учитель не механически передает знания учащимся, а ведет их от незнания к знанию, от неполного знания к полному, от явлений к сущности. Учащиеся не просто воспринимают знания, а активно познают основы наук. Активность учащихся на уроке обусловлена не только научной эрудицией и педагогическим мастерством учителя, но и его личным отношением к учащимся.,Учащиеся всех возрастов очень восприимчивы к малейшему изменению эмоционального состояния учителя на уроке, и это прежде всего сказывается на их работоспособности. Психологический анализ педагогического такта у студентов-практикантов на уроке, проведенный В. И. Страховым, подтверждает эту сложность взаимоотношений учителя и учащихся. Автор справедливо требует от учителя при подготовке к уроку обдумывать «эмоциональный тон своего поведения на уроке». Эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу на уроке в большей мере активизирует учащихся, заставляет их пережить, прочувствовать изучаемый материал, пробуждает жажду знаний, сближает школьников с учителем. О таких уроках рассказывает В. Г. Короленко в «Истории моего современника»: «В его чтении никогда не чувствовалось искусственности. Начиналось оно всегда просто, и мы не замечали, как, где, в каком месте Авдеев переходил к пафосу, потрясавшему нас, как ряд электрических ударов, или к комизму, веявшему на класс вихрем хохота». Эмоциональный подъем учителя побуждает учащихся к дальнейшей самостоятельной работе по изучению художественных произведений писателя. Тактичный подход учителя к учащимся на уроке в известной мере определяет отношение учащихся к учению. Тактичный учитель быстрее вызывает у учащихся стремление хорошо работать, активно усваивать основы наук, развивает волевые качества учащихся, умение ставить и решать разного рода учебные задачи. В проведении каждого урока важно чувство меры учителя и в темпе работы и в отношении к детям. Изучение опыта показывает, что у многих учителей преобладает повышенный эмоциональный тон в течение всего урока, переходящий порой в крикливость, когда опрос учащихся, объяснение и закрепление материала проводятся на «высокой ноте». Такие учителя обычно исходят из ложного понимания «строгого» тона. Повышенный тон переходит порой в раздражительность, окрики. К. Д.Ушинский предупреждал учителя о том, что «чем более привыкли нервы впадать в раздражённое состояние, тем медленнее отвлекаются они от этой гибельной привычки... Всякое нетерпеливое действие со стороны воспитателя и наставника производит последствия, совершенно противоположные тем, которых они ожидают: вместо того чтобы успокоить нервы ребенка, они еще более раздражают его». Учащиеся привыкают к тону учителя и не реагируют на него даже в необходимых случаях. Иногда учащиеся выражают протест в хитроумных проделках, «чтобы позлить учителя». Неприязнь к учителю дети переносят на предмет, который он преподает, и это в значительной мере снижает работоспособность их на уроке. Темп работы учителя по-разному сказывается на работоспособности учащихся. Очень быстрый темп в работе учителя вызывает суетливость, выбивает учащихся из колеи, приучает к поверхностным знаниям. Учащиеся отзываются о таком уроке: «Репортаж на футбольном поле». Замедленный темп урока также снижает работоспособность учащихся, вызывает у них пассивность. Педагогический такт учителя предполагает искренность отношений учителя к учащимся. Дети прощают даже «придирчивость» учителя, если она основана на стремлении учителя воспитать из них настоящих людей, помогает им преодолевать недостатки своего поведения. Бесстрастное лицо учителя, как и излишняя экспансивность, дезориентирует учащихся, не создает рабочей обстановки на уроках и не располагает детей к учителю. Таким образом, только строгая сдержанность учителя, ритмичный темп работы «без потерь времени», человеческое тепло, уважение личности ребенка и требовательность к нему способствуют установлению делового контакта, без чего невозможна эффективность урока. Ученица А. С. Макаренко Е. И. Депутатова в воспоминаниях о своем учителе отмечает его замечательную способность входить в контакт с детьми. Она пишет: «Я видела, что другие учителя... просто приходят, здороваются, раскрывают журнал и, проверив ребят, вызывают, рассказывают и потом уходят... Иная манера была у А. С. Макаренко: Антон Семенович приходил в класс всегда светлым, одухотворенным... Внимательным упорным взглядом голубых близоруких глаз он осматривал весь класс, каждого из нас. Каждый понимал, что после установленного контакта с ним каждый будет у него на счету, ни один не ускользнет от его зоркого внимания, все останутся в поле его зрения». Педагогический такт играет существенную роль в установлении контакта с учащимися. Вот что говорят выпускники школ о любимых учителях: «Она была строга и требовательна, но все мы чувствовали в ней задушевного человека. Уроки истории мы учили не из боязни получить плохую отметку, а просто потому, что было как-то неудобно не ответить ей хорошо. За все время пребывания в школе мы никогда не видели, чтобы она допустила по отношению к нам хотя бы малейшую бестактность. Слово «нетактичность» несовместимо было с благородным обликом нашей учительницы». Для тактичного учителя характерно умение установить прочный контакт с учащимися от начала и до конца урока. Тактичный подход учителя к учащимся при правильной организации урока определяет психологический настрой учащихся к работе, активизирует учебный труд учащихся, расширяет сферу влияния учителя, способствуя установлению контакта в совместной работе.В чем бы это не проявлялось, бестактность учителя на уроке ведет к снижению работоспособности учащихся, разрушает контакт, отрицательно сказывается на детской психологии, создавая между учителем и учащимися стену недоверия. Таким образом, педагогический такт учителя является одним из важнейших средств повышения эффективности урока. Представители гуманистической теории связывают развитие ребёнка с умением учителя стимулировать процесс учения через создание атмосферы психологической поддержки в классе. Создание положительных эмоций учеников – задача, доступная лишь учителю, обладающему развитым педагогическим тактом. Карл Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если он будет руководствоваться определёнными принципами и опираться на методику диалогового общения.
Проявление педагогического такта учителя при поощрении и наказании учащихся. Применение наказаний и поощрений в школе требует от учителя исключительной тактичности. Воспитательная сила этих вспомогательных мер воздействия повышается при условии искренней тревоги учителя за проступок ученика. В школьной практике наблюдается подчас грубое нарушение педагогического такта, когда наказание превращается в простую формальность или является единственным средством воспитания, когда наказание налагается без учета сложившихся обстоятельств, когда учитель не опирается на ученический коллектив. В жизни школы не изжиты и такие факты, когда педагог налагает взыскание на ученика по установившейся за ним репутации озорника: «Я не буду разбирать, кто виноват. Уверена, что ты первый был там», — говорит учительница в то время, как ученик вовсе не являлся соучастником озорства. Тактичный педагог не принимает поспешных решений в таких случаях. Он объективно подходит к совершившемуся событию. Знание детей позволяет ему учесть индивидуальные особенности учащихся. Способность к ориентировке, наблюдательность помогают учителю подметить личное отношение ученика к совершенному им проступку. В одном случае ученик искренне раскаивается, в другом — бравирует, считает проступок особым удальством: «Да, я сделал, ну и что же из этого!?» Тактичный учитель по внешним признакам (побледнению лица, слезам) видит отношение ученика к проступку. Главное заключается в том, чтобы учесть реакцию на совершенный проступок не только виновника, но и всего ученического коллектива, ибо единство мнений класса и педагога повышает эффективность результата воспитательного воздействия на учащегося. Организованный, целеустремленный класс рассматривает проступок ученика с точки зрения затронутой чести: «Позоришь наш класс, ставишь под удар!» Однако в практике школьной работы встречаются и такие ученические коллективы, в которых учащиеся ложно понимают закон товарищества и стараются в глазах учителя оправдать, выгородить виновника. Тактичный подход учителя, основанный на искреннем отношении к учащимся, располагает коллектив к откровенности. Это помогает учителю узнать истинный мотив проступка (преднамеренное озорство или детская шалость, обида или протест против несправедливости, зависимость от неправильных отношений в коллективе, «круговая порука» и др.). Галя нечаянно поставила кляксу в тетради Лены. Лена, рассердившись на Галю, намеренно испачкала обложку ее нового альбома для рисования. В первом случае сдержанное замечание учителя дает понять Гале, что неосторожность может причинить неприятности другим людям и поэтому надо бороться с этим недостатком. Поступок Лены вызывает тревогу, ибо он связан с моральной стороной поведения. Лена намеренно, с умыслом испортила альбом — отомстила Гале. Здесь замечание учителя в гневной, решительной форме осуждает проступок Лены. И если это строгое отношение учителя к Лене поддерживается общественным мнением коллектива учащихся, то сила воспитательного воздействия учителя повышается. По мере роста опыта общественной работы и образовательной подготовки учащихся, повышения уровня сознательной дисциплины в разных возрастных группах изменяется и отношение их к поощрению и наказанию. Тактичный учитель применяет наказание и поощрение с учетом этих изменений. Первоклассника беспокоит отношение к наказанию близких ему людей: отца, матери, любовью которых он дорожит. «Ты любишь свою маму?» — спрашивает у первоклассника-озорника педагог. Ребенок молча взглянул на него, и в глазах блеснула слезинка: «Я не буду шалить на уроке, не говорите маме. Она меня не будет любить». Педагог опирается на эти чувства, создавая условия для организованного поведения малыша на уроке (постоянная энергичная деятельность ученика на уроке, повышение, удельного веса самостоятельной работы, одобрение проявленной активности). Нарушение такта в применении наказаний вызывает у детей противодействие, грубость, обостряет конфликт, создает атмосферу недоверия между учителем и детьми, роняет авторитет учителя. Правильное проявление педагогического такта учителя предполагает «естественность и честность в разрешении всех вопросов, в разрешении различных детских дел», особенно в подростковом возрасте. М. И. Калинин тонко подметил своеобразие детской психологии: у ребят есть, говорит он, свой «юридический кодекс» чести, товарищества, долга. Учителю надо проявить большой такт, чтобы вникнуть в этот кодекс ребячьих дел, уточнить представления учащихся о товарищеском долге, чести и настоящей дружбе. Нельзя предусмотреть всех возможных случаев, встречающихся в жизни ученического коллектива и выработать на каждый случай привычную форму поведения, но нужен педагогический такт в каждом отдельном случае. Нетактичный подход учителя к учащимся дезорганизует ученический коллектив и снижает ответственность, приучая приспосабливаться. В классной комнате разбили оконное стекло. В поисках виновника классный руководитель не привлекла коллектив, а предприняла обходный путь через отдельных учащихся. Виновник был назван и наказан. Нетактичный подход классного руководителя к разрешению этого вопроса привел к тому, что весь коллектив вооружился против того, кто «выдал» товарища. Виновник увидел в этом поддержку коллектива и, ложно понимая свою правоту, стал вести себя еще хуже. В классе произошло дробление коллектива. Игнорирование классным руководителем общественного мнения коллектива как явно бестактное отношение к его полномочиям вызвало протест учащихся. По-иному подходит тактичный учитель. Однажды зимой шестиклассники, затеяв на школьном дворе игру в снежки, разбили окно в коридоре. Классная руководительница застала двух учеников со снежками в руках, а остальные виновники убежали. При разборе проступка классная руководительница использует обходной путь, чтобы вызвать раскаяние и у остальных виновников. Коллектив молчал из ложного чувства товарищества «не выдавать», «не фискалить», хотя хорошо знал всех участников игры. Педагог назвал имя одного из убежавших виновников и привел его в качестве примера: «Вот ваш товарищ Вася никогда не позволит себе этого. Он всегда организован». Ребята переглянулись. Вася покраснев, встал и чистосердечно признался: «Я тоже приготовил снежок, только не успел бросить. Окно было разбито». Честное признание Васи побудило остальных виновников признать свою вину. Классная руководительница мягко заметила: «Открытое признание ошибок — это гражданское мужество, а все ли так думают?» Она поставила коллектив на путь самоанализа. После уроков учащиеся подошли к своему воспитателю и предложили поговорить на следующем собрании о фискальстве и о настоящем товариществе. Тактичный учитель предвидит силу сопротивляемости ученика воспитательному воздействию или его безразличное отношение к нему и в соответствии с этим осуществляет индивидуальный подход к учащимся. Например, Мишу легче убедить в беседе с глазу на глаз. Обсуждение его проступка в коллективе чаще всего вызывает протест, упорное сопротивление, упрямство. Проступок заносчивой Гали надо обязательно обсудить в коллективе, чтобы она услышала о себе общественное мнение, оценку одноклассников. Только так можно поставить ее на путь самокритичности и самоконтроля. Тактичный учитель, наказывая учащихся, соблюдает корректную форму воздействия - без упреков, унизительных насмешек, прозвищ, оскорблений, мелочных придирок. При применении наказания важны: своевременная реакция на проступок ученика, интонационная выразительность речи учителя, ее эмоционально-волевая насыщенность, особенно в приказании: «Выйди из класса немедленно!».
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |