Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуации, в которых взрослый должен быть особо деликатным




1. В детстве я не любила ходить в детский сад. Я помню, что у нас было две воспитательницы. Одну из них я любила, а вот другую нет, я её даже боялась. Меня всегда забирали из сада поздно, т. к. мамина работа была далеко от сада. И она всегда чуть-чуть опаздывала. А воспитательница всегда начинала говорить, что, как всегда, меня родители бросили, как всегда они задерживаются. А мне так было обидно, ведь я знала, что это не так. Я удивлялась, как она может так говорить, ведь я считала своих родителей самыми лучшими. И поэтому, когда эта воспитательница работала во вторую смену, я всегда плакала на тихом часе. Правда, об этом никто не знал, даже мама. Я ей никогда об этом не говорила, т. к. знала, что она будет волноваться. Может быть, из-за этого я никогда не вспоминаю садик. И я не хочу, чтобы мои дети туда ходили. (Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М.: 1991).

 

В педагогическом такте ценностное отношение к ученикам и нравственные чувства учителя (доброжелательность, внимание и понимание, уважение достоинства ученика и своего собственного) соединяются с терпением и выдержкой, умением управлять своим эмоциональным состоянием и принимать обдуманные решения. Быть тактичным – вовсе не означает быть всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки учеников. В педагогическом такте сочетается уважение личности ребёнка с разумной требовательностью к нему. Учитель имеет право на возмущение, даже гнев, но выраженный способами, адекватными требованием педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности. По выражению А.С. Макаренко, педагогический такт – это умение «нигде не переборщить». Он замечательно сочетал авторитет пре­дельно строгого руководителя колонии и увлекающего­ся организатора детской игры «Кот и мышь» в часы ве­чернего досуга колонистов.

Наблюдательность — неотъемлемая часть тактичного педагога. В процессе постоянного общения с детьми педа­гог изучает их, одновременно воздействуя на них. Тонкая наблюдательность педагога предупреждает возможность возникновения конфликта, помогает разрешить самые спор­ные вопросы. Движение, жест, мимика лица и даже манера ученика выходить из-за парты к ответу у классной доски помогают наблюдательному учителю предвидеть качество выполне­ния работы, заданного урока и определить отношение к этому. О таких учителях обычно дети говорят: «М. И. по глазам узнает, выучил урок или нет».

Опытный педагог улавливает по лукавому взгляду, случай­но блеснувшему в глазах шалуна, новую затею ученика и предупреждает озорство, переключая его вни­мание на другой предмет путем интересного вопро­са или одобрения проявленной им активности. Под напуск­ной бравадой она безошибочно определяет настоящие пере­живания виновника, что помогает ей добиться искреннего раскаяния.

Наблюдательность учителя помогает уловить тончай­шие детали поведения детей и использовать полученные ими данные в воспитательных целях. Быстрота и правильность ориентировки в той или иной сложившейся ситуации типична для тактичного учителя.

Выпускники школ говорят о том, что их любимые учи­теля были настоящими людьми. «Эти учителя были мягки, сердечны в горе, гневны в осуждении недостойного проступ­ка ученика, но они никогда не унижали его человеческое достоинство. Эти учителя не снижали требования к нам, но доверяли нашим силам, вели нас постоянно вперед, счи­таясь с нашими интересами».

Бестактность типична для учителей, которые работают в школе случайно, не по призванию, а в силу сложивших­ся обстоятельств. В этих случаях бестактность проявляется в формальном под­ходе к детям, игнорировании их возрастных, индивидуаль­ных особенностей, выраженном в повышенных или зани­женных требованиях к ним, незнании условий жизни ре­бенка в семье, администрировании вместо руководства, од­ностороннем морализировании по всякому поводу, черст­вости, скрытой предельно деловым тоном.

Дети очень чутки к настроению учителя. В порыве раз­дражения учитель допускает неуместные замечания, дезор­ганизующие учащихся, поспешные выводы: «Садись, ни­чего не знаешь!» Отрицательно отражается такое поведение учителя на всей работе ученика. Дети волнуются, не реша­ются поднять руку, если даже они знают вопрос. У них по­является неуверенность в своих силах. Для проявления педагогического такта требуется осо­бая совокупность свойств, из которых складывается лич­ность учителя. Имеет значение не только его характер и настроения, а в известном отношении даже его внешность, привычки, склонности, образ жизни, его манера держать себя не только с учащимися, но и с окружающими людьми.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать некоторые выводы.

При определении сущности педагогического такта следует исходить из основного положения педагогики: как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему. Педагогический такт — явление неврожденное. Он приобретается в процессе педагогической деятельности учителя, изучения учащихся и воздействия на них, в про­цессе организации ученического коллектива. Педагогический такт является, важнейшим профессио­нальным умением учителя, без которого учитель никогда не будет хорошим воспитателем-практиком.

Бесстрастное лицо учителя, как и излишняя экспансив­ность, дезориентирует учащихся, не создает рабочей об­становки на уроках и не располагает детей к учителю. Та­ким образом, только строгая сдержанность учителя, рит­мичный темп работы «без потерь времени», человеческое тепло, уважение личности ребенка и требовательность к нему способствуют установлению делового контакта, без чего невозможна эффективность урока.

Ученица А. С. Макаренко Е. И. Депутатова в воспо­минаниях о своем учителе отмечает его замечательную способность входить в контакт с детьми. Она пишет, что видела, что другие учителя... просто приходят, здоровают­ся, раскрывают журнал и, проверив ребят, вызывают, рассказывают и потом уходят... Иная манера была у А. С. Макаренко, Антон Сеиенович приходил в класс всег­да светлым, одухотворенным... Внимательным упорным взглядом голубых близоруких глаз он осматривал весь класс, каждого из нас. Каждый понимал, что после установленного контакта с ним каждый будет у него на счету, ни один не ускользнет от его зоркого внимания, все останутся в поле его зре­ния.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.