Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Такт учителя как одно из условий правильных взаимоотношений с родителями




Учитель (классный руководитель) и родитель — это два воспита­теля, у которых одна цель — воспитать активную, здоровую, развивающуюся личность. Оба они в одинаковой мере должны проявлять такт в отношении друг к другу, к детям и семье. Тактичное отношение учителя к родителям учащихся отнюдь не исчерпывается внешней вежливостью. Такт учи­теля направлен на то, чтобы вызвать взаимопонимание, единство мнений и единство действий в сложных вопро­сах воспитания. Связи классного руководителя с родителями учащихся сложные и многосторонние.

Рассмотрим лишь основные вопросы, требующие от учителя исключительной тактичности: во-первых, нала­живание правильных отношений между родителями, деть­ми и учителем как воспитателем; во-вторых, внедрение в семью методики воспитательной работы; в-третьих, вме­шательство в интимную жизнь семьи, если она отрицатель­но сказывается на поведении, учебе и общественной работе ученика.

Тон учителя в работе с родителями всегда сдержанный, основанный на взаимном уважении друг друга. Однако сдержанность не исключает показа искреннего отношения учителя к совершенному проступку детей или неправильным действиям родителей. Тон учителя может быть задушевным, мягким, сухим, холодным, гневным, в зависимости от места, времени, сло­жившихся обстоятельств. Важно, чтобы в тоне учителя зву­чала искренность, стремление помочь родителям воспитать ребенка. Нетактичное отношение классного руководителя к ро­дителям усугубляет разрыв между ними. Мать ученицы V класса постоянно вступала в пререкания с классным ру­ководителем. Безапелляционным тоном она заявляла: «Вы меня не учите. Сама знаю, как надо воспитывать дочь». В порыве раздражения классный руководитель в беседе с нею допускал резкие замечания, иногда в грубом тоне. Это отражалось на поведении девочки. Она также проявля­ла грубость в отношении к учителю.

Новый классный руководитель начала свою работу с изучения семьи учащихся. Она тактично подходила к семье учащегося, учитывая особенности быта каждого из них. В ответ на резкое замечание матери: «Опять пришли учить меня!» - классный руководитель сдержанно сказала, что она хочет познакомиться с условиями работы своей новой ученицы. Прежде всего, она похвалила мать за чистоту в комнате и заботливо организованный рабочий уголок для дочери, поинтересовалась тем, как девочка помогает ма­тери. Доброжелательный тон расположил мать девочки к новой классной руководительнице. Она охотно рассказала о том, как организует домашний режим дочери. Учитель­ница предложила ей рассказать об этом на собрании роди­телей. Мать смутилась, говоря, что она делает то, что все делают. Искренность тона учительницы пробудила у нее скромность. Между воспитателем и матерью был найден общий язык по вопросам воспитания ребенка.

Нетактичность учителя в отношении к семье учащегося проявляется, во-первых, в формальном подходе к вопро­сам семейного воспитания, в незнании семейных условий учащихся; во-вторых, в неправильном суждении о детях, поспешных выводах о неисправимости ученика, предвзя­том мнении, переоценке или недооценке сил и способнос­тей учащихся, сомнении в моральной чистоте; в-третьих, в недостаточном мастерстве — нет гибкости в методах и приемах работы, односторонность их (ограничивание вы­зовом родителей в школу), отсутствие организаторских навыков в работе учителя с взрослыми; неглубоком, по­верхностном изучении учащихся в процессе обучения и воспитания.

Таким образом, такт учителя в работе с родителями проявляется в индивидуальном подходе к семье с учетом сложившихся традиций, взаимоотношений между членами семьи, общей культуры; всегда искреннем доброжелатель­ном тоне в общении с родителями, не исключающем выра­жения гнева и возмущения неблаговидными поступками учащихся; установлении взаимопонимания в вопросах вос­питания и контакта, единства педагогических требований школы и семьи.

Такт классного руководителя в работе с семьей создает благоприятные условия для искренних взаимоотношений с учащимися. Дети, убеждаясь в контакте родителей и учителя, проникаются любовью к учителю, видят в нем близкое лицо, которому в одинаковой мере с семьей дороги их успехи и тяжелы неудачи.

Чаще всего педагогический такт необходим учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, помимо нравственной стороны отношения, от него требуется проявления находчивости, интуиции, уравновешенности, чувство юмора. Добрый юмор (но не злая ирония и насмешка!) даёт возможность подчас найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического взаимодействия. Гёте говорил, что юмор – это мудрость души, а Ш.А. Амонашвили: «Улыбка – есть особая мудрость». Иногда достаточно улыбки учителя, чтобы изменить ситуацию, снять возникшее в классе напряжение. «Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передаётся человеку мощь того спектра, в котором он в данный момент нуждается больше всего».[15]

Но это должна быть улыбка, пронизанная любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сочувствия, сожаления, а не ехидная, злорадная, насмешливая. Своеобразным наставлением педагога, напоминавшим ему о том, кто он такой и на каких этических основах зиждется его педагогическая позиция, могут, служит следующие слова Ш. Амонашвили:

Я - Учитель

Я – Любовь и преданность, Вера и Терпение.

Я – Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание.

Я – Истина и Сердце, Совесть и Благородство

Я – Ищущий и Даращий, Нищий и Богатый.

Я – Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник.

Я – Прокладывающий Путь и Художник Жизни.

Я – Убежище Детства и Колыбель Человечества.

Я – Улыбка Будущего и Факел Сущего.

Я - Учитель от Бога и Соработник Бога.

 

 

Пед. ситуации: Шевченко С. 255, 257, 258, 306 – юмор и др.

Выводы:

1. Таким образом, следует отметить, что педагогический такт — сложная область педагогического мастерства учителя, связанная, прежде всего, с его отноше­нием к детям, направлен на успешное решение учебно-воспитательных задач школы.

2. Педагогический такт исключает формализм в воспита­нии учащихся и предполагает творческий подход учителя в каждом отдельном случае.

3. Трудности в педагогической работе испытывают те учи­теля, которые неправильно строят свои взаимоотношения с коллективом учащихся, забывая о том, что если нарушает­ся такт учителя и он допускает на уроке раздражительность, нетерпеливость или придирчивость, то снижается работо­способность учащихся, создается излишнее напряжение в их занятиях.

4. При условии научной педагогической эрудиции и мастерства учителя ускоряется установление контакта с детьми.

5. Контакт учителя с учащимися на уроке определяется умением учителя владеть классом, держать в поле зрения каждого ученика, своевременно указать на допущенную им ошибку или одобрить его ответ, вселить уверенность в своих силах.

6.Воспитание коллектива учащихся — сложный, диалек­тический процесс, требующий от учителя педагогического мастерства.

7.Сочетание уважения учащихся с требовательностью к ним, учет возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся, опора на коллектив, умение правильно считаться с общественным мнением коллектива — характерный при­знак педагогического такта.

8.Педагогический такт есть, прежде всего, выражение нрав­ственной личности учителя, его принципиальности, твер­дой воли, чуткости, проницательности, любви к детям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.