КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проявление педагогического такта учителя в работе с детьми
Такт является естественным выражением личности учителя. Ни в одной профессии любовь к делу не имеет такого большого значения, а отсутствие ее не приносит столь огромного вреда, как в звании учителя-воспитателя. Любовь к детям — это не только эмоциональный момент, а первое необходимое качество, без которого не может быть хорошего воспитателя и подлинного чувства такта.Любовь к детям отнюдь не означает проявления «внешней ласковости», переходящей порой в либеральные отношения к детским поступкам. К. Д. Ушинский считал, что «лучше обращаться к детям совершенно холодно, но с величайшей справедливостью, не заискивая их ласк и не лаская их самому, но, выполняя свои обязанности, показать как можно более дельного участия к детям». В таком образе действий проявляется благородство, хладнокровие и сила характера, а эти три качества мало-помалу непременно привлекут детей к воспитателю. Такт учителя является результатом педагогического мастерства и условием его дальнейшего совершенствования. Однако надо помнить о том, что выработанная учителем манера владеть собой, выражать эмоционально свое отношение к детям имеет воспитательную силу, в том случае, если звучит искреннее чувство гнева, радости, одобрения, негодования и желания добиться того, чтобы воспитать настоящего человека. Педагогический такт учителя — это не внешняя форма владеть собой, а выражение его внутреннего, действительного отношения к учащимся в тоне, жестах, мимике, словах. Он предполагает его общую высокую культуру поведения. Не следует думать, что учитель должен иметь какие-то особые черты, отличающие его от окружающих лиц, особое поведение. Ему должны быть присущи естественность, простота и правдивость, располагающая к нему детей своей искренностью. Педагогический такт и авторитет учителя взаимосвязаны и взаимообусловлены. Бестактность подрывает авторитет учителя, а тактичный подход повышает его. Тончайшие эмоциональные нюансы в отношении к ученику зависят и от степени культуры, наблюдательности учителя. Наблюдательность педагога — это не простая фиксация фактов поведения воспитанника, а проникновение в его внутренний мир, изучение законов, им управляющих. К. Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам— поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». Наблюдательность — неотъемлемая часть тактичного педагога. В процессе постоянного общения с детьми педагог изучает их, одновременно воздействуя на них. Тонкая наблюдательность педагога предупреждает возможность возникновения конфликта, помогает разрешить самые спорные вопросы. Движение, жест, мимика лица и даже манера ученика выходить из-за парты к ответу у классной доски помогают наблюдательному учителю предвидеть качество выполнения работы, заданного урока и определить отношение к этому. О таких учителях обычно дети говорят: «М. И. по глазам узнает, выучил урок или нет». Примеры педагогических ситуаций: 1. Взбудораженный, злой Миша в сопровождении старосты входит в кабинет к своему классному руководителю. Классный руководитель занят. Он вбивает в стену гвоздь, чтобы повесить картину. Увидев Мишу, он спокойно обращается к нему: «Миша, помоги мне, подай, пожалуйста, молоток!» Миша подает молоток. «Отойди в сторону и посмотри, не криво ли висит картина». Миша отходит, внимательно смотрит и одобряет. «Ну вот мы с тобой и справились. А теперь давай поговорим. Что там у вас случилось?» Миша уже без запальчивой раздражительности рассказал обо всем происшедшем. Договорились — больше этого не будет. Уходя, Миша сказал: «Вы только позовите меня. Я вам всегда буду помогать в кабинете. У меня дома все есть: и молоток и гвозди». После этого Миша часто стал заходить в кабинет физики к классному руководителю. Чем руководствовался классный руководитель, предложив Мише вместо объяснения заняться делом? Миша вошел взбудораженный, злой, Классный руководитель, попросив подать молоток, дал возможность ученику успокоиться. Одобрение учителем его работы расположило Мишу к откровенности и раскаянию и побудило его закрепить эти новые отношения с учителем. Миша предлагает учителю свою помощь, находя удовлетворение в том, что он умеет оказать нужную помощь. Почему Миша стал часто приходить в кабинет физики? Миша испытывал моральное удовлетворение от разговора с учителем. Это побуждает Мишу изменить свое отношение к учению и к требованиям коллектива. Такт учителя в отношениях с детьми проявляется уважении чувства человеческого достоинства, в подходе с оптимистической гипотезой к каждому из них. Выпускники школ говорят о том, что их любимые учителя были настоящими людьми. «Эти учителя были мягки, сердечны в горе, гневны в осуждении недостойного проступка ученика, но они никогда не унижали его человеческое достоинство. Эти учителя не снижали требования к нам, но доверяли нашим силам, вели нас постоянно вперед, считаясь с нашими интересами». 2. Частый нарушитель дисциплины на уроке, шестиклассник Юра выступает на классном собрании с предложением упорядочить отдых учащихся на перемене, организовать в школьном дворе площадку для игры в крокет. Предложение Юры товарищи встречают с усмешкой: «А сам ты чем занимаешься на перемене? Сколько жалоб на тебя от дежурного»! Заслуженная учительница школы РСФСР М. С. Клеменко (ср. школа № 32г. Ростова-на-Дону) по взволнованному, но уверенному тону Юры улавливает его новое отношение к своему поведению и энергично поддерживает Юру: «Дельное предложение внес Юра, давайте подумаем, как это организовать». Шестиклассники намечают конкретный план действий. Уважение собственного достоинства учащихся связано у тактичного учителя с заботливым, добрым отношением к ним. А. Р. Бондина проявляет эту доброту без слабости, с чувством заинтересованности ростом каждого из них, уделяя внимание малейшему проявлению самостоятельной мысли. На уроке арифметики она отмечает работу очень нерешительного и застенчивого ученика: «Хорошую задачу придумал сегодня Петя! Теперь попробуем вместе решать задачи из задачника, а дома ты решишь сам, без моей помощи». Если ученик работает ниже своих возможностей, то А. Р. Бондина не проявляет снисхождения, а предъявляет требования к нему в полную меру, контролируя выполнение их повседневно. В трудных случаях она ставит перед собой вопрос: а как бы я поступила, если бы такой проступок совершила моя дочь? И благодаря материнскому отношению к малышам находит правильные решения. Такт проявляется в способности учителя к самообладанию, умению не только подавлять плохое настроение, но и создавать мажор, бодрый, деловой тон в работе, не допуская срывов. Выдержка тактичного педагога отнюдь не исключает «права на гнев», умение, по словам А. С. Макаренко, разразиться, исходя из всесторонней оценки ситуации, учета детской психологии, места, времени, обстоятельств. У многих педагогов складываются с учащимися хорошие, правильные отношения, несмотря на то, что если надо, то показывают ребятам, что сердятся, возмущаются недобросовестным выполнением заданной работы или их плохим поведением: искренность гнева педагога оказывает положительное воздействие на ребят, и они стараются исправиться.
3. Ученик VIII класса изорвал тетрадь, обозленный несправедливой, по его мнению, оценкой контрольной работы по математике. Сдержанным, холодным тоном учитель сказал: «Напрасно ты так поступил. У тебя был интересный ход задачи № 125». Сделав небольшую паузу, он продолжил: «Мы все храним свои тетради. Значит, тебе придется к следующему разу переписать всю тетрадь заново». Учитель, делая замечание, показал свое положительное отношение к предыдущей работе ученика и тем самым вызвал у виновника сомнение в правильности его поведения. Словами «мы все храним тетради» учитель напомнил ученику об его ответственности перед коллективом. 4. Знание возрастных индивидуальных особенностей учащихся накладывает своеобразный отпечаток на проявление тактичного подхода учителя к ученику. Пример первый, тактичный подход к ученику-плаксе и ученику-зазнайке различен. Ученица, стоя у классной доски, расплакалась, она не может решить задачу. Учительница внушает девочке, что она знает правило и справится с задачей. Учительница помогает ей в решении первого вопроса, а затем отходит от нее, уверенно утверждая: «Теперь ты сама справишься!» Ученица успокаивается и заканчивает успешно задачу.
Пример второй. Учительница ставит ученика-зазнайку в такие условия, что он сам убеждается в несостоятельности высокого мнения о своих знаниях. Воздействие на зазнайку проявляется в тактичной форме, прямой и косвенной. Когда мальчик на уроке, не дослушав вопрос учителя, вскакивает с места и выкрикивает: «Я скажу, я все это знаю!», учительница останавливает его. После ответа других учащихся учительница вновь предлагает всему классу дополнительный вопрос и вызывает его. Ученик не отвечает. Учительница сдержанно замечает: «Ты убедился, как много еще надо тебе трудиться, чтобы все знать», воздействуя на самонадеянного ученика косвенно, через коллектив. Зазнайка хвастается, что он все книги прочел. Его избирают библиотекарем и обращаются к нему с просьбой рассказать, чем интересна та или другая книга. Хвастунишка в неловком положении. Товарищи уличают его в нескромности. Нетактичное отношение учителя к учащимся может быть постоянным, типичным для него или временным состоянием, вызванным раздражением. Бестактность типична для учителей, которые работают в школе случайно, не по призванию, а в силу сложившихся обстоятельств. В этих случаях бестактность проявляется в формальном подходе к детям, игнорировании их возрастных, индивидуальных особенностей, выраженном в повышенных или заниженных требованиях к ним, незнании условий жизни ребенка в семье, администрировании вместо руководства, одностороннем морализировании по всякому поводу, черствости, скрытой предельно деловым тоном. Бестактность типична и для тех учителей, которые любят детей, но не умеют владеть своим настроением, не выработали в себе привычку к торможению. Отсюда частая смена настроений, дезорганизующая учащихся, вспыльчивость, ведущая к необдуманным действиям учителя, опрометчивость в решениях и выборе мер воздействия на учащихся, разнобой в требованиях, крайность в отношениях к учащимся, администрирование или мелочная опека, чрезмерная близость, переходящая в панибратство, или неожиданное отчуждение. Обычно старшеклассники говорят о таком учителе: «Он любит нас, но у него все зависит от настроения. То нянчится с нами, то вдруг оглушает нас окриками, упреками. Сегодня так, а завтра иначе». Бестактность допускают и те учителя, которые опираются в своей работе только на свой опыт и интуицию. Подобное игнорирование педагогической теории ведет к неправильной позиции в отношениях с учащимися, уравнительному подходу к ним, проистекающему от недооценки или переоценки их сил.Необдуманность действий учителя порождает конфликты с учащимся, стихийность и самотек в воспитательной работе, необоснованную безапелляционность. Изучение опыта и наблюдения показывают, что и хороший учитель порой проявляет нетактичность в порыве раздражения. В этих случаях он повторяет ошибки, указанные выше: необдуманность действий, придирчивость, грубый тон обращения с учащимися, необоснованность замечаний: «Ты что без конца вертишься и не слушаешь? Выйди из класса. Немедленно приведи мать». Дети очень чутки к настроению учителя. В порыве раздражения учитель допускает неуместные замечания, дезорганизующие учащихся, поспешные выводы: «Садись, ничего не знаешь!» Отрицательно отражается такое поведение учителя на всей работе ученика. Дети волнуются, не решаются поднять руку, если даже они знают вопрос. У них появляется неуверенность в своих силах. Для проявления педагогического такта требуется особая совокупность свойств, из которых складывается личность учителя. Имеет значение не только его характер и настроения, а в известном отношении даже его внешность, привычки, склонности, образ жизни, его манера держать себя не только с учащимися, но и с окружающими людьми. Все вышеизложенное позволяет нам сделать некоторые выводы. При определении сущности педагогического такта следует исходить из основного положения педагогики: как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему. Педагогический такт — явление неврожденное. Он приобретается в процессе педагогической деятельности учителя, изучения учащихся и воздействия на них, в процессе организации ученического коллектива. Педагогический такт является, важнейшим профессиональным умением учителя, без которого учитель никогда не будет хорошим воспитателем-практиком.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 14014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |