КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические ситуации
1. Учащийся шестого класса одной из школ получил двойку за то, что невнимательно слушал на уроке ответы своих товарищей во время устного опроса. Ученику стало скучно, и он начал переговариваться с соседом по парте. Учитель это заметил. Обращаясь к нему, он попросил повторить заданный вопрос. Ученик вопроса не слышал. - Садись! Двойка. - За что? — спросил ученик. - За то, что не слушал, — ответил преподаватель и поставил в журнал двойку. - Но ведь я все знаю, — попытался уверить преподавателя шестиклассник. - Сейчас это меня мало интересует,— ответил учитель.— Ты должен прилично вести себя в классе. До конца четверти ученик не был опрошен, и «карательная» двойка была поставлена в табель. Правильно ли поступил учитель? 2. Родительницу вызвали в школу к директору. - Ваш сын плохо ведет себя. - А что случилось? - встревожено спросила мать. - У него уже две двойки - по русскому языку и географии. Мальчик халатно относится к учению. И главное - безобразничает на уроках, не слушает учителей. А вчера убежал с третьего урока. Примите меры. Мать сокрушенно покачала головой. - Ну что мне с ним делать? - сказала она. Вот вы говорите - меры. А какие меры я могу принять? Выпороть, что ли? Директор испуганно замахал руками: - Что вы, как можно. Только не бить. На этом разговор кончается. Какая польза для родителей от такого разговора? Вместо того чтобы дать родителям совет, как лучше оказать помощь ученику в учебе, лучше воспитать ребенка, директор школы жалуется родителям на плохое поведение их сына. Педагогический такт нужен не только учителю, но и директору.
3. Преподаватель входит в класс... целую минуту стоит и ждет, когда стихнет шум. - Я жду, когда вы замолчите, резко, с раздражением говорит учитель. Иванов, ты что ерзаешь, на гвоздях, что ли, сидишь? Петрова, чего крутишься? К уроку, небось, опять не готова, а крутишься. Иди отвечать. Девочка нехотя идет к доске, урока не знает, стоит и молчит. - Что же ты молчишь? — грубо допекает ее учитель. Девочка краснеет и бросает на учителя взгляд, полный ненависти. Учитель вызывает другого ученика, но никто материала не знает, а может быть, и знает, но учитель сам не дает им возможности отвечать. - Кости черепа соединяются... малоподвижно,— начинает ученик, но учитель с раздражением перебивает: - Как, как соединяются? Что ты мелешь? Ты думай, что говоришь! — Ученик умолкает. - Ну, что же ты молчишь? Не знаешь? Опять к уроку не готовился? Забыл, что у тебя уже единица... Какую ошибку допустил учитель? У этого учителя нет педагогического такта, он не чувствует меры в своих действиях. Он плох как учитель, но еще хуже как воспитатель, он сам бестактен, без уважения относится к детям.
4. Учитель, не обладающий педагогическим тактом, показан в произведении Б. Изюмского «Призвание» в образе Корсунова. «Корсунов, тихо поздоровавшись, начал урок, не садясь, открыл журнал, отметил присутствующих и с минуту смотрел на список учащихся... Один из учеников не выдержал долгой паузы, что-то прошептал соседу. «Разговоры прекратить», - отчеканил химик, не поднимая головы. - Каковы химические свойства азота? — спросил учитель и после томительной паузы вызвал: - Дружков! Ученик отвечал неплохо. Учитель же стоял с выражением лица, на котором нельзя было прочесть, удовлетворен он ответом или нет. - Напишите на доске формулу соединения азота с водородом, - требует он, и Сергей Иванович (товарищ Вадима Корсунова по работе, Кремлев Д.С.) удивляется скрипуче-металлическим ноткам в голосе Вадима — обычно их у него не было. Юноша по рассеянности допустил ошибку, и Корсунов, раздраженно постучав мелом, сказал: — Вы не хотите думать! Прошлый раз я вам поставил ч-чахоточную тройку,— и выставил в журнал жирную двойку. Кремлеву на этом уроке многое не понравилось: и какой-то надрывный тон, и общая нервозность, и манера учителя при объяснении либо возбужденно ходить по классу, либо, остановившись около одного ученика и глядя только на него, объяснять как бы ему одному. От этого ученик смущался, терял нить мысли и хотя кивал головой в такт словам учителя, но вряд ли мог внимательно слушать его». За пять минут до окончания урока Корсунов решил проверить, как ученики помнят прошлогодний материал: - Скажите, Балашов, в чем сущность контактного метода получения серной кислоты? Балашов стал отвечать, но неправильно. - Ну, можно ли быть таким бестолковым?.. Балашов побледнел. - Не всем же гениальными быть,— самолюбиво бросил он, в упор глядя на учителя. - Вы еще дерзите! - вспылил Корсунов. - А вы не оскорбляйте! - уже не помня себя, баском выкрикнул Балашов. - Прошу вас покинуть класс, - зловеще-вежливо произнес химик. - Выйдите из класса! - снова раздался голос Корсунова. - Не выйду! - резко, охрипшим от волнения голосом ответил Балашов и стиснул зубы так, что забегали желваки. - Тогда выйду я,- угрожающе объявил Корсунов. Но вам от этого будет хуже». К счастью, раздался звонок. Приведенный случай свидетельствует об отсутствии педагогического такта у учителя Корсунова. Сергей Иванович прямо сказал Корсунову: «Если ты дальше пойдешь по этому пути искусственного нагнетания «строгости», скатишься к старорежимным притеснителям школьников. Надо быть строгим, но не злым, можно гневаться, но не кипятиться... А главное, очень уважать в каждом ученике человека, учитель должен проявлять педагогический такт в самых разнообразных условиях: на уроке, во внеклассной и внешкольной работе, в бытовой жизни. 5. Пример антипедагогических приемов учительницы на уроке математики в пятом классе: Учительница объясняет ученикам решение задач нового типа. Она молча решает задачу на классной доске. Ученики смотрят на классную доску и ничего не понимают. Наконец, один заявляет: - Лидия Семеновна! Я не понимаю... - Нечего тут понимать, совсем просто,— оборвала учительница. — Плохо слушаешь и дома не занимаешься, лентяй. - А почему вы тут умножали, а не делили, спросил другой ученик. - А как же иначе? С какой стати мы будем делить, если нужно умножать, - так же резко ответила учительница. Почему учительница так себя ведёт? 6. «В школьном коридоре учительница услышала: «Жених и невеста!» Она вошла в класс и спокойно спросила: «Кого это у вас так величают? За что?» В классе раздались смешки. С задней парты кто-то крикнул: «Новицкий и Румянцева!.. Ходят вместе, Петька портфель ее носит...» И — опять смех. Лида сидела пунцовая. Петя втянул голову в плечи, словно ожидая удара... «А почему вы не смеетесь, когда неразлучны два мальчика или две девочки?» Класс притих. «Разве вы против дружбы?» «Не-ет!» — раздалось в ответ. «А выходит, против...» Насмешки в адрес Лиды и Пети прекратились. Они дружили вместе до окончания школы». Слово — хорошая форма воздействия на учащихся, если оно не расходится с требованиями такта. Более того, иногда даже нужен откровенный разговор, и это помогает решить педагогическая чуткость учителя.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |