Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические ситуации




1. Учащийся шестого класса одной из школ получил двойку за то, что не­внимательно слушал на уроке ответы своих товарищей во время устного опроса. Ученику стало скучно, и он начал переговариваться с соседом по парте. Учитель это заметил. Обращаясь к нему, он попросил повторить заданный вопрос. Ученик вопроса не слышал.

- Садись! Двойка.

- За что? — спросил ученик.

- За то, что не слушал, — ответил преподаватель и поставил в журнал двойку.

- Но ведь я все знаю, — попытался уверить препо­давателя шестиклассник.

- Сейчас это меня мало интересует,— ответил учи­тель.— Ты должен прилично вести себя в классе.

До конца четверти ученик не был опрошен, и «ка­рательная» двойка была поставлена в табель.

Правильно ли поступил учитель?

2. Родительницу вызвали в школу к директору.

- Ваш сын плохо ведет себя.

- А что случилось? - встревожено спросила мать.

- У него уже две двойки - по русскому языку и географии. Мальчик халатно относится к учению. И главное - безобразничает на уроках, не слушает учителей. А вчера убежал с третьего урока. Примите меры.

Мать сокрушенно покачала головой.

- Ну что мне с ним делать? - сказала она. Вот вы говорите - меры. А какие меры я могу принять? Выпороть, что ли?

Директор испуганно замахал руками:

- Что вы, как можно. Только не бить.

На этом разговор кончается.

Какая польза для ро­дителей от такого разговора?

Вместо того чтобы дать родителям совет, как лучше оказать помощь ученику в учебе, лучше воспитать ребенка, директор школы жалуется родителям на плохое поведение их сына. Пе­дагогический такт нужен не только учителю, но и ди­ректору.

 

3. Преподаватель входит в класс... целую минуту стоит и ждет, когда стихнет шум.

- Я жду, когда вы замолчите, резко, с раздраже­нием говорит учитель. Иванов, ты что ерзаешь, на гвоздях, что ли, сидишь? Петрова, чего крутишься? К уроку, небось, опять не готова, а крутишься. Иди отвечать.

Девочка нехотя идет к доске, урока не знает, стоит и молчит.

- Что же ты молчишь? — грубо допекает ее учитель. Девочка краснеет и бросает на учителя взгляд, полный ненависти. Учитель вызывает другого учени­ка, но никто материала не знает, а может быть, и знает, но учитель сам не дает им возможности отве­чать.

- Кости черепа соединяются... малоподвижно,— на­чинает ученик, но учитель с раздражением перебивает:

- Как, как соединяются? Что ты мелешь? Ты ду­май, что говоришь! — Ученик умолкает.

- Ну, что же ты молчишь? Не знаешь? Опять к уро­ку не готовился? Забыл, что у тебя уже единица...

Какую ошибку допустил учитель?

У этого учителя нет педагогического такта, он не чув­ствует меры в своих действиях. Он плох как учитель, но еще хуже как воспитатель, он сам бестактен, без уважения относится к детям.

 

4. Учитель, не обладающий педагогическим тактом, по­казан в произведении Б. Изюмского «Призвание» в об­разе Корсунова.

«Корсунов, тихо поздоровавшись, начал урок, не са­дясь, открыл журнал, отметил присутствующих и с ми­нуту смотрел на список учащихся... Один из учеников не выдержал долгой паузы, что-то прошептал соседу. «Разговоры прекратить», - отчеканил химик, не подни­мая головы.

- Каковы химические свойства азота? — спросил учитель и после томительной паузы вызвал: - Дружков!

Ученик отвечал неплохо. Учитель же стоял с выра­жением лица, на котором нельзя было прочесть, удов­летворен он ответом или нет.

- Напишите на доске формулу соединения азота с водородом, - требует он, и Сергей Иванович (товарищ Вадима Корсунова по работе, Кремлев Д.С.) удив­ляется скрипуче-металлическим ноткам в голосе Вади­ма — обычно их у него не было. Юноша по рассеянности допустил ошибку, и Корсунов, раздраженно постучав мелом, сказал: — Вы не хотите думать! Прошлый раз я вам поставил ч-чахоточную тройку,— и выставил в жур­нал жирную двойку.

Кремлеву на этом уроке многое не понравилось: и какой-то надрывный тон, и общая нервозность, и манера учителя при объяснении либо возбужденно ходить по классу, либо, остановившись около одного ученика и глядя только на него, объяснять как бы ему одному. От этого ученик смущался, терял нить мысли и хотя кивал головой в такт словам учителя, но вряд ли мог внимательно слушать его».

За пять минут до окончания урока Корсунов решил проверить, как ученики помнят прошлогодний материал:

- Скажите, Балашов, в чем сущность контактного метода получения серной кислоты? Балашов стал отвечать, но неправильно.

- Ну, можно ли быть таким бестолковым?.. Балашов побледнел.

- Не всем же гениальными быть,— самолюбиво бросил он, в упор глядя на учителя.

- Вы еще дерзите! - вспылил Корсунов.

- А вы не оскорбляйте! - уже не помня себя, бас­ком выкрикнул Балашов.

- Прошу вас покинуть класс, - зловеще-вежливо произнес химик.

- Выйдите из класса! - снова раздался голос Кор­сунова.

- Не выйду! - резко, охрипшим от волнения голо­сом ответил Балашов и стиснул зубы так, что забегали желваки.

- Тогда выйду я,- угрожающе объявил Корсу­нов. Но вам от этого будет хуже».

К счастью, раздался звонок.

Приведенный случай свидетельствует об отсутствии педагогического такта у учителя Корсунова. Сергей Иванович прямо сказал Корсунову: «Если ты дальше пойдешь по этому пути искусственного нагнетания «строгости», скатишься к старорежимным притесните­лям школьников. Надо быть строгим, но не злым, мож­но гневаться, но не кипятиться... А главное, очень ува­жать в каждом ученике человека, учитель должен проявлять педагогический такт в самых разнообразных условиях: на уроке, во внекласс­ной и внешкольной работе, в бытовой жизни.

5. Пример антипедагогических приемов учи­тельницы на уроке математики в пятом классе:

Учи­тельница объясняет ученикам решение задач нового ти­па. Она молча решает задачу на классной доске. Уче­ники смотрят на классную доску и ничего не понимают. Наконец, один заявляет:

- Лидия Семеновна! Я не понимаю...

- Нечего тут понимать, совсем просто,— оборвала учительница. — Плохо слушаешь и дома не занимаешь­ся, лентяй.

- А почему вы тут умножали, а не делили, спросил другой ученик.

- А как же иначе? С какой стати мы будем делить, если нужно умножать, - так же резко ответила учитель­ница.

Почему учительница так себя ведёт?

6. «В школьном коридоре учительница услышала: «Жених и невеста!» Она вошла в класс и спокойно спросила: «Кого это у вас так величают? За что?» В классе раздались смешки. С задней парты кто-то крикнул: «Новицкий и Румян­цева!.. Ходят вместе, Петька портфель ее носит...» И — опять смех. Лида сидела пунцовая. Петя втянул голову в плечи, слов­но ожидая удара... «А почему вы не смеетесь, когда неразлучны два мальчика или две девочки?» Класс притих. «Разве вы про­тив дружбы?» «Не-ет!» — раздалось в ответ. «А выходит, про­тив...» Насмешки в адрес Лиды и Пети прекратились. Они дру­жили вместе до окончания школы».

Слово — хорошая форма воздействия на учащихся, если оно не расходится с требования­ми такта. Более того, иногда даже нужен откровенный разго­вор, и это помогает решить педагогическая чуткость учителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.