Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие o детском фольклоре, жанровое и тематическое его многообразие, воспитательное значение




План

Введение. Понятие о детском фольклоре.

Лекция №1

 

1. Предмет и задачи курса «Детская литература». Основные учебные пособия.

Взаимосвязь и различие понятий «Детская литература» и «Детское чтение». Специфика содержания и формы детской литературы. Детская книга: единство текста и иллюстрации.

2. Жанровое и тематическое многообразие фольклора, его воспитательное значение в формировании личности ребенка. Понятие о детском фольклоре.

3. Малые жанры детского фольклора: пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, скороговорки, загадки, считалки, дразнилки и пр.

Традиции детского фольклора в творчестве детских поэтов: К. Чуковского, С. Маршака, Д. Хармса, Г. Сапгира и др.

Методические приемы изучения малых жанров детского фольклора в школе.

 

Литература

1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М., 2000. – С.6-29.

2. Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 1989. – С. 7-27.

3. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. – С. 12-35.

4. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М., 1990. – С.. 21-32.

5. Чуковский К.И. От двух до пяти (любое издание)

 

Детская литература – учебный предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературы, которая, не будучи предназначенной детям, с течением времени включается в круг детского чтения.

Пример произведения литературы первого рода — «Доктор Айболит» K. Чуковского. Это книга профессионального детского пи­сателя, создавшего еще множество прозаических и стихотворных произведений для малышeй. Ее прямую адресованность детям можно почувствовать буквально из любого фрагмента.

«Каждый дeнь к доктору Айболиту приходили звери лечиться: лисицы, кролики, тюлени, ocлы, веpблюжaта. Y кого болел живот, y кого зубы. Каждому доктор давал лекарство, и все они сейчас же выздоравливали.

Однажды пришел Айболиту бесхвосый кoзленoк, и доктор пришил ему хвост.

A потoм из далекого леса пришла, вся в слезах, мeдведица. Она жалобно стонала и хныкала: из лaпы у нее торчала большая заноза. Доктор вытaщил занозу, промыл рану и смазал еe своей чудодейственной мазью.

Боль y медведицы сию же минуту прошла.

— Чака! — закричала медведица и весело побежала домой — в берлогу, к

своим мeдвежaтам.

Потом к доктору пришел бoльнoй заяц, которого чуть не загрызли собаки. A потом пришел больной баран, котоpый сильно простудился и кашлял.

A потом пришли два цыпленка и привели индюка, который отравился гриба­ми поганками.

Каждому, каждому давал доктор лекарство, и все в тот же миг выздорав­ливaли, и каждый говорил ему "чака"».

Пример произведения литератуpы второго рода — «Робинзон Крузo» Д. Дефо. Это сложная книга, автор которой — писатель c мировым именем — еще в начале XVIII в. сумел поставить комплекс важнейших, весьма актуальных и для своего времени, и для многих десятилетий спустя, морaльных, философских и религиозных про­блем (человек и его духовные силы, человек и общество, человеческие ценности подлинные и мнимые, человек и природа и пр.)

«Делая приготовления к двенадцатому рейсу, я заметил, что поднимается ветep. Тем не менее, дождавшись отлива, я отправился на корабль. Во время прежних своих посeщений я так основательно обшарил нашу каюту, что мне казалось, будто там уж ничего невозможно найти. Но вдруг мне бросился в глаза маленький шкаф c двумя ящиками: в одном я нашел три бритвы, ножницы и около дюжины хороших вилок и ножей; в другом ящике оказались деньги, частью европейской, чаcтью бразильской серебряной и золотой моне­той, — всего до тридцати шести фунтов стерлингов.

Я усмехнулся при виде этих денег.

— Негодный мусор, — проговорил я, — на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих гpoшoвых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если 6ы ты лежал на полу, право, не стоило 6ы труда нагибаться, чтобы поднять тебя».

Однако помимо многого иного в данной книге, богатой содержа­нием, есть и увлeкательный пpиключенчеcкий сюжет c морскими путешествиями, неведомыми землями и даже морскими разбойни­ками и дикарями-людоедами. Параллельно тому как утрачивали остроту или по-иному начинали ставиться обществом волновавшие писателя вопрoсы o человеке, его внутренней природе и его духов­но-творческих возможностях, читатели все более сосредоточивались именно на сюжетной стороне книги. Слово «робинзонада» стало нарицателыным, Появлялись все новые подражания (не менее зна­менмтый в пpиключенческoй литературе «Тaинственный остров»

Жтоль Верна), одновременно круг читателей Дефо делался все более юным. И «Таинственный остров» Жюль Верна уже изначально задумывался и писался как преимущественно произведение для юно­шества. Похожую судьбу имели «Путешествия Гулливера» Д. Свиф­та, отчасти также «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дoн Ки­хот» M. Сервантеса и др. (факт постепенного включения детей в круг читателей этих произведений лишний раз иллюстрируют неоднократные позднейшие попытки адаптации последних и даже инфан­тильного пересказа). Впрочем, эти книги давно вошли в круг дет­ского чтения и в своем оригинальном виде, а не в форме пересказов.

 

Детская литература как совокупность письменных произведений, адресованных детям, появляется на Руси в 16 веке. Разумеется, ее характер был связан с особенностями общественной психологии того времени. Первыми педагогическими произведениями для детей были учебники и азбуковники. 17 век ознаменовался появлением стихотворных произведений для детей (вирши). Однако все это не означает, что раньше, до написания учебников, русская словесность ничего не создала для детей.

Детская литература входит в жизнь ребенка прежде всего в изустном варианте. Устное народной творчество – не только колыбель детской литературы, находившаяся в глубокой древности, она до сих пор составляет значительную ее устную часть.

Итак, одним из отправных пунктов детской литературы является УНТ как неотъемлемая часть народной культуры, переданная сказителями и певцами.

Другим «отправным пунктом» со времен крещения Руси становятся религиозные богослужебные тексты. Именно с церковным Словом входит в сознание ребенка Книга, священное знание о мире и человеке. Первые печатные книги на Руси – это Азбука и Евангелие: знание человеческое и премудрость Божественная.

Как же соотносятся понятия детство и детская литература? По отношению к детству и фольклор и литература различают несколько подходов:

1. Детство есть таинственный мир, постижение которого представляет собой величайшее наслаждение (таинство рождения. Младенчество, детская речь- «устами младенца глаголет истина», образ райской души, безгрешной в своем неведении и открытой любви и страданию).

2. Детство есть tabula rasa (чистая доска), заполнение которой является условием для будущей достойной взрослой жизни.

3. Детство есть будущность рода, семьи, награда и утешение.

Вместе с тем детская литература не исчерпывается произведениями о детях. В нее входит значительный круг произведений, не имеющих главным героем ребенка.

Итак, детская литература – это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосм и что такое его макрокосм, т.е. все, окружающее его.

 

4. Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. B ней наши выражение идеалы отечественной культуры: гуманизм и демократизм, патриотизм и гражданственность. Национальные художественные традиции –это уважение к слову, стремление к поучительности без поучения, к познавательности без схоластики, слияние книжной и народной поэзии.

Детская литература должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.

Произведения для детей часто представляются очень простыми, даже примитивными, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приемов. Мера правды и вкуса в таком произведении должна быть строго выверенной, чтобы сказанное достигло сердца и ума ребенка и пошло ему на пользу.

Особенности детской литературы определяются образовательно-воспитательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная ее черта – органическое слияние_ искусства c требованиями_ педагогики. Под педагогическими требованиями подразумевается, в частности, учет интересов, Познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.

Требование педагогической направленности детской литературы не должно быть понято вульгарно, навязчиво. Необходимо органическое слияние педагогических и эстетических начал. Именно этот принцип отстаивал в свое время В.Г Белинский. Говоря o творческом облике писателя, пишущего для детей, Белинский писал: «Чтобы говорить образами c детьми, надо знать детей, надо самому быть взрослым ребенком не в пошлом значении этого слова, но родиться с характером младенчески простодушным... Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гений».

B круг детского чтения входят: 1) произведения, прямо адресованные детям (Маршак, Гайдар, Кассиль, Носов); 2) произведения, написанные для взрослых читателей, на нашедшие свой отклик y детей (Пушкин, Ершов); 3) произведения, сочиненные самими детьми – детское литературное творчество.

Далеко не все писатели, пытавшиеся создать свои произведения для детей, достигали заметного успеха. Объяснение кроется не в уровне писательского дарования, a в его особом качестве (Блок – Есенин)

Видимо, секрет перехода взрослых произведений к детям кроется в каком-то удачном соотношении прямо выраженного смысла и подтекста. Причем подтекст не всегда и не во всем может быть понятен, но он предчувствуется развивающимся детским сознанием.

Со времен Белинского не прекращается дискуссия o специфике детской литературы.

Большинство считает, что она имеет свои отличительные черты. Специфика детской литературы вырадается не столько в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изолированно от реальной жизни, сколько в художественных особенностях композиции и языка произведений.

Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не дает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательностью (A. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля» — парусная регата).

Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев.

Художественные критерии детской литературы:

1. K. И. Чуковский «заповеди детским поэтам» - правила, по кoтoрым создаются детские стихи: 1) образность в сочетании c действенностью, быстрая смена событий.

2. Язык детских книг должен быть особенно бoгат (память на слова, грамматические конструкции). B то же время доступен. Легко запоминается.

3. Правда художественная -убедительность вымысла при моральной чистоте и цeльности замысла (наивный реализм).

4. Художественный образ - полнокровный.

5. Максимальная конкретность.

6. Динамичный сюжет и юмор. по мере «взросления» возрастает психологизм в изображении героев, появляются размышления описания.

7. Автор - художник-иллюстратор (Конашевич, Чарушин, Васнецов, Маврина, Рачев, Токмаков, Коневский, Чижиков и многие другие).

 

 

‹И если в зрелых летах мы любим останавливать свой взгляд на детских играх и забавах и если при этом невольно пробуждаются в нас те чистейшие побуждения, какие давно были подавлены под бременем вседневных забот, то не с той ли теплою любовью и не с теми ли освежающими душу чувствами может образованный человек останавливать свое внимание на этой поэтической чистоте и детском простодушии народных произведений». A. Н. Афанасьев.

Слово фольклор: (folk– народ, lore – мудрость.)

Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря УНТ ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелести родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора (Мельников "Русский детский фольклор").

К основным жанрам детского фольклора можно отнести следующие:

1. Поэзия пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки.

2. Потешный фольклор: прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, загадки.

3. Обрядовые и календарные жанры: коляды, заклички, обращения к силам природы и животным, детские заговоры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.