Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волшебные сказки




B. И. Белов, размышляя об истоках крестьянского уклада жизни в книге «Лад», отмечал, что человеческая жизнь находится между двумя великими тайнами: тайной нашего появления и тайной исчез­новения, рождение и смерть ограждают нас от ужаса бесконечности. Данная мысль как нельзя лучше отражает мировоззрение древних людей, и это отражение мы находим в художественном творчестве, в волшебных сказках в частности.

 

Волшебные сказки являются порождением социально диффе­ренцированного общества, хотя их художественная система обна­руживает тесную связь c мифопоэтическим мышлением.

Волшебные сказки имеют ярко выраженную мифопоэтическую основу. Их сюжеты отразили разные стороны многих обрядов и обычаев, важнейшими из которых являются обряды инициации —посвящения юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Так, основной конфликт волшебных сказок —конфликт героя со злыми, враждебными и могущественными сила­ми, победа над которыми сулит любовь, семью, благополучие.

B волшебной сказке, метафорической сегодня, а в прошлом мифо­логической, заключены весь макро- и микрокосм человеческой жизни, все уровни возмужaния, становления, весь дyxовный, нравственный, cоциальный опыт. Образный мир сказки может быть oсмыслен адекватно, если понять мышление древних людей.

Сюжеты волшебных сказок разнообразны. B отличие от животного эпоса на первый план выступают семейно-брачные отношения. Одной из главных характеристик центрального действующего лица ста­новится развитое чувство долга: сын, выполняя наказ отца, прово­дит три ночи на его могиле («Сивка-Бурка») или отправляется в опасное странствие, чтобы добыть молодильные яблоки; сестра спасает младшего брата («Гуси-лебеди»); муж преодолевает мно­жество препятствий в поисках похищенной жены («Кашей Бес­смертный») и пр. Наиболее популярен сюжет поиска суженой. Не­редко эта тема завуалирована мотивами испытaния героя, однако конечной целью испытания обычно является проверка героя на зрелость, что подтверждает брачный финaл — «веселым пирком да за свадебку».

 

Характерными чер­тами этого жанра являются следующие: анимизм (anima — душа) —oдушевление всей прирoды; антропоморфизм (от гpеч. antropos —человек и morphe — форма) и зооморфизм (гооп — животное) — упо­добление животному — как и тотемиз м (от индейского totem, что буквально означает «его род»); фeтишизм (от франц. fetiche) —вера в магическую силу вещей. Без понимания сути названных явлений трудно представить, что хотелось вырaзить древнему человеку в волшеб­ной сказке и что дошло в ее сюжете, во всeм образном строе до сего­дняшнего дня.

Миф — основа сказочного сюжета и метафорики волшебной сказки. Метафорически решается и основной конфликт сказок: конфликт жизни и смерти. Древний человек пытается открыть таинственные законы, которые позволили бы ему победить смерть.

B сказке идет борьба добра (очага, дома) и зла, обрушивающего не­cметное число своих верных слуг на человека. Сюжет сказок o живот­ных усложняется в волшебной сказке: герой преодолевает множе­ство препятствий, прежде чем получит желаемое, —жену-умницу, рукодельницу, залог грядущей счастливой жизни и его самого, и его рода. Нередко ему помогают животные, c которыми он говорит чело­веческим языком, как с людьми. Вот эпизод из сказки «Иван –Вдовий сын»:

«В ту пору земля затряслась, все кругом ходунoм заходило, добрый молодец едва на ногах устоял.

— Торопись! —конь говорит. —Леший близко!

Вскочил Иван в седло. Рванулся конь, впереди перемахнул через ограду. Леший подъехал к своему царству c другой стоpoны, через ограду перескочил и закричал:

— Эй, слуга, принимай коня!

Ждал-ждал — нету Ивана. Оглянулся и видит: ворота в подземелье наcтeжь распахнуты.

— Ох, такие-сякие, убежали! Ну да ладно, все равно догоню.

Спрашивает коня:

Мoжeм ли беглецов догнать?

— Догнать-то догоним, да чую, хозяин, беду-невзгоду над твоей головой и над собой!

Рассердился леший, зaругaлся: Ах ты, волчья сыть, травяной мешок, тебе ли меня бедoй-невзгодой стращать!»

Разговаривают, как видим, и конь Ивана и конь Лешего, причем оба они по сюжету этой сказки дают хозяевам советы и оказывают иную активную помощь.

B сказке отразилась и эволюция представлений человека o мире и природе. Именно волшебная сказка покaзывает, что языческое неконфликтно по отношению к христианскому мировидению. Сюже­тика волшебной сказки подробно описана B. Я. Проппом.

Изучение структуры волшебных сказок пoкaзывaет тесное родст­во этих сказок между собой. Родство это нacтoлькo тесно, что нельзя точно отграничить один сюжет от другого.

B соответствии со своей темой выделим из почти трех десятков элементов cкaзoчнoгo сюжета, названных В. Проппом, ключeвыe:

1) необычное происхождение героя («Царевна-лягушка», «Финист - Ясный Сокол», «Марья Моревна»);

2) неoбыкнoвeнное место действия («тридевятое царство, три‑

десятое государство»);

3) неверoятные герои, c которыми главный герой должен вступить в борьбу (Баба -Яга, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч, Идолище Поганое, Лихо Одноглазое и др.);

4) волшебные помощники героя, которые появляются, если oн сам приходит на помощь существам, которые заведомо слабее его, и если бы он был «гордым» и «самонадеянным», то мог бы пренеб­речь их просьбами. Однако участие в судьбе «малых» приводит ге­роя к большой победе над величайшим злом;

5) волшебные предметы (скатерть-самобранка, сапоги-скоpохо­ды, золотое колечко, полотенце, живая и мертвая вода).

Композиция сказки oткрывается присказкой, но чаще сразу за­вязкой — зачином, в котором заключена начальная, исходная интрига — сoбытие, содержащее тайну, возбуждающее любопытство к разгадке происходящего; завязка волшебной сказки — своеобразная загадка, сюжет сказки — путь к разгадке, которая появится лишь в конце. Некоторые сказки имеют художественное обрамление, не свя­занное с содержанием, — зачины и концовки. Они дают возмож­ность рассказчику привлечь внимание слушателей («Это присказ­ка, не сказка, сказка будет впереди»), a в финaле подчеркивают благополучный исход: «И я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало». Переход от третьего лица к первому должен напомнить, что не все в повествовании вымысел. Не случайно имеет хождение следующее присловье: «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

Своеобразие русской сказки заключается прежде всего в системе ее образов.

Часто встречаются Иван-царевич и Серый Волк, сестрица Але­нушка и братец Иванушка, Терешечка и Баба Яга, Емеля и Царевна Несмеяна.

Большинство героев волшебной сказки —обычные люди. Исключение составляют персонажи, нaделенные сверхъестествен­ными свойствами в результате чудесного рождения. K ним отно­сятсяся Покати-горошек, появившийся на свет от горошины, съеденной его матерью, Ивашко Медвежье ушко, рожденный от бра­ка человека и медведицы, Иван Зорькин сын и им подобные. Чаще всего герой одерживает победу c помощью волшебного сред­ства, но это не умаляет его собственных достоинств. Дело в том, что, стремясь к достижению цели, герой проявляет лучшие человеческие качества: доброту, храбрость, чувство долга. Таким обра­зом, получение волшебного предмета или содействие чудесного помощника мыслится как вполне заслуженное. Это тем более справедливо, что все антагонисты героя являются сверхъестест­венными существами: Кашей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Среди действующих лиц наибольшее внимание привлекает ге­рой, которого называют «ироническим удачником». Наиболее ярко этот образ представлен Иванушкой-дурачком. От рождения он не наделен ни особенной физической силой, ни красотой, ни выдающимся умом, что специально подчеркивается прозвищем. Более того, во многих сказках он изначально показан как замараш­ка, «запечник», презираемый другими членами семьи. Иван —младший сын, обычно третий. B начале сказки старшие братья всегда подаются в выгодном свете. B противовес младшему они на­делены здравым смыслом и расчетливостью в житейском смысле этого слова. B результате под разными благовидными предлогами братья уклоняются от выполнения своего долга, будь то ночное бодрствование на отцовской могиле или попытка поймать животное, наносящее вред засеянному полю, лугу, саду. B сказке «Сив­ка-Бурка» только Иван-дурак выполняет последнюю волю отца: три ночи сидит на его могиле, за что и получает чудесного помошника — волшебного коня. C таким помощником можно преодо­летъ любые препятствия, но следует подчеркнуть, что поступки главного героя лишены корыстного расчета: отправляясь на моги­лу отца, Иван не помышлял o вознаграждении. K этому надо доба­вить, что его связь c печью, золой, сажей, то есть c очагом в отчем доме, отнюдь не случайна. Именно Младший сын должен был по­коить родительскую старость, так что образ Ивана или Емели на печи имел глубокий символический смысл.

 

Герой проходит через испытания, которые раз от раза становят­ся сложнее. Наиболее распространенное число испытаний — три. Через эти испытания проходят благодаря волшебным помощникам. Невозможно победить зло вовне и в себе, избежав волшебныx пре­вращений: задача oказывается настолько грудной, что решить ее можно, только «обернувшись» — превратившись в кого-то и вернув­шись.

Чудо — ключ к сюжету волшебной сказки. Всякая волшебная сказка завершается возвращением из чудесного мира, композиция ее кольцевая, заканчивается сказка концовкой (исходом). B развитии сюжета чрезвычaйно важны линии, обязaтельные для каждой сказ­ки: приключенческая, «путешествия» (из нее выpастает символичес­кaя тема пути-дороги), линии, которые будут развиты разными жан­рами реалистической прозы.

Повествование в сказочной прозе ведется при помощи ус­тойчивых формул. Одни из них ускоряют или замедляют дей­ствие, перекидывают своеобразные мостики от одной ситуа­ции к другой («близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли»), другие рисуют внешний облик, характер персонажа («Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды», «Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает»).

Усиливает впечатление слушателей использование при­ема троекратного повторения: три раза герой бьется со змеем; проходит последовательно через три царства: медное, сере6­ное, золотое; три брата три раза ходят ловить жар-птицу.

Волшебная сказка как 6ы вбирает в себя многие стилис­тические приемы других жанров фольклора. Здесь и постоянные эпитеты, свойственные лирической песне («конь добрый», «леса дремучие», «тpавы шелковые», «уста сахарные»), былинные гиперболы («бежит —земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет»), и параллелизмы: «Тем време­нем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуньио; цветы в саду стали вянуть, деревья сох­уть, трава 6лекнуть».

Среди персонажей волшебной сказки много детей. Их о6разы поэтичны, трогательны, что подчеркивается и фор­мой имени (Терешечка, Крошечка-Хаврошечка, братец Иванушка, сестpица Аленушка), и всем тоном повествования. Терешечка, преследуемый ведьмой, «просит, ублажает» защипанного гусенка:

«— Гусь-лебедь ты мой, возьми меня, посади меня на кры­лышки, донеси меня к отцу, к матери; там тебя покормят­, напоят и чистой водицей обмоют.

Сжалился защипанный гусенок, подставил Терешечке кры­лышки, встрепенулся и полетел вместе с ним».

Оптимистичный конец сказок o детях кажется особенно оправданным и справедливым. Несмотря на то, что описа­ние внешнего облика героев волшебной сказки очень ус­ловно («такая красавица, что век 6ы очей не отвел», «купе­ческий сын был собою статный, рослый, кровь c молоком»), все зримо представляют их себе. В этом большую роль игра­ют широко известные иллюстрации к русским народным сказкам. Сказочные образы вдохновляли таких крупных живописцев, как B. Васнецов, M. Врубель, графиков И. Би­либина, E. Поленову. Классические и современные издания русских народных сказок украшают работы талантливых ху­дожников-иллюстраторов Ю. Васнецова, E. Рачева, T. Маври­ной и многих других.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.