Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волшебные мотивы в литературной сказке




Читайте также:
  1. Активные мотивы начала экспортной деятельности
  2. В. Мотивы, связанные с совершением экономических неналоговых преступлений
  3. Волшебные сказки.
  4. ВОПРОС 3: Лексика арабских диалектов в сопоставлении с литературной арабской лексикой.
  5. Вопрос 5. Особенность литературной формы, ее изобразительность и выразительность.
  6. Выделите мотивы элейской философии в системе Демокрита.
  7. Жанровые особенности литературной сказки на различных уровнях структуры текста
  8. Из истории литературной сказки
  9. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации
  10. Краткий обзор западноевропейской литературной сказки: Ш. Перро, братья Я. и В. Гримм
  11. Место взаимодействия в структуре общения, мотивы и ведущие стратегии взаимодействия.

Автор классификации мотивов, М. Смирнова, исходит из такого определения: «Литературной сказкой мы будем называть такое произведение, в котором изображены события, персонажи или ситуации, с помощью определенных приемов выходящие за пределы наблюдаемого мира в «волшебный», вторичный мир». Эти приемы u будут волшебными мотивами.

 

Мотив есть некий инвариант, абстрактная литературная модель, которая в каждом конкретном произведении может облекаться в разную форму в зависимости от материала, тематики, цели автора u других условий.

Критерием классификации волшебных мотивов будет соотношение реального и сказочного в произведении.

Переходя от более сказочного к менее сказочному, рассмотрим основные мотивы и их варианты. Каждая последующая группа мотивов представляет собой новую ступень, новую схему соотношения волшебного и неволшебного. При этом отправной точкой y нас будет народная сказка и литературная сказка, написанная по законам народной сказки. ( Пушкин, Ершов и др.) Противоположным полюсом будет реалистическая повесть.

 

1. Необыкновенная страна. В отличие от традиционного сказочного Тридесятого государства, где живут короли и принцессы, драконы и отважные юноши, в некоторых сказках появляется совершенно особенный мир, со своими необыкновенными жителями. Мир этот замкнут, он никак не соотносится c миром реальности – разве что сконструирован по его законам. B сказках необыкновенные страны очень многообразны. B качестве ярких примеров можно привести «Хоббита» Дж. Толкиена, серию книг o Муми-тролле финки Туве Янссон и «Чиполлино» Дж. Родари. Разновидность сказочной страны - страна говорящих животных, где живут и дружат, например, Крот, Барсук, Жаба и Крыса в книге «Ветер в ивах» Кеннета Грэхема.

2. Герой попадает в необыкновенную страну. Этот мотив отличается от предыдущего тем, что он непосредственно связан c миром реальности. B необыкновенную страну попадают обыкновенные дети, живущие c мамами и папами в обыкновенных домах. Считается, что первой детской книгой, где герой попадает в сказочный мир, была сказка Гофмана «Щелкунчики мышиный король». (1816). B 1829 году в Петербурге вышла книга Антония Погорельской Черная курица, или Подземные жители». На английском языке первенство держит «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла (1865). Со времен Гофмана и Кэролла написано множество сказок, использующих этот мотив; пожалуй, самые интересные скaзочные страны –это Нарния англичанина K. Льюиса, остров Гдетотам в «Питере Мне» Дж. Барри и страна Оз Френка Баума. Сказочная страна может принимать самые рaзнообрaзные формы. Многие расположены под землей или под водой. Некоторые страны заселены живыми игрушками, говорящими зверями, сказочными героями. Есть страна великанов ( которая несомненно ведет происхождение от Дж. Свифта), есть страны, где все сделано из конфет, страны, где живут цифры либо буквы, либо музыкальные инструменты. Встречается даже страна домино. Есть Зазеркалье Кэрролла и «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева. Есть страна потеpянных вещей, куда попадает заблудившийся мальчик. «Городок в табакерке» В.Одоевского, где мальчик Миша узнаёт, как табакерка устроена. Существует Страна Вдалеке и Сумеречная страна y Астрид Линдгрен, где реализуется мечта одиноких детей o справедливости, любви и дружбе.



Способ попадания в сказочную страну насчитывает массу вариантов. Часто окaзывается, что чудесное приключение герою приснилось. Герой может попасть в волшебную страну самыми различными путями: через кроличью нору в первой книге «Алисы», зеркало во второй, Джельсомино y Дж.Родари попадает в страну Лжецов после длительного путешествия, Дороти y Баума и Элли y Волкова приносит ураганом. Гарри Поттер y Роулинг через трактир «Дырявый котё».

3.Путешествия во времени. Здесь мы имеем дело c двумя мирами, отделёнными друг от друга веками. Своеобразной машиной времени в сказке может быть волшебный предмет или посланец (Кир Булычёв «Заповедник сказок» Алиса оказывается в Легендарной эпохе)

4.Превращения. Мотив превращения один из самых древних в литературе. Но нас будут интересовать только такие превращения, которые происходят на фоне Реальной обстановки. Начнем c характера превращений. Самый распространенный тип – изменения в росте. Деревенский мальчик Нильс Хогельсон превращается в гнома и совершает свое путешествие c дикими гусями. Карик и Валяв книге _Яна Ларри, став крошечными, знакомятся c миром насекомых. Есть и другие превращения: Пиноккио превращается в осла, Мальчик-звезда y Оскара Уайльда — в урода, младший брат в сказке E. Шварца «Два брата» - в лед.

Важным фактором является причина превращения. Иногда превращаются в наказание (Нильс — за жестокость, Пиноккио — за лень, Карлик Нос y Гауфа — за насмешки). Как правило, в конце такой Сказки происходит обратное превращение в награду за хорошее поведение.

Третий фактор —это источник или способ превращения. Иногда превращение происходит по воле чародея, волшебника или ведьмы.

5. Герой — необыкновенное существо. Необыкновенные существа живут в реальной обстановке — особый сказочный мотив.

Выдуманные существа — Фантазия человека неистощима и создает полумедвежат- полусобачек, человечков из мыльных пузырей, облачны человечков, и непонятных червякообразны х существ. Говорящие животные в мире людей – медвежата. Мышата и т.д. Живые куклы и игрушки — Винни Пук y Милна , кукла Мирабель y Линдгрен, Пугало в стране Оз.

Живые предметы — Старый уличный фонарь и штопальная игла, воротничок и др., нарисованная кошка-хромоножка y Родари. Фольклорные персонажи — добрые и злые волшебники, ведьмы, гномы, домовые и т.д. (Домовенок Кузька , Маленький водяной, маленькая баба Ага Отфрид Пройслер)

Маленькие человечки — Незнайка и его друзья, Бибигон y Чуковского).

6. Герои наделены необыкновенным свойством. Еще меньшим выходом во вторичный мир является мотив героя, отличающегося от обычных людей только одном, пусть даже совершенно сверхестественным качеством. Маленький Принц Сент-Экзюпери видит барашка сквозь стенки ящика, разговаривает c животными и цветами, Питер Пен — ребенок, который никогда не вырастет, летает и умеет колдовать Мери Поппин y Памелы Треверс, y Карлсона на спине пропеллер, Наши Длинны йчулок отличается необыкновенной силой.

7. Герой обладает необыкновенным предметом. Есть волшебные предметы оживляющие: Урфин Джюс Волкова оживляет деревянных солдат волшебным порошком, дудочка Кнута музыканта и Топеллиуса заставяет людей смеяться, плакать и спать. Есть волшебные предметы c ограниченными возможностями. Например, в повести Томина «Шел по городу волшебник» за исполнение желание нужно сломать спичку из волшебного коробка, y цветика-семицветика всего семь желаний и т.д.

B каждой литературной сказке может быть использован один или несколько волшебных мотивов, a кроме того, как уже говорилось, волшебный мотивы сочетаются c другими мотивами. Это сочетание определяется задачей писателя.

 





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2273; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.