КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волшебные мотивы в литературной сказке
Автор классификации мотивов, М. Смирнова, исходит из такого определения: «Литературной сказкой мы будем называть такое произведение, в котором изображены события, персонажи или ситуации, с помощью определенных приемов выходящие за пределы наблюдаемого мира в «волшебный», вторичный мир». Эти приемы u будут волшебными мотивами.
Мотив есть некий инвариант, абстрактная литературная модель, которая в каждом конкретном произведении может облекаться в разную форму в зависимости от материала, тематики, цели автора u других условий. Критерием классификации волшебных мотивов будет соотношение реального и сказочного в произведении. Переходя от более сказочного к менее сказочному, рассмотрим основные мотивы и их варианты. Каждая последующая группа мотивов представляет собой новую ступень, новую схему соотношения волшебного и неволшебного. При этом отправной точкой y нас будет народная сказка и литературная сказка, написанная по законам народной сказки. (Пушкин, Ершов и др.) Противоположным полюсом будет реалистическая повесть.
1. Необыкновенная страна. В отличие от традиционного сказочного Тридесятого государства, где живут короли и принцессы, драконы и отважные юноши, в некоторых сказках появляется совершенно особенный мир, со своими необыкновенными жителями. Мир этот замкнут, он никак не соотносится c миром реальности – разве что сконструирован по его законам. B сказках необыкновенные страны очень многообразны. B качестве ярких примеров можно привести «Хоббита» Дж. Толкиена, серию книг o Муми-тролле финки Туве Янссон и «Чиполлино» Дж. Родари. Разновидность сказочной страны - страна говорящих животных, где живут и дружат, например, Крот, Барсук, Жаба и Крыса в книге «Ветер в ивах» Кеннета Грэхема. 2. Герой попадает в необыкновенную страну. Этот мотив отличается от предыдущего тем, что он непосредственно связан c миром реальности. B необыкновенную страну попадают обыкновенные дети, живущие c мамами и папами в обыкновенных домах. Считается, что первой детской книгой, где герой попадает в сказочный мир, была сказка Гофмана «Щелкунчики мышиный король». (1816). B 1829 году в Петербурге вышла книга Антония Погорельской Черная курица, или Подземные жители». На английском языке первенство держит «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла (1865). Со времен Гофмана и Кэролла написано множество сказок, использующих этот мотив; пожалуй, самые интересные скaзочные страны –это Нарния англичанина K. Льюиса, остров Гдетотам в «Питере Мне» Дж. Барри и страна Оз Френка Баума. Сказочная страна может принимать самые рaзнообрaзные формы. Многие расположены под землей или под водой. Некоторые страны заселены живыми игрушками, говорящими зверями, сказочными героями. Есть страна великанов (которая несомненно ведет происхождение от Дж. Свифта), есть страны, где все сделано из конфет, страны, где живут цифры либо буквы, либо музыкальные инструменты. Встречается даже страна домино. Есть Зазеркалье Кэрролла и «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева. Есть страна потеpянных вещей, куда попадает заблудившийся мальчик. «Городок в табакерке» В.Одоевского, где мальчик Миша узнаёт, как табакерка устроена. Существует Страна Вдалеке и Сумеречная страна y Астрид Линдгрен, где реализуется мечта одиноких детей o справедливости, любви и дружбе. Способ попадания в сказочную страну насчитывает массу вариантов. Часто окaзывается, что чудесное приключение герою приснилось. Герой может попасть в волшебную страну самыми различными путями: через кроличью нору в первой книге «Алисы», зеркало во второй, Джельсомино y Дж.Родари попадает в страну Лжецов после длительного путешествия, Дороти y Баума и Элли y Волкова приносит ураганом. Гарри Поттер y Роулинг через трактир «Дырявый котё». 3.Путешествия во времени. Здесь мы имеем дело c двумя мирами, отделёнными друг от друга веками. Своеобразной машиной времени в сказке может быть волшебный предмет или посланец (Кир Булычёв «Заповедник сказок» Алиса оказывается в Легендарной эпохе) 4.Превращения. Мотив превращения один из самых древних в литературе. Но нас будут интересовать только такие превращения, которые происходят на фоне Реальной обстановки. Начнем c характера превращений. Самый распространенный тип – изменения в росте. Деревенский мальчик Нильс Хогельсон превращается в гнома и совершает свое путешествие c дикими гусями. Карик и Валяв книге _Яна Ларри, став крошечными, знакомятся c миром насекомых. Есть и другие превращения: Пиноккио превращается в осла, Мальчик-звезда y Оскара Уайльда — в урода, младший брат в сказке E. Шварца «Два брата» - в лед. Важным фактором является причина превращения. Иногда превращаются в наказание (Нильс — за жестокость, Пиноккио — за лень, Карлик Нос y Гауфа — за насмешки). Как правило, в конце такой Сказки происходит обратное превращение в награду за хорошее поведение. Третий фактор —это источник или способ превращения. Иногда превращение происходит по воле чародея, волшебника или ведьмы. 5. Герой — необыкновенное существо. Необыкновенные существа живут в реальной обстановке — особый сказочный мотив. Выдуманные существа — Фантазия человека неистощима и создает полумедвежат- полусобачек, человечков из мыльных пузырей, облачны человечков, и непонятных червякообразны х существ. Говорящие животные в мире людей – медвежата. Мышата и т.д. Живые куклы и игрушки — Винни Пук y Милна, кукла Мирабель y Линдгрен, Пугало в стране Оз. Живые предметы — Старый уличный фонарь и штопальная игла, воротничок и др., нарисованная кошка-хромоножка y Родари. Фольклорные персонажи — добрые и злые волшебники, ведьмы, гномы, домовые и т.д. (Домовенок Кузька, Маленький водяной, маленькая баба Ага Отфрид Пройслер) Маленькие человечки — Незнайка и его друзья, Бибигон y Чуковского). 6. Герои наделены необыкновенным свойством. Еще меньшим выходом во вторичный мир является мотив героя, отличающегося от обычных людей только одном, пусть даже совершенно сверхестественным качеством. Маленький Принц Сент-Экзюпери видит барашка сквозь стенки ящика, разговаривает c животными и цветами, Питер Пен — ребенок, который никогда не вырастет, летает и умеет колдовать Мери Поппин y Памелы Треверс, y Карлсона на спине пропеллер, Наши Длинны йчулок отличается необыкновенной силой. 7. Герой обладает необыкновенным предметом. Есть волшебные предметы оживляющие: Урфин Джюс Волкова оживляет деревянных солдат волшебным порошком, дудочка Кнута музыканта и Топеллиуса заставяет людей смеяться, плакать и спать. Есть волшебные предметы c ограниченными возможностями. Например, в повести Томина «Шел по городу волшебник» за исполнение желание нужно сломать спичку из волшебного коробка, y цветика-семицветика всего семь желаний и т.д. B каждой литературной сказке может быть использован один или несколько волшебных мотивов, a кроме того, как уже говорилось, волшебный мотивы сочетаются c другими мотивами. Это сочетание определяется задачей писателя.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |