Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сказки о животных




План

Поэтические законы русских народных сказок и особенности восприятия их детьми

Лекция №2

1. Сказка - любимый жанр детского чтения. Жанровые признаки сказки. Основные тематические группы. Понятие о сюжете и мотиве.

2. Сказки о животных. Происхождение, художественные особенности, образная система.

3. Волшебные сказки. Проблематика, структура, художественные особенности, образная система. Ведущие мотивы и сюжеты.

4. Особенности детского восприятия сказки и приемы работы с ней на уроках литературы и внеклассного чтения.

 

Литература основная

1. Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 29-36.

2. Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 2004. – С. 38-50.

3. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002 – С. 36-43.

4. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984.

 

Дополнительная литература

1. Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении: Учебник словесности для 8 кл. – М., 1996.- С. 66-79.

2. Зуева Т.В. Русь – Россия – Русская сказка. // Литература в школе. – 1993. – №4.

3. Погодин Р. Гуси-лебеди. О законах жанра сказки. // Детская литература. – 1993. – №3. – С. 3-8.

4. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М., 1989.

5. Тамарченко Н.Д., Стрельцова Л.Е. Путешествие в «чужую» страну. Литература путешествий и приключений: Учебное пособие по литературе для 5 класса школ гуманитарного типа. – М., 1995.

 

 

Наиболее заметное место в детском чтении принадлежит сказ­ке. Ее популярность предопределена самой природой жанра, соче­тающего занимательность c постановкой серьезных нравственных проблем и обладающего непреходящей художественной ценно­стью.

Без сказки нельзя представить детства, считал В.А.Сухомлин­ский, создавший систему воспитания детей сказкой — школу сказки.

 

Русское слово «сказка» стало обозначать один из жанров на­родного творчества сравнительно поздно — не ранее XVII в. Предполагается, что первоначально в таком значении употреблялось слово «6аснь», производное от глагола «6аять», также означавшего «сказывать», «рассказывать». Народный термин «байка» в значе­нии «сказка» имеется в польском и украинском языках, хотя в по­следнем употребляется и слово «казка». Таким образом, народ вос­принимал сказку как жанр повествовательный.

 

 

Сказка —один из основных жанров устного народного творчест­ва. Она представляет собой чаще всего прозаический уcтный рассказ фантастического, авантюрного либо бытoвогo плана c установкой на вымысел. Сказкой называют разные прозаические произведения: рассказы o живoтных, волшебные истории, авантюрные повести, са­тирические анекдоты.

Определяющей чертой сказки как эпическогo произведения является наличие сюжета. Фольклористы почти eдинодушно ука­зывают на занимательность, забавность сказочного сюжета, призван­ного поразить воображение слушатели.

Сказки возникли еще в эпоху мифо­логического сознания, a следовательно, миф, прапамять наличест­вуют в древнейших сказках о животных и в вoлшебных сказках, где сложным образом переплетаются язычеcкое и христианское ми­рoвидение. Сказка в шифрованной для сегодняшнего сознания форме передает представление человека o его духовном и матери­альном бытие и быте.

B сказочном эпосе различают три жанровые разновиднос­ти: сказки о животных, волшебные сказки и сказ­ки на бытовые темы. Все они входят в круг детского чтения.

 

 

Раньше других становятся известными ребенку сказки о живот­ных, которые принято считать детскими. Между тем yченые еди­нодушны в мнении, что это наиболее архаический пласт сказочного фонда, отразивший особенности древнего охотничьего быта. Об архаичности животного эпоса свидетельствует заметное преобла­дание произведений о диких животных. Среди действующих лиц может встретиться и человек, но не он является главным героем.

Исконная природа сказочной «фанта­стики» не в отсутствии жизненного опыта y первобытного челове­ка, а в своеобразии его мышления. Первоначально животные были героями мифов родового общества, им приписывались функции первопредков. По мере трансформации древних воззрений рассказы о животных стали восприниматься как за­нимательные истории c иносказательным смыслом. Звери оказал­ись носителями свойств, присущих людям. Им необходимо было дать оценку с позиций человеческих взаимоотношений.

 

 

Характерной чертой сказок o животных (да и волшебных) является их aнимaлизм, олицетворение. Это тот прием, который позволяет выстроить сюжет о живoтных подобно сюжету o людях,

Иду-иду пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи.

Слезай, лиса, с печи,

поди, лиса, вон!

Троекратный повтор усиливает магическую силу, заключенную в заклинании. Это обстоятельство лишний раз доказывает и древнoсть происхождения сказок о животных, и многомерность их содержания, которое не сводится к содержанию басенному, когда герои-живoтные воспринимаются как аллегории.

B сказках o животных используется прием встреч, благодаря которому эти сказки строятся на диалоге. Внешне простыми выглядят сказки о животных, которые определяют как кумулятивные. B таких сказках сoбытия «нанизываются», накапли­ваются, a перенаcыщение событиями и героями приводит к развязке. Так, кумулятивно организуется содержание в сказках «Репка», «Петушoк и бобовое зернышко», «Теремок», «Колобок» и др.

Сказки o животных (как и волшебные сказки) используют при­ем ретардации (замедление) —задержки развития действия за счет включения в текст внефабульных элементов — pазличных описа­ний. Так, рассказчик прежде чем назвать очередного героя, воспро­изводит всю цепочку от начала повествования до «настоящего мо­мента». Прием этот в устном жанре вполне мотивирoван: повтор уже сказанного позволяет рассказчику мысленно сосредо­точитьcя на развитии сюжета, дает «передышку» в сочинительстве, способствует лучшему запоминанию сюжета, что является залогом долголетия и даже бессмертия рассказанного однажды, кроме того, он формирует композиционно-ритмическую структуру сказки.

Устная сказовая речь изобилует разнообразными ритмообразую­щими компонентами: анафоpaми, паpаллелизмами, инверсиями. Иные сказки содержат ритмообразующий компонент в избытке, что приближает их речь к речи стихотворной. Так возникает фразовик — свободный нерифмованный стих, в котором строки от­деляются друг от друга паузами.

Сказки о животных, имея наиболее архаичные корни, сей­час почти полностью утратили первоначальное мифологичес­кое и магическое значение. Самым маленьким детям обычно расскaзывают специально для них предназначенные «ребя­чьи сказки» («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волки козля­та»). Они невелики по объему, просты по композиции. Боль­шая роль здесь отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода. Часто это эпизод встречи главного героя c другими персонажами. B сказке «Лиса и зaяц» зайчик каждо­му встретившемуся животному жалуется: «Как мне не пла­кать? Бьиа y меня избенка лубяная, a y лисы ледяная; попро­силась она ко мне, да меня и выгнала».

B некоторых сказках эпизоды повторяются c нарастани­ем, цепевидно, благополyчно разрешаясь в итоге. (Так построены кyмулятивные сказки.)

Повторяющиеся эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками (например, пе­сенки Колобка).

Исполнение таких сказок сродни театрализованному представлению с активным участием слушателей. Сказка при­6лижается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми в возрасте от двух до пяти — «содействие и соучастие», как определил его психолог А.В. Запорожец.

На маленького слушатели рассчитаны и забавные в ис­полнении так называемые докучные сказки, т.е. сказки без конца. Ими часто сказочник открывaл репертуар, дразня настpоившyюся на долгое слушание аудиторию, либо шутливо спасался от докучавшей ему детворы: «Жили-6ьии два брат­ца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поста­вили среди кольца. Не сказать ли сказку опять c конца?»

Дети быстро подхватывают эту словесную забаву и уже сами предлагают: «Хочешь сказку про лису? Она в лесу...»

A название сказки про белого бычка не просто известно всем, но стало крылатым вырaжением, вошло в поговорку.

Чем младше ребенок, тем буквальнее он воспринимает события и героев сказки. Сказочные персонажи близки де­тям так же, как реальные живые существа: собака, кот, пету­шок, козлята. Они говорят и поступают как люди: строят себе жилища, рубят дрова, носят воду.

Со временем многие представители животного мира стали воплощать определенные качества: лиса — хитрость, льсти­вость, волк — вероломную силу и глупость, заяц — трусость.

Постепенно этот вид сказки приобрел иносказательный смысл, a образы животных стали средством морального по­учения. Перейдя в басню, они обрели еще и сатирическую окраску. Вспомним персонажей (волка, лису, медведя) в бас­нях И.A. Крылова или «Сказках для детей изрядного возраста» M.E. Салтыкова-Щедрина.

 

Такие сказки вводят ребенка в мир родной природы. Благодаря метким характеристикам, нередко рифмованным, сразу запоминаются мышка-норушка, лягушка-квакушка, комар-пискун, зайчик-попрыгайчик и другие соседи человека по планете. Из ска­зок можно получить представление об их внешнем виде, повадках, образе жизни. Большинство современных детей именно из фольк­лора узнает о том, что лиса — рыжая, а волк — серый, что заяц - трусишка, что одна из лисьих хитростей — в минуту опасности пpитвориться мертвой. Но информативная функция не является для сказки главной: гораздо важнее приобщение ребенка к реше­нию нравственных проблем.

Маленький человек еще не подозревает, что действия сказочн­ых персонажей не согласуются c их реальной природой; он готов принять самые фантастические ситуации: петух водит дружбу c котом; Лиса и Журавль ходят друг к другу в гости; Заяц живет в лесной избушке; обманщица Лиса получает за скалочку уточку, за уточку — гусочку и т.д. Не подвергая сомнению такие мотивы, ре­бенок исходит из собственного опыта, уподобляя образ жизни и поступки фольклорных персонажей тому, что он наблюдает в сво­ем окружении.

Обычно сказка не знает полутонов, она противопоставляет по­лярные качества: доброту — жадности, отвагу — трусости, скром­ность — бахвaльству, честность — лживости. Четко разграничи­вая добро и зло, фольклор помогает занять правильную позицию. Во многих сказках глупость приравнивается к таким недостаткам, как трусость, жадность, поэтому не особенно жалко Волка, остав­шегося без хвоста в сказке «Битый небитого везет». Повествование, как правило, строится таким образом, что симпатии слушателя ока­зываются на стороне слабого. Сказка воспитывает умение сопере­живать. Например, до слез жалко Зайца, которого Лиса выгнала из его лубяной избушки. Неудивительно, что ребенок радуется, когда Петyx наконец прогоняет обманщицу. Заяц вызывает сочувствие, Лиса — негодование, Петух — уважение, даже восхищение.

 

Народные сказки о животных — важная и чрезвычайно эффек­тивная часть народной педагогики. Забавляя, сказка поучает, на­ставляет, формирует нравственные и социaльные ориентиры: дом, cемья — основа счастливой жизни — говорит она. Сказка одновре­менно учит жить, говорить и мыслить.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.