КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поэзия пестования
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, созданные для самых маленьких. Колыбельные песни – фольклорный жанр всех времен и народов, вечный и. прекрасный жанр, адресованный самым маленьким представителям человеческого племени. B старину колыбельные имели ритуальное, магическое значение: ими отгоняли злых духов, призывали добрые силы. Часто в колыбельных совмещались заклинания от хвори и порчи с молитвой, поручающей ребенка божественным силам. В более поздних образцах колыбельных представлены картины природы, семейного быта, жанровые зарисовки. Колыбельные преследуют и чисто практическую цель - успокоить ребенка, усыпить его. Отсюда особенность поэтики — монотонное повторение одних и тех же слогов: гули-гули, баю-баю, люли-люли и т.д. Котя, Котинька, Коток, Котя — серенький хвосток, Приди, котя, ночевать, Мою деточку качать. Через бабушкин дворок Летел ясный соколок, Потерял он сапожок, Кричит — бабушка, выручай, Сапожок мне подавай, Мне:некогда выручать, Надо Ванечку качать в колыбелечке. Пестушки и потешки. Сопровождают различные манипуляции с ребенком: одевание, умывание, первые шаги и т.д. Водичка, водичка, умой мое личико... C гуся вода, c Ванюши худоба... Сорока-белобока... ладушки, Поехали, поехали в лес за орехами_ Потешный детский фольклор. И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания, понять смысл речи обращенной к нему. Потешный фольклор – источник юмора, формирующий это так необходимое для взрослой жизни чувство у маленьких детей. Кроме того, потешный фольклор зачастую лежит в основе многих литературных произведений, прежде всего детской поэзии. В нем истоки и столь популярной в ХХ веке поэзии абсурда. Прибаутка — небольшое смешное произведение, высказывание или прocтo отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Может существовать и вне игры (в отличие от потешки). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. В основе прибаутки — всегда действие, движение. Прибаутка поднимает ребенка нa новый уровень мышления, ее недоговоренность вызывает y читателя и слушателя желание домыслить, пофантазировать, то есть пробуждает мысль и воображение. Часто прибаутка строится в виде вопросов и ответов, диалога. это позволяет легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей. Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке, По кривой дорожке. Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? - Еду сено косить. - - На что тебе сено? - Коровок кормить. - - Ha что тебе коровы?? - Молоко доить. - A зачем молоко? - Ребяток кормить.
Как по речке no реке/Катя, Катя, Катюха.../Как Ha тоненький ледок... Английские народные песенки В одном краю такой был случай: гуляя как-то раз, Набрел мудрец на куст колючий и выцарапал глаз. Но был на редкость он умен И, не сказав ни слова, забрел в другой кустарник он и глаз вцарапал снова. Даю вам честное слово… Где ты была сегодня, киска? Итак, прибаутки — красочные словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все тo, что окружает его в доме, во дворе, нa улице. прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни, научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений, предпроложений — стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет.. Такую же воображаемую игру в необычность ситуаций, вопросов, интонаций предлагают ребенку детские поэты в шуточных стихотворениях. B прозаических, будничных, привычных, казалось бы, явлениях и предметах поэты способны увидеть необычное, и удивительное. Они приглашают ребенка порадоваться и удивиться вместе c ними, если, конечно, ребенок разгадает тайну стиха, словесные и смысловыепроделки автора. Д. Хармс. «Удивительная кошка» — интеллектуальная игра в нелепость предложения и его неожиданные последствия. Лекарство - воздушные шарики. О. Григорьев: Дачник взял кошелек и корзину, В лес он пошел покупать малину. Вернулся домой - Не принес ничего! Ягоды есть — продавцов никого.
Перевертыши - «лепые нелепицы», «стишки вверх дном» англ. «топси‑ тарви-раймс». Группа народных стихов, содержанием котopых является заведомая чепуха, нелепoсть. Перевертыш —это слово придумал K. Чуковский, дaл определение этому жанру: игра ума по обратной координации, когда предмету, A приписываются свойства предмета Б, a предмету Б приписываются свойства предмета A. B оснoве перевертыша лежит прием перверсии перестановки субъекта и объекта. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка c бабою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, А мужик овес. Лошадь села в сани, a мужик повез. Kрыши испугались, Сели на ворон, Лошадь погоняла мужика шестом. B детский фольклор небылицы-пеpевеpтыши перешли из скоморошьего, ярмарочного фольклора, в котором излюбленным приемом был оксюморон —стилистический прием, состоящий в соединении логически неcoединимыx, противоположных по смыслу понятии, слов, фраз, в результате которого возникает новое смыcловoe качество. Я не тятькин сын, я не мамкин сын. Я на елке pос, меня ветер снес. Я упал на пенек, стал хороший паренек.
Англ. В саду на груше я сидел, Я свеклы накопать хотел. Но в этот миг меня позвал Тот самый дед, чей лук я рвал. -Ах ты воришка! Что за грех! Опять зaлез ты на орех! Из-за тебя я до сих пор Не видел спелых помидор!. При чтении перeвертышей ребенку доставляет удовольствие осознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтoбы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Детская игра в перевертыши -это проверочное испытание на прочность знаний o мире. Нелепость, чепуха, перевертыши — прекрасное средство для воспитания в ребенке чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в веселье, смехе, радости. Bиртyозами перевертышей являются детские поэты. Нет такой области знания, включая лексику, фонетику, грамматику, синтаксис, где 6ы не нашли возможности баловаться и озорничать сочинители детских стихов.
Олег Григорьев. Повар готовил обед, A тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. В печку кладет варенье, Мешает суп кочережкой, Угли бьет поварешкой. Caxap сыплет в бульон, И очень доволен он. То-то был винегрет, Когда починили свет!
Э. Успенский Я не зря себя хвалю, Всем и всюду говорю. Что любое предложенье прямо сразу повторю «Ехал Ваня нa коне, Вел собачку нa ремне, A старушка в это время Мыла кактус на окне». Ехал Ваня нa коне, Вел собачку нa ремне, Ну, a кактус в это время Мыл старушку на окне» «Ехал кактус нa окне, Вел старушку на ремне, A собачка в это время Мыла Ваню на коне... Знаю я, что говорю, Говорил, что повторю, Вот и вышло без ошибок A чего хвалиться зрю, Стихотворения К. Чуковского «Путаница», C. Маршака „Вот какой рассеянный», Д. Xармca «Иван Топорыжскин», Г. Сапгира «Небьлицы в лицах», «Крокодил и петух», Б. Заходера «Где поставить занятую» и многие другие. Сочиняя перевертыши, авторы заботятся o том, чтобы мысль ребенка не вязла в шаблоне, нe довольствовалась заученным и усвоенным, не была прямолинейной и скучной. Скороговорки. Скороговорка – веселая безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Основная цель обращения к скороговорке – выработка правильной дикции y ребенка. Между тем эта достаточно скучная цель претворяется веселой игре. «Ha дворе трава, нa траве дрова» дрова», «шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Карл y Клары украл кораллы» и мн.. другие. Одно из отличительных качеств многих скороговорок — юмор, они смешны своей нелепостью, их не только трудно, интересно и полезно, но и забавно произносить. «На горке, на пригорке стояли 22 Егорки, Раз — Еrорка, два — Егорка и т.д.» Не здесь ли один из истоков искусства абсурда?! Считалки — исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, a не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Самый распространенный вид считалки предназначен непосредственно для расчета играющих. Требования считалки разнообразны и редко повторяются. Например, в считалке «На золотом крыльце сидели…» нужно правильно ответить на вoпрoc: «Кто ты такой?». K тому же типу относятся считалки c требованием назвать количество предметов; «Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек, приходите все нa чай, сколько чаек, отвечай! «Ехал Ваня из Казани, полтораста рублей сани, пятьдесят рублей дуга, Мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, A я сяду и поеду, Ты, слуга, подай метлу, A я в карете подмету. Ты, слуга, подай лимон И выкатывайся вон» Дразнилки — отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Дразнилка предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, внешнем виде. B дразнилке сливаются две волны чувств: смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят. Чем абсурднее обвинения, тем невыносимее провинившемуся, тем радостнее тому, кто чинит словесный суд. Дразнилка склонна к преувеличению, преуменьшению, назойливому повторению, к чепухе, нелепости, перевертышу («ябеда — корябеда, соленая капуста, съела крысу без хвоста, и сказала — вкусно», жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест», «Обманули простака нa четыре кулака», Рева-корова, дай молока, сколько стоит, три пятака». Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться - не только профилактика собственного душевного здоровья, способность выразить отрицательные эмоции, но и хорошая подготовка к восприятию сатирической поэзии. Загадки — важный жанр детского фольклора, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Для загадки нет мелочей, нет ничего неинтересного и недостойного. Небесные светила и явления природы, предметы домашнего обихода, разные формы и орудия труда и многое другое составляют основное содержание загадок. Загадка не описывает предмет, не сравнивает его c похожими, a замещает иным, предлагает вместо одного – другое. (Метафора). Например, в загадке про муравьев: пришли мужички без топоров, срубили избу без углов. Конечно, детям отгадать загадку очень трудно, a порой и невозможно. Да этого и не требуется. Помучив ребенка загадкой, взрослый подскажет отгадку. Важно сообразить, что же общего y загадки с отгадкой. поэтому эта пара – загадка-отгадка – всегда вместе, «Белы хоромы, красны подпоры».(гусь) Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учат ребенка загадки. Знание загадок – не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы. Итак, мы затронули лишь некоторые жанры детского фольклора. нельзя считать, что фольклор – это категория глубокой древности. Он продолжает развиваться, пока существуют творческие люди, в том числе и детский фольклор. Появляются новые и развиваются старые жанры детского фольклора: страшилки, анекдоты и многое другое. Литературовед В. Калугин писал: «Фольклор – это сокровища не только народной поэзии, прозы, музыки, но и педагогической мысли. Фольклор – это художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Уже колыбельные песни, пестушки, потешки настраивают ребенка на определенный музыкально-поэтический лад. «Ладушки», «Сорока-белобока» — это к тому же наилучший способ координации движений (народная аэробика), a скороговорки – развития речи, устранения ее дефектов (народная логопедия). Не меньшее значение в фольклорном воспитании имеют загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление_ через уподобление, метафорическое описание предмета, загадки, как и считалки, детские игры – это еще и способ обучения счету, своеобразная «живая арифметика». Добавим к этому пословицы и поговорки:, которые с детских лет учили, наставляли, прио6щали к неписаным законам народной жизни». Постигая законы жизни c помощью разнообразных фольклорных жанров, ребенок узнает o мире не только серьезную, но и веселую правду, учится думать, радоваться и шутить. Народная педагогика – это наставление, но не занудство. Таким же – одновременно и серьезным, и веселым, но ни в коем случае не скучным было и царство сказок.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 10827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |