Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. Фукс




Хорошая речь не может быть лишь импровизированной. Логичная последовательность мысли, верное распределение времени, возрастающий интерес речи, эффективные выражения, порождающие картинность слога, - все это не является по вдохновению. Каждый оратор желал бы, чтобы его речь производила впечатление импровизации, но горе тому, кто на самом деле полагается на случайную удачу.

Методика подготовки к выступлению.

 

 

План:

1. Начальные этапы подготовки к выступлению.

2. Работа с материалом.

3. Составление текста.

4. Репетиция и ее виды.

5. Психологические советы.

 

1 .Нужна ли подготовка к публичному выступлению?

Публичное выступление – это путешествие с определенной целью. И
маршрут должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает, куда он идет,
обычно приходит неизвестно куда. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что
«многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою
речь». Однако подготовка к выступлению бывает различной. Во многом это связано с родом и видом речи. Возьмем, например, митинговую речь. Она обычно бывает краткой (5-10 минут), зависит от ситуации и может быть произнесена без предварительной подготовки. Также возникает иногда и выступление в прениях на собрании, в парламенте. В некоторых случаях экспромтом произносятся и социально-бытовые речи: приветственные, надгробные, застольные. Однако в большинстве случаев и вышеназванные виды речей продумываются и готовятся заранее. Как правило, тщательной работы требует создание хорошей судебной, а особенно академической речи. Рекорд по длительности подготовки к лекции поставил русский физик Ал. Гр. Столетов, который в конце 1889 года получил приглашение прочесть лекцию, в начале 1894 года он выступил. Но есть и другие случаи: речь Луначарского по случаю приезда Горького – один из самых блестящих образцов ораторского искусства. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме. Т.е. иногда присутствует импровизация. Но значительная по объему импровизированная речь строится на основе хорошо известного материала, огромных знаний и прошлого опыта оратора.

Риторика на протяжении своего многовекового развития сформулировала ряд рекомендаций, которыми следует руководствоваться при подготовке к выступлению.

Выступлению предшествует ряд этапов, следование которым способствует успешному достижению целей речи.

Первый из этапов – выбор темы выступления, определение состава аудитории, уяснение цели речи.

С чего начинается подготовка к речи?

Разработка речи начинается с уяснения ее темы. Тему определяет либо сам оратор, либо те, кто приглашает его выступить. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, доступной для понимания. Ее следует четко сформулировать. Чаще всего цели перекрещиваются, т.е. выступление преследует цель – информировать слушателей, затронуть их чувства, побудить к действиям. Некоторые выступления не имеют названий: краткие митинговые, парламентские речи, некоторые виды социально-бытовых выступлений. Для других речей, например, судебных, характерны чисто индивидуальные названия, например, у А.Ф. Кони «Дело о подлоге завещания от имени купца Козьмы Беляева».

Целями выступления могут быть информация, убеждение, побуждение или развлечение, но не желание удивлять. Задача информационной речи – не только пробудить любознательность, но и учесть новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях, о чем-нибудь свершившемся.

Описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине.

Объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) в ней не должно быть ничего спорного. В информационной речи любой вопрос находит свое разрешение при соблюдении двух условий. Вопрос должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлинную правду. Он не может вызывать спора: верить или не верить и что делать;

б) она должна вызывать пытливость. Характерная для информационной речи черта заключается в том, что она пробуждает любознательность слушателя;

в) она должна удовлетворить запросам слушателя. Ваша обязанность заключается в ответе на все поднятые вопросы, которые возникает у слушателя. Нельзя браться за доклад о современной музыкальной культуре, если вы не проработали эту сложную проблему до предельной ясности;

г) сообщение должно быть актуальным.

Убеждающая речь основана на необходимости логическими доводами доказать истинность или ложность какой-либо идеи, мировоззрения. Убеждение – это интеллектуальное воздействие на сознание человека, в результате которого формируется программируемое мнение о чем-либо.

Побуждающая речь призывает слушателя к конкретному, активному действию. Побуждение предполагает императивное (силовое, насильственное) речевое воздействие, способное возбудить страх или корысть.

Развлекательная (торжественная) речь должна доставить слушателю удовольствие.

Важнейший этап в подготовке выступления – оценка состава слушателей и обстановки, в которой будет произнесена речь.

Необходимо побольше узнать о предполагаемых слушателях, о тех, кому будет адресована речь, кому предназначено выступление. Успех или неудача будущего выступления зависят от того, учтена ли аудитория выступающим.

Прежде всего, аудитория воспринимается по внешнему облику: полу, возрасту, национальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.