Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логика устной речи




1. Сущность композиции.

2. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.

 

1. Композиция речи – латинское слово, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются слова построение, структура. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается (Олимп. игры).

Оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.

План — это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. По структуре планы бывают простыми и сложными.

Рассмотрим составные элементы композиции. Цель всякого вступления –

Расположить слушателя к себе и настроить его на восприятие речи. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора. Пробуждает интерес к выступлению рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. Вступление бывает простое, косвенное, внезапное. Вступление косвенное. Желательно его использовать, помогает настроить аудиторию на вашу речь. Это умение заинтриговать (Пока Махачкала спала спокойным сном, двое молодых людей крались).

Вступление внезапное. Им редко, кто может пользоваться. Цицерон случайно узнал, что на завтра готовится кровавый переворот сенатором Каталиной. Каталина всегда сидел рядом с Цицероном в кализее в 3 ярусе рядом с окном. От своей служанки он узнал, что готовится переворот. Собрались консулы, Цицерон хотел выступить, но ему не давали слова. Каталина попросился сесть ближе к окну, чтобы дать сигнал. Цицерон не позволил Каталине махнуть платком. Он начал кричать. Всадники помогли убежать Каталине. Битва состоялась за Римом. Цицерон получил первым орден «Отец Отечества». Сам Цицерон пал оклеветанный своими согражданами.

Важно композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. В заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова лозунга произносятся высоким тоном, эмоционально.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики.

Индуктивный метод, дедуктивный метод.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному анализу.

Ступенчатый метод.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Выступающий пользуется логическими формами изложения. Это анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ – это мысленное расчленение объектов, предметов на их составные части, мысленное выделение в них отдельных признаков. На основе соединения этих отдельных черт и создается полный образ. Синтез – это мысленное соединение в целое частей объекта, предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам. Обобщение – это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

В ораторской речи для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы — доводы в обоснование какого-либо положения, совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргумент - это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой. Аргументы делят на 2 вида:

1. Аргументы к существу дела. Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы.

2. Аргументы к человеку. Цель их привлечения – ссылка на высказывания или мнения великих людей, общественных деятелей, учёных писателей в поддержку своего мнения, Чаще всего это проявляется в научной речи.

3. Аргумент к публике – ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей; оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов. Чаще всего это проявляется в митинговой речи, но возможно и в судебной.

4. Аргумент к личности – ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки. Предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения становится личность оппонента.

5. Аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они станут мягче.

6. Аргумент к жалости – возбуждение к другой стороне жалости и сочувствия.

Перечисленные аргументы не всегда являются корректными, за исключением первого. Но и тут необходимо сделать оговорку: не все высказывания или мнения авторитетных людей, безусловно, верны. Слушатели в полной мере воспринимают 5 – 7 доказательств. Расстановка должна быть такой: доказательства сильные, средней силы, самые сильные. Нужно уметь определить вес каждого доказательства. Силу доказательств определяют ваши знания.

Существуют ораторские приемы поддержки внимания у слушателей. Известный судебный деятель 19 в. Пороховщиков такими приемами считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Иногда нужно прервать речь, сделать паузу. Один из интересных приемов – вопросно-ответный ход (оратор ставит вопросы и сам на них отвечает). Им пользовался А.Н. Толстой. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводят элементы юмора.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

 

2. Чаще всего затруднительное восприятие смысла устного выступления связано не с недостатками логики мышления говорящего, а с его неумением отразить эти логику в звучащей фразе. Восприятие на слух устной речи происходит постепенно, по мере произношения отдельных частей высказывания, что требует от выступающего особой четкости логического построения не только каждой фразы, но всего высказывания в целом.

Говорящий чаще всего прекрасно ощущает внутреннюю логическую структуру содержания своей темы, но далеко не всегда умеет верно оценить воспроизведение этой логики средствами живого слова, не слышит себя со стороны и не замечает логических сдвигов, происходящих в звучащей речи. В результате, адресат слышит звучащую фразу не так, как ее намерен произнести говорящий, а так, как он ее произнес на самом деле.

Произвольность пауз, не связанных с необходимостью организации логической структуры содержания, а вызванных иногда простым нарушением ритма неорганизованного дыхания, случайные логические ударения, многоударность (постановка ударений не только на основных, но и на вспомогательных словах), отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы приводят к тому, что смысл устного рассуждения воспринимается на слух с большими затруднениями или не воспринимаются совсем.

Опираясь на логические законы речи, отраженные в орфографии и пунктуации, мы можем установить некоторые общие закономерности тонирования, характерные для мелодического строя русского языка. К ним в первую очередь относятся: логическое ударение, логическая пауза, речевой такт и интонационно-мелодический рисунок знаков препинания.

Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Так, в простой фразе «В воскресенье днем первокурсники пойдут в цирк» в зависимости от того, что мы хотим сказать, могут быть четыре варианта логического ударении.

Трудно воспринимается речь, если в ней отсутствуют логические ударения, но еще труднее понять фразу, в которой подчеркивается чуть ли не каждое слово.

Как же выявить логическое ударение во фразе?

Безусловно, говорящему это подскажет само содержание высказывания, его смысл.

Устная речь требует четкой смысловой группировки слов вокруг логических центров, такой, чтобы слушатель воспринимал не отдельные слова, а смысловые блоки, куски, называемые речевым тактами.

Речевые такты объединяют в себе слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу. Внутри речевого такта слова произносятся как одно целое, причем центром речевого такта становится слово, несущее не себе логическое ударение.

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, носят название логических пауз. Их назначение – не только отделять один такт от другого, но и группировать слова внутри такта в единое целое.

Возьмем для примера отрывок из «Алых парусов» А. Грина: На носок сапога Грея легла пурпурная волна / на его руках и лице / блестел розовый отсвет.

Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл.

Например, как изменится мораль басни И.А. Крылова, если сделать паузу там, где стоит знак?

А ларчик || просто открывался. А ларчик просто || открывался.

В первом случае подчеркивается, что замок имеет нехитрое устройство. Отсюда мораль: человек иногда сам усложняет обстановку, ситуацию, отношения.

Во втором варианте главное - ларчик вовсе не был заперт. Мораль: нечего ломиться в открытую дверь.

Пауза может сделать текст нелепым. Произнесите фразу с паузой там, где указано:

От радости в зобу || дыханье сперло.

Предложение получилось нелепым, так как не радость находится в зобу, а дыхание в нем сперло:

От радости || в зобу дыханье сперло.

Следующий важный компонент для построения речи – это интонация. Она включает в себя следующие акустические компоненты: тон голоса, интенсивность или сила звучания, его длительность (темп) и тембр.

Темп – скорость произношения речевых элементов. Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Темп речи может измениться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации. Чувство восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье – замедляют его.

Тон – высота гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Каждый, кто стремится донести свою речь, свои мысли до слушателя, должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие. Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий раздражает, поскольку требует большого напряжения. Задача оратора –определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук. Уровень интенсивности может быть низким, средним и высоким. Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет произносить речь, вести разговор.

Последний компонент интонации – это тембр. Это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано и др. Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.