Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №5




Мужчины и женщины по-разному воспринимают речь. Женщины от оратора в ходе выступления требуют эмоциональности, проявления чувств, соглашательства, сотрудничества. Мужчины же от выступающего ждут проявления воли и настойчивости, компетентности, конкретных предложений и деятельности по реализации планов.

Половой признак аудитории определяет эмоциональную и логическую насыщенность речи. Женщины воспринимают образную информацию. При подготовке к выступлению в женской аудитории нужно быть готовым к ответам на множество дополнительных и уточняющих вопросов. Эмоциональную речь мужчины воспринимают иронически и даже скептически. Мужчины жестко контролируют тему выступления и не терпят отклонений от главного тезиса.

Возрастные особенности аудитории проявляются в способности адоптироваться к новой информации, изменившимся условиям, моде. Один и тот же тезис, выдвинутый в разновозрастной аудитории, требует использование различной аргументации. Сомнительные, требующие доказательства, факты не найдут поддержки в аудитории пенсионеров. Зато броская, даже непроверенная информация способна эффективно воздействовать на молодежь.

Учет этнических и национальных особенностей аудитории обязывает осуществить подбор материала в соответствии с темпераментом народностей. Высокий темп несколько повысит работоспособность и возбудит аудиторию, состоящую из представителей северных народов. Южанам больше будет импонировать спокойный темп, иначе разыгравшиеся эмоции не дадут закончить выступление. Игнорирование национального состава аудитории может привести к некоторым курьезам из-за двойственности смысла произносимых слов или словосочетаний, а также неуместности шуток, юмора, анекдотов.

Учет социально-ролевого положения слушателей дает возможность выбрать нужный тон и интонацию.

 

2. Второй шаг в приближении к выступлению заключается в самом поверхностном знакомстве с литературой по теме предстоящей речи, а также в составлении предварительного плана (схемы) выступления.

Не всегда в памяти выступающего находятся нужные сведения о названии книги или статьи, авторе и времени издания источника, в котором можно найти необходимый материал. Каждый обучающийся риторике должен уделить некоторое время изучению способов нахождения нужной информации. Наиболее эффективный путь – это поиск по ключевому слову темы статьи в энциклопедии или энциклопедическом словаре. Наиболее полная информация о наличии литературы содержится в систематических, алфавитных или предметных каталогах библиотек. В больших библиотеках можно воспользоваться услугами библиографов.

Не самый бесполезный, но и не самый достоверный метод поиска материала в Интернете. Книгу или статью отыскивают по фамилии автора, по ее названию или содержанию. Если нельзя найти пособие в соответствии с точным названием темы, следует поискать его под однородным заголовком с возможно более широким охватом.

Просмотр книги осуществляется с целью ее предварительного изучения и тщательного отбора. Наиболее общее представление о книге дает аннотация, о содержании ее судят по оглавлению. Представление об основных идеях книги может дать беглый просмотр введения (предисловия), а также выборочное чтение текста. Чтение-просмотр позволяет быстро ознакомиться с текстом и выбрать способ его дальнейшего изучения. Выборочное чтение позволяет акцентировать внимание лишь на некоторых элементах текста. Подходящая к теме выступления литература вносится в личный каталог, представляющий информацию с точным указанием выходных данных источника (автор, полное название, место и год издания).

Избранную тему речи следует подразделить на несколько подтем. Это необходимо для того, чтобы ограничить перечень источников информации и круг изучаемых вопросов. В предварительном плане указываются проблемы, вопросы, ключевые слова и понятия, которые требуют поиска дополнительной информации, описания, пояснения и осмысления. Появляющиеся мысли в ходе знакомства с литературой необходимо фиксировать с помощью «вербальной (словесной) сети», формирующей текст выступления. Классический риторический канон определяет эти понятия как «общие места». Сам процесс осмысления темы получил название «инвенции», т. е. изобретение того, что необходимо сказать. Доработка этого плана продолжается непрерывно, по мере расширения перечня просматриваемой литературы.

Сбор материала – третий этап подготовки к выступлению. Смысл его заключается в том, чтобы не «изобретать велосипед». Начинающий исследователь мнит себя первооткрывателем, а потому важно уяснить степень известности, изученности и информационной освещенности проблемы. Поиск литературы осуществляется в словарях, энциклопедиях, хрестоматийных сборниках, учебниках, монографиях, журналах, газетах, в Интернете. Основным способом поиска книжного материала является чтение – сканирование. Такой вид чтения используется для быстрого нахождения в тексте необходимых фактов, цифр, фамилий, терминов.

Материал, интересующий выступающего, сканируется, ксерокопируется и сортируется в соответствии с планом по разделам, главам, параграфам, папкам, файлам. Отбираемый материал обязательно снабжается пометками о том, откуда заимствован материал. (Автор, наименование книги или статьи, выходные данные – место издания, издательство, печатный орган, год издания, номер журнала или дата газеты, страницы). Записи и выписки удобнее всего вести на отдельных листах бумаги или в отдельных файлах. Количество материала должно трехкратно превышать длительность выступления. Это является гарантией успешного ответа на вопросы в ходе выступления.

 

3. Четвертым шагом подготовки к выступлению будет составление плана и расположение (компоновка, сортировка) собранного материала. Следует воспользоваться советом древнеримского философа Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, ни один ветер не будет для него попутным». Важнейшим ориентиром в работе над текстом становится план, в котором развертывается логическая структура речи, кристаллизуется ее замысел, реализуются цели выступления. Составление плана – сложная логическая задача. План представляет собой перечень некоторых тезисов, мыслей, требующих доказательств посредством аргументов. Составляя план, следует избегать излишней детализации. Большое количество пунктов плана делает его трудно воспринимаемым и необозримым. План, оставаясь индивидуальным делом выступающего, ориентируется на конкретную, данную аудиторию. План – это своеобразный перечень тезисов. Собранный материал представляет собой набор аргументов. Теперь эти аргументы следует расположить в соответствии с основными способами подачи и возможностями восприятия информации. Вопросы логичного расположения материала связаны с трехчастным членением выступления (вступление, основная часть и заключение). Трехчастное построение создает ощущение логической стройности и динамичности речи. При этом каждая композиционная часть обладает только ей присущими функциями.

Возникает вопрос: писать или нет полный текст речи?Это давний спор, уходящий своими корнями в древность. «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи», – уверял римский ритор Квинтилиан. Цицерону принадлежит следующее выражение: «Письмо – лучший друг оратора». Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считали, что речи должны быть предварительно написаны. Например, П. Сергеич в книге «Искусство речи не суде» писал: «Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений. Примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке...»

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять, работать над улучшением содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, она дисциплинирует оратора, дает возможность избежать повторений, оговорок, заминок.

Написание текста – задача очередного, пятого этапа подготовки речи. Это самый продолжительный по времени этап подготовки к выступлению. Многие считают достаточным наличие собранного материала и плана, в соответствии с которым и будет осуществлено изложение этого материала.

При подготовке к выступлению можно писать его полный текст, можно ограничиться конспектами, тезисами, планом. Это зависит от опытности и знаний оратора и, конечно, от длительности речи, ее рода и вида. Но при подготовке к лекции, докладчику нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д.И. Менделеев говорил, что найденная, но незаписанная мысль — это найденный и потерянный клад.

Каждый, кто хотя бы раз выступал перед аудиторией, знаком с трудностями поиска подходящего и единственно верного лексического варианта. Избежать мучительных мгновений, когда память не находит нужного слова, дает возможность заблаговременное продумывание текста и его фиксация. Во время написания текста будущего выступления оратор ищет наиболее целесообразную форму выражения с целью эффективного воздействия на слушателя.

В соответствии с ожиданиями и запросами аудитории подбирается лексика, которая определяется требованиями точности, ясности, уместности и доступности.

 

4. Перед выступлением полезно прочитать речь, воспроизвести устно. Это так называемая «репетиция», шестой этап подготовки к выступлению. Репетиция включает в себя несколько видов. Во-первых, это мысленная репетиция. Необходимо представить общее выступление в виде отдельных взаимосвязанных единым замыслом блоков и элементов. Мысленная репетиция представляет собой запоминание основных мыслей в нужном порядке с заучиванием отдельных фраз и оборотов.

Во-вторых, апробация на малой группе – это репетиция выступления в присутствии родных и знакомых, которые обеспечат положительную оценку речи для придания уверенности в собственных силах оратора. Замечания могут быть высказаны, но доброжелательные. Репетиция в присутствии 2-3 предполагаемых слушателей гарантирует учесть все вопросы, считая их как оценку малоубедительности используемой аргументации. Избежать вопросов можно путем приготовления фактов, цифр, информации и дозировки их в ходе непосредственного общения со слушателями, осуществляя учет обратной связи.

В-третьих, устная репетиция – аудиотренаж.

Ее желательно провести с записью на магнитофон, представляя при этом реального слушателя из числа будущей аудитории. Цель такой репетиции заключается не только в том, чтобы проверить свою память, но и в проверке ударения, созвучности слов, правильности интонации, логического ударения, силы убедительности и эмоциональности. Во время репетиции следует обратить внимание на чтение числительных.

В-четвертых, видеорепетиция (видеотренаж). В ходе нее с использованием видеоаппаратуры отрабатываются кинетические приемы. В данном случае внимание в большей степени обращено на эстетическое и выразительное соответствие жестов, мимики, позы и движений содержанию. Отмеченные видеокамерой недостатки устраняются перед зеркалом.

 

5. В ходе этого этапа следует подготовить себя к выступлению психологически, достичь состояния внутренней уверенности и готовности изложить материал с наибольшей эффективностью. Репетиция обеспечивает начинающему оратору подконтрольность чувства страха.

Человек – не только существо разумное и говорящее, он сохраняет связь со своими предками. Поэтому жизненно важные, критические ситуации, в частности опасность, вызывают у него, как и у животного, целый комплекс психических и физиологических реакций, в совокупности называемых состоянием стресса.

Чтобы бороться с многочисленными проявлениями стресса, нужно различать основные причины стресса: страх и волнение. Каждый нормальный человек волнуется в соответствующей ситуации, но не каждый боится.

Страх – эмоция подавляющая, угнетающая психику. Волнение, напротив, – эмоция тонизирующая, возбуждающая и при сохранении самоконтроля даже полезная. Тонизируя психику, волнение дает возможность «быть в ударе», что в спокойном состоянии невозможно; появляется необходимая для успеха речи эмоциональность, в нужных случаях – пафос. Значит, волнение – вполне благоприятный для успеха речи фактор. Подготовка к выступлению должна научить снимать страх, а волнение использовать на благо.

Что же способствует в речевой ситуации или перед ней перерастанию волнения в страх? Не только неопытность говорящего, но и факторы, связанные с индивидуальными чертами личности (повышенная нервная возбудимость).

Очень распространенная причина страха – какое-то необыкновенное воздействие на слушателей, произвести особенно благоприятное впечатление. Любой другой, пусть и вполне приемлемый, результат при такой установке воспринимается как провал, крах. Этому способствуют обычно повышенное внимание к себе или завышенная самооценка.

Вызывают страх безразличие собеседника или аудитории, даже враждебность, а также собственная установка на заведомую неудачу. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или к выступлению, незнание темы или предмета речи, некомпетентность. В ситуации официальной беседы неважно чувствует себя человек, который заранее не продумал возможный ход разговора, не определил свои цели и пути их достижения.

Преодолению ораторского страха способствуют самоубеждение и самоанализ. Еще раз следует понаблюдать за собой, проанализировать свои особенности, учитывая то, о чем говорилось выше. Это необходимо, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего. Основой этого отношения должна быть реалистические установки на благоприятный (но не феноменальный) результат выступления или беседы.

Степень волнения оратора со стороны определить трудно. Опросы аудитории показывают, что слушатели не видят всей меры взволнованности говорящего. Значит, никто точно не знает, насколько всем страшно. Со стороны оратор выглядит гораздо спокойней, чем себя чувствует. Это выгодно для выступающего, и об этом нужно помнить. И все же, чтобы не волноваться чрезмерно, главное, пожалуй, быть хорошо подготовленным, знать предмет речи. Репетиция гарантирует говорящему настоящую внутреннюю уверенность.

Выбор собственного имиджа (внешнего вида) в конкретном помещении – задача седьмого заключительного этапа подготовки к выступлению.

Аудитория встречает оратора по одежде. Внешне выигрывает тот, кто одет и причесан в соответствии с ожиданиями и предпочтениями слушателей. Важно уметь правильно определять стиль одежды для разных случаев, чтобы, во-вторых, не привлекать излишнего внимания окружающих и своей внешности. Уверенность и скромность – две разнонаправленные стратегии оратора, способствующие достижению успеха в аудитории. Знание состава аудитории и помещения, в котором окажется оратор, является определяющими факторами при выборе одежды. Скромность в одежде предпочтительнее экстравагантности и эксцентричности.

Знакомство с помещением дает возможность прочувствовать и ощутить себя еще до начала речи. Размеры аудитории должны соответствовать количеству слушателей. Нужно позаботиться о размещении слушателей в аудитории и о дистанции. Лучше придерживаться социальной (от одного до трех метров) или общественной (свыше трех метров) дистанции в зависимости от количества слушателей и размеров помещения.

В заключение необходимо отметить советы опытных ораторов.

1. Настройтесь на аудиторию

2. Сперва выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории. Если ваши интересы расходятся, попытайтесь навести мосты взаимопонимания.

3. Держитесь во время выступления уверенно, реконструируя твердую убежденность в своих словах.

4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.

5. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (в случае необходимости и более длительная) пауза.

7. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.

9. Если вы заметите, что часть аудитории невнимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).

11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку у аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.

12. В момент, когда всем удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут добиться у них одобрения ваших слов.

13. В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, все же не теряйте самоконтроль.

14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.

15. Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Скажите, что после выступления охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.

16. В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно.

17. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места вашего выступления подкреплять очевидными примерами. Отметить, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем загладьте остроту несколькими комплиментами.

18. Не делайте обобщающих выводов, не оправданных с рациональной точки зрения, даже если вам показалось, что аудитория их ждет от вас.

19. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

20. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание. Никогда не допускайте, даже если соблазн велик, чествовать себя после выступления или ублажать свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.

21. Речь должна звучать не более 40 минут. Наивысший момент восприятия речи – через 15 минут. Длится всего 3 минуты. Затем наступает спад. Поэтому самые важные мысли должны прозвучать в эти 3 минуты.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.