Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ваше мнение. Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слу­шали внимательно?




Ваше мнение

Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слу­шали внимательно?

Упражнение 6. Закончите фразы, данные ниже.

1. Иван Грозный как оратор отличался тем, что... 2. А. В. Луначарский как оратор отличатся тем, что... 3. И. И. Мечников как оратор отличался тем, что... 4. Д. И. Менделеев как оратор отли­чался тем, что... 5. К. А.Тимирязев как оратор отличался тем, что... 6. В. И. Ленин как оратор отличался тем, что... 7. И. В.Сталин как оратор отличался тем, что... 8. Н. С. Хрущев как оратор отличал­ся тем, что... 9 Ф.Кастро как оратор отличается тем, что... 10. М. С. Горбачев как оратор отличается тем, что... 11. В. В. Жириновский как оратор отличается тем, что... 12. А. В. Лебедь как ора­тор отличался тем, что... 13. В. В. Путин как оратор отличается тем, что...

Упражнение 7. Что надо делать в следующих случаях?

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время загля­дывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некото­рых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места разда­ются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу ва­шего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится силь­ный шум из коридора.

Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ва­ших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?

Задания по теме «подготовка к публичному выступлению».

Какие утверждения правильные?

1. Опытные лекторы предпочитают выступать экспромтом.

2. Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конс­пекту.

3. Заучивание выступления наизусть — лучшая форма подго­товки.

4. Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими как мож­но реже.

5. При подготовке выступления надо сначала почитать по теме.

6. При подготовке выступления надо сначала записать собствен­ные мысли, а потом читать.

7. Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомы­ми до выступления.

8. Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз — это обеспечит целостность выступления.

9. Тема выступления должна быть увлекательной и не раскры­вать основной проблемы.

10. Тема выступления должна явно или скрыто содержать во­прос, на который будет дан ответ.

11. Слушатели не должны ощущать структуру выступления, так
как это будет отвлекать их внимание.

12. Слушатели должны ощущать структуру выступления, они привыкли к трехчастной композиции.

13. План выступления оратору лучше написать на доске.

14. Слушателей раздражает, когда оратор говорит во-первых, во-вторых, в-третьих...

15. Важную информацию надо располагать в начале фразы.

16. Важную информацию надо располагать в середине фразы.

17. Важную информацию надо располагать в конце фразы.

18. Задавая вопросы, мы приобретаем опыт публичных вы­ступлений.

19. Надо репетировать выступление целиком.

20. Выступление лучше репетировать перед зеркалом.

Задания по теме «Начало выступления»

Какие утверждения правильные?

1. Оратор должен позаботиться о свежем воздухе в аудитории.

2. Лучше выступать на ярком фоне.

3. Лучше выступать с трибуны.

4. Лучше выступать стоя рядом с трибуной.

5. Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были дви­жущиеся предметы или люди.

6. Эффективно выступление на фоне букета с цветами.

7. Если впереди есть свободные места, всех слушателей с зад­них рядов надо пересадить вперед.

8. Если слушатели сели в задние ряды, надо подойти к ним.

9. Оратор может сидеть за столом во время выступления.

10. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым.

11. В высокообразованной аудитории вступление должно быть
развернутым.

12. Зачин нужен в малоподготовленной аудитории.

13. Зачин нужен в тех случаях, когда аудитория не знает лек­тора.

14. В завязке обозначается проблема и увязывается с интереса­ми слушателей.

15. В зачине обозначается проблема и увязывается с интереса­ми слушателей.

16. Возбуждение любопытства — универсальный способ при­влечения внимания.

17. Обращение к конфликту, борьбе — универсальный способ привлечения внимания.

18. Изложение во вступлении целей и задач выступления эф­фективно в любой аудитории.

19. Изложение во вступлении целей и задач выступления эф­фективно в компетентной аудитории.

20. Эффективно начинать выступление с шутки.

Задания по теме «Поведение оратора в аудитории».

Какие утверждения правильные?

1. Около 50% информации в публичной речи передается че­рез зрительный канал.

2. Около 25 % информации в публичной речи передается через зрительный канал.

3. Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

4. Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

5. Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в любой аудитории.

6. Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в подготовленной аудитории.

7. Внешность оратора должна быть привлекательной в преде­лах нормы.

8. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.

9. Очки снижают доверие к оратору.

10. Энергичным должно быть выступление от начала до конца.

11 Энергичными должны быть отдельные части выступления.

12. Двигаться по аудитории надо как можно меньше.

13. Двигаясь по аудитории, не следует заходить вглубь аудитории.

14. Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления.

15. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться.

16. Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого чело­века во время выступления.

17. Смотреть надо на отдельные секторы зала, не задерживая взгляд на отдельных людях.

18. Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными.

19. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.

20. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления.

21. Наилучший темп речи в публичном выступлении — средний.

22. Громкость выступления должна быть такой, чтобы оратор чувствовал, что он говорит громче, чем в обычной речи.

Глава 8. Ораторика

Упражнение 1. Раскройте содержание следующих понятий: стра­тегия и тактика выступления оратора, основной тезис и аргументы в речи оратора, композиция выступления. Представьте, что вы пред­лагаете своим друзьям отправиться в воскресенье на загородную прогулку, и определите свой основной тезис, подберите аргументы, определите стратегию. Как изменятся тезис, аргументы и стратегия, если вы приглашаете на загородную прогулку не друзей, а своих родителей?

Упражнение 2. Проанализируйте следующий фрагмент выступления митропо­лита Крутицкого и Коломенского Николая.

Человек может ко всему привыкнуть: он может при­выкнуть жить в любом климате — самом холодном или самом жарком; он может приучить себя, если будет к тому вынужден, жить впроголодь месяцами, а может быть, и годами; он может не укрывать себя в самую жестокую стужу теплой одеждой; человек привыкает к любому труду, какой на первый взгляд кажется ему непосильным.

Но к одному человек привыкнуть никогда не может, это — жить без любви, без той любви, при которой он никогда не чувствует себя одиноким в этом мире, зате­рянным в массе людей, или отверженным людьми, или не понятым ими, когда человеку и горе свое разделить не с кем, и некому раскрыть свою наболевшую душу с ее думами, мечтами, заботами. Сердце человека ищет и жаждет ласки и любви, человек хочет согреть свое сердце теплом этой любви. Разве всегда такая.любовь сопровождает земной путь человека?

1. К какой сфере красноречия относится этот текст? Был ли текст выступления заранее подготовлен? Пользовался ли ритор кон­спектом при выступлении? Обоснуйте свои ответы.

2. Сформулируйте основную мысль выступления. Какое слово чаще всего повторяется в тексте?

3. Выделите риторические фигуры и тропы (метафора, метони­мия, эпитеты, инверсия, риторический вопрос и др.). Нет ли проти­воречия между началом первой части фрагмента («человек может ко всему привыкнуть») и началом его второй части («но к одному чело­век привыкнуть никогда не может»)?

4. Почему автор считает необходимым, сформулировав тезис первой части («человек может ко всему привыкнуть»), затем его очень подробно конкретизировать?

5. В чем состоит основная цель выступления: логически доказать правомерность тезиса или эмоционально воздействовать на слушате­лей? Обоснуйте свой ответ.

6. О каких потребностях человека (физических или духовных) говорится в первой части и о каких — во второй? Какие потребности человека митрополит Николай, считает более важными? Как он это доказывает? Согласны ли вы с основной мыслью митрополита?

Упражнение 3. В ыполнитеупражнение по плану:

1. Определите, к какому типу принадлежит начало следующих выступлений.

Текст 1.

Уважаемый товарищ Президент! Уважаемые то­варищи депутаты! Прежде всего разрешите выразить вам глубокую признательность за то большое доверие, которое вы мне оказали, избрав Председателем Вер­ховного Совета СССР. Я приложу все силы к тому, чтобы оправдать это очень высокое доверие. Почти год назад с этой трибуны мне пришлось говорить о том, что предстояло делать Верховному Совету и нашему съезду. Мы говорили тогда о том, что надо покончить с формальным, приниженным, парадным положением высшего органа власти. Говорили, что должен быть создан работающий, требовательный орган, позволяю­щий выявить всю гамму точек зрения, позиций, что не должно быть такого вопроса, который бы не могли рас­смотреть съезд и Верховный Совет, что мы должны работать гласно, на виду у масс и в тесной связи с трудящимися. Говорилось также о серьезных задачах в области законодательства, о других сторонах дея­тельности Верховного Совета. И если посмотреть на сделанное за это время, то можно понять, как интен­сивно вы трудились.

Вместе с тем, конечно, сделать нам предстоит го­раздо больше, чем мы сделали. Что бы я хотел отме­тить в этом коротком выступлении после избрания?

(из речи А. И. Лукьянова)

Текст 2.

Мне недавно пришлось слышать мнение, что вре­мена больших открытий в физике давно миновали. Вы, вероятно, догадываетесь, что оно было высказано чело­веком несведущим. Уверен, что среди вас таких легко­верных людей нет. Уверен, что вы станете свидетелями многих потрясающих открытий, а если будете работать в этой области, то, может быть, и на вашу долю выпа­дет счастье приоткрыть сокровенные тайны природы.

В качестве доказательства я могу сообщить бытующую среди физиков, студентов Московского университета, пого­ворку: «Только физики — соль, остальные все — ноль».

Сейчас мы находимся на пороге великих открытий. Мы подошли к ним вплотную.

(из лекции Л. Д. Ландау)

2. Укажите фрагменты, где А. И. Лукьянов и Л. Д. Ландау льстят слушателям. Почему ораторы прибегают к этой уловке? По­чему великий физик начинает свое выступление с пересказа слов какого-то «несведущего» и «легковерного» человека? Не лучше ли было сослаться на противоположное мнение специалиста?

3. Определите сферу красноречия (политическая речь, судебная речь, религиозная проповедь, учебная или научно-популярная лек­ция, научный доклад и т. п.). Обоснуйте свое мнение.

4. Один из ораторов во время выступления заглядывал в кон­спект, а другой не пользовался описями. Подумайте, кто из высту­павших был «соловьем»? Обоснуйте свое мнение.

5. Один из ораторов начинает с шуток, а второй абсолютно се­рьезен. Чем это объясняется: только особенностями их характера или же есть более важные причины? Какие именно?

Упражнение 4. Определите тип концовок в следующих выступ­лениях депутатов российского парламента.

1. Я не верующий человек. Но неделю назад на со­брании избирателей одна женщина подарила мне образок и сказала: «Да поможет вам Бог!» Я хотел бы сегод­ня закончить свое выступление словами: да поможет в это страшное время Бог России. Спасибо. (М. Челноков).

2. Я призываю вас всех к компромиссу. Давайте вместе карабкаться наверх, а не тащить друг друга за ноги в пропасть. И если мы достигнем компромисса на базе этой стратегии, я думаю, мы выберемся из про­пасти. Спасибо. (В. Лукин).

3. Вы в своем законе записали нелицеприятную формулу для должностных лиц. Нам не хотелось бы это использовать. Но если развал будет продолжаться, у нас не будет другой возможности. Спасите Россию, Россия в ваших руках! (В. Зорькин).

4. Слегка перефразируя Михаила Васильевича Ломоносова, можно утверждать, что могущество России будет прирастать Севером. Правительство просит вас поддержать основные направления развития районов Севера. Спасибо за внимание. (В. Курамин).

Упражнение 5. Выполните упражнение, ответив на вопросы:

1. В некоторых случаях в заключительной части выступления оратор совмещает различные виды концовок. Какие типовые концов­ки совмещают авторы следующих речей?

Текст 1.

Против многого в мире можно выставить ложь — но только не против искусства! А едва развеяна будет ложь — отвратительно откроется нагота насилия — и насилие дряхлое падет.

Вот почему я думаю, друзья, что мы способны по­мочь миру в его раскаленный час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни, но вый­ти на бой!

В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый народный опыт, и иногда поразительно: одно слово правды весь мир перетянет.

Вот на таком мнимо фантастическом нарушении за­кона сохранения масс энергии основана и моя собст­венная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.

(Л. И. Солженицын. Нобелевская лекция)

Текст 2.

Все эти факты, говорящие о том, как мы были в революционном отношении бедны три года назад и как мы стали богаты теперь,— все эти факты дают нам основание утверждать, что Советская Россия будет жить, что она будет развиваться и что она победит своих врагов.

Несомненно, что наш путь не из легких, но несо­мненно также, что трудности нас не пугают. Перефра­зируя известные слова Лютера, Россия могла бы ска­зать:

«Здесь я стою, на рубеже между старым, капита­листическим, и новым, социалистическим, миром, здесь, на этом рубеже, я объединяю усилия пролетари­ев Запада с усилиями крестьянства Востока для того, чтобы разгромить старый мир. Да поможет мне бог истории».

(И. В. Сталин. Три года пролетарской диктатуры)

 

2. Что такое нобелевская лекция? В каком городе прочитал ее А. И. Солженицын? Кто еще из русских писателей читал такие лекции?

3. Выделите случаи инверсии в речи А. И. Солженицына. С какой целью оратор прибегает к этой риторической фигуре? Ти­пична ли инверсия для речи И. В. Сталина?

4. Кто такой Лютер, слова которого перефразирует Сталин, ка-ко.му рубежу были посвящены знаменитые слова Лютера?

5. Не смущает ли коммуниста Сталина упование на бога в по­следней фразе? Насколько удачно, на ваш взгляд, подобрана заклю­чительная цитата?

Упражнение 6. Познакомьтесь с выступлением авантюриста Остапа Бендера в шахматном клубе крошечного города Васюки (роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»).

— Товарищи! — сказал он прекрасным голосом.— Товарищи и братья по шахматам, предметом моей се­годняшней лекции служит то, о чем я читал, и, должен признаться, не без успеха, в Нижнем Новгороде неде­лю назад. Предмет моей лекции — плодотворная де­бютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, это «quasi una fan­tasia». А что такое, товарищи, идея? Идея, товарищи, это человеческая мысль, облеченная в логическую шах­матную форму. Даже с ничтожными силами можно овладеть всей доской. Все зависит от каждого индиви­дуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду. Положим, он играет хорошо...

Блондин в третьем ряду зарделся.

— А вон тот брюнет, допустим, хуже.

Все повернулись и осмотрели также брюнета.

— Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И ни­какие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоян­но тренироваться в шашк... то есть я хотел сказать — в шахматах... А теперь, товарищи, я расскажу вам не­сколько поучительных историй из практики наших уважаемых гипермодернистов Капабланки, Ласкера и доктора Григорьева.

Остап рассказал аудитории несколько ветхозавет­ных анекдотов, почерпнутых еще в детстве из «Синего журнала», и этим закончил.

 

1. Определите тип начала (естественное, ораторское, внезапное, интригующее) в речи Остапа.

2. Укажите, каким образом практически не умеющий играть в шахматы Бендер стремится повысить свой статус в глазах слушате­лей. Поняли ли слушатели «иностранную» фразу? Если нет, то по­чему не попросили разъяснить?

3. Выделите в лекции случаи немотивированного повторения мыслей и другие способы заполнить время.

4. Выделите в лекции тривиальные (очевидные) суждения. Поче­му слушатели позволили Бендеру прочитать бессодержательную лекцию? Как удалось авантюристу избежать разоблачения во время лекции?

 

Упражнение 7. Император Петр I еще в начале XVIII века предписал в особом указе «...господам сенаторам речь держать в присутствии не по писаному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всем ясна была».

Какие еще достоинства есть у речи «не по писаному» по срав­нению с чтением во время выступления заранее подготовленного текста? Бывают ли случаи, когда предпочтительно именно точное воспроизведение подготовленного текста? Какие существуют про­межуточные варианты между речью «без бумажки» и зачитыванием текста выступления? Совпадают ли понятия «неподготовленное вы­ступление» и «выступление без записей»?

Упражнение 8. Проанализируйте следующий фрагмент из выступления А. Д. Са­харова.

...Ядерное оружие разделяет человечество, угрожа­ет ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человече­ства. Разрешите мне сказать несколько слов по этой

теме, связанной с основной задачей форума.

В эти дни в выступлениях участников много раз упоминалась катастрофа в Чернобыле, явившаяся при­мером трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.

Нельзя тем не менее переносить на мирное исполь­зование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обяза­ны поэтому найти такое решение проблемы безопас­ности, которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного Чернобыльской ката­строфе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.

Такое кардинальное решение — размещение ядерных реакторов под землей на глубине, исключающей выделе­ние радиоактивных продуктов в атмосферу при любой мыслимой аварии. При этом будет также обеспечена ядерная безопасность в случае войны, ведущейся без ис­пользования ядерного оружия. Особенно существенно иметь полную безопасность для теплофикационных стан­ций, располагаемых вблизи больших городов. Идея под­земного расположения ядерных реакторов не нова, про­тив нее выдвигаются соображения экономического ха­рактера. На самом деле с использованием современной землеройной техники цена будет, как я убежден, прием­лемой. Жалеть деньги на предотвращение радиационных катастроф нельзя. Я считаю, что мировая обществен­ность, обеспокоенная возможными последствиями мирно­го использования ядерной энергии, должна сосредото­чить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядер­ную энергетику, а на требовании полностью обеспечить ее полную безопасность.

К какой сфере красноречия (политической, научной и т. п.) относится это выступление? Сделайте предположение о том, где вы­ступает выдающийся физик и общественный деятель: на научной конференции или на политическом форуме. Аргументируйте свой вывод.

1. Какова основная мысль А. Д. Сахарова? Какую стратегию аргументации он использует: преимущественно защищает собственный тезис или же оспаривает аргументы противников? Какие именно аргументы? Какую аргументацию предпочитает академик: рацио­нальную или эмоциональную?

2. Выделите в выступлении вводную часть, основную часть и концовку. Как связаны между собой вводная часть и аргументы основной части (цепная связь, параллельная связь, смешанный тип связи)?

3. Характерно ли для стиля А. Д. Сахарова использование об­разных средств: метафор, сравнений и т.п.? Почему в выступлении активно используется специальная научная лексика?

4. Какие риторические фигуры (антитеза, инверсия и др.) ис­пользует оратор?

5. Докажите, что это именно устная речь, а не фрагмент научной или публицистической статьи, обратив особое внимание на струк­туру фраз.

Упражнение 9. Чем отличается конструктивная аудитория от конфликтной, соглашательской и индифферентной? Как оратор может изменить настроение аудитории? К какому типу аудитории следовало бы отнести ваш класс на первом в этом году уроке рито­рики? Произошли ли с тех пор какие-то изменения и чем они были вызваны? Назовите ситуации, в которых ваш класс представлял бы собой конструктивную, конфликтную, соглашательскую и индиффе­рентную аудитории.

Упражнение 10. Знаменитый ритор Альберт Беверидж считал, что «ни одна ораторская фраза не может считаться удачной, если в ней содержатся такие выражения, как „может быть, я ошибаюсь", или „по моему скромному мнению", или „насколько я могу судить". Великие ораторы всегда настолько уверены в себе, что заключитель­ная часть их речи звучит как неотразимая истина. Они, „знатоки своего дела", и простые люди с радостью слушают их».

Согласны ли вы с этой точкой зрения? Что делать, если у ора­тора действительно есть сомнения по тому или иному вопросу? По­чему люди обычно предпочитают иметь дело с уверенными в себе ораторами, руководителями, юристами и политиками? Как оратор может продемонстрировать уверенность в своих идеях и какие при­знаки (кроме приведенных выше фраз) свидетельствуют о его сомне­ниях?

Упражнение 11. В книге Н. Коупленда «Психология и солдат» приведены два примера выступлений командиров перед подчинен­ными: первое автор считает образцом бездарности, а второе — удач­ным. Определите, какие ошибки допустил лейтенант Хейверсэк и что привело к успеху лейтенанта Тандерболта.

Беспокойна теребя пальцами свое снаряжение, лей­тенант Хейверсэк уставил мутный взор куда-то вдаль поверх голов солдат выстроившегося перед ним взвода и начал:

— Э... я хочу... кх... Я хочу... э... на минуточку... э... Занять ваше внимание. (Бросает свой планшет и снова берет его.) Э... наш взвод, седьмой взвод... э... брошен... командиром батальона на выполнение довольно труд­ной задачи. (Начинает вертеть в руках компас.) Гм... таким образом... э... проклятый немец установил... э... два, как это называется... ну, в общем, сторожевых поста... там на склоне холма. (Вытирает нос.) Гм... нам нужно... э... во всяком случае, нужно постараться за­хватить один из них... а... э... восьмой взвод будет, как это сказать... расправляться с другим. (Чешет левый глаз.) Поэтому постарайтесь, значит, взять себя в руки. (Чешет правый глаз.) Стойте спокойно, Джонс, вы в строю. Запишите, сержант: «Джонс шевелился в строю». Итак, мы все должны, некоторым образом, сделать все, что в наших силах... если вы поняли, что я имел в виду. Мне кажется, я сказал все.

В ста шагах от этого взвода стоял подтянутый, уве­ренный в себе лейтенант Тандерболт. Он смотрел прямо в глаза своим солдатам.

— Солдаты,— начал он,— командир батальона из­брал нас для выполнения веселой работы. Там, на склоне холма, противник установил два сторожевых поста. Если сразу не выбить его оттуда, он причинит нам много не­приятностей. Мы берем на себя один из постов. Седьмой взвод позаботится о другом. Вы знаете, как это сделать, ведь вы много раз тренировались. Капрал Снифкинс со своим отделением забросает солдат противника граната­ми. Рядовой Малвани со своей группой задаст им работу своим пулеметом. Остальные отрежут отход. Ни один человек не должен ускользнуть. Итак, зададим им треп­ку и вышибем из них дух. Готовы, ребята? Ну и прекрас­но! Молодцы, блэнкширцы! Пошли.

 

1. Сделайте предположения об особенностях аудитории, перед которой выступают командиры: конфликтная, индифферентная, со­глашательская или конструктивная; степень коллективизма, соци­альный и демографический состав, степень компетентности, уровень культуры и образованности. Как командиры учитывают особенности своих слушателей?

2. Объясните, каким образом Тандерболт поднял боевой дух сол­дат (вселил уверенность, объяснил задачу каждого, польстил солда­там, уверил в поддержке с фланга).

3. Насколько соответствует композиция выступлений (начало, концовка, основная часть) классическим рекомендациям. Мотиви­руйте свой ответ.

4. Что помешало выполнить задачу взводу Хейверсэка? Вселил ли уверенность его приказ? Своевременно ли он сделал замечание солдату? Почему у солдат возникло впечатление, что захват постов — это очень сложная задача?

5. Обратите внимание на важность инсценирования (красноре­чие голоса, мимика, жесты). Как подчеркивает автор различия ко­мандиров в манере речи?

6. Расскажите о выступлении лейтенанта Хейверсэка от имени его слушателей.

7. Существует ли специфика военной риторики? В чем состоят особенности общения с солдатами?

8. Ниже приводятся сформулированные профессором Н. Коуплендом правила выступления командира перед солдатами. Какое из этих правил, на ваш взгляд, относятся ко всем сферам риторики, а какие — прежде всего к военной риторике?

Чтобы вдохновить солдат на успешное выполнение задания, надо поставить перед ними такую цель, какой они сами хотят добиться.

Чтобы внушить уверенность, командир должен сто­ять прямо, расправив плечи, и смотреть своим слуша­телям в глаза.

Прежде чем начать говорить, командир должен знать, что он хочет сказать. Каждое выступление долж­но иметь определенную цель.

Не нужно впадать в манерность — это отвлекает внимание.

Следует апеллировать к лучшим, а не к худшим чувствам подчиненных.

Речь должна быть краткой, увлекательной и убеди­тельной. Нужно уметь вовремя остановиться.

Упражнение 12. Р. Роллан так описал мастерство знаменитого французского по­литического оратора Бриссо.

Как всякий умелый оратор Бриссо далеко не сразу показывает всю силу своего искусства. Он настраивает инструмент. И говорит спокойно, просто, вполголоса. Он знает, что для подлинного виртуоза одно из средств успокоить бурлящий зал — это играть пиано. Иной раз артист сразу выступает во всем блеске своего мастер­ства и начинает с мощных аккордов, но подыматься уже некуда, и внимание публики рассеивается: непре­рывный блеск утомляет ее. Бриссо подходит к вам, как славный малый, душа нараспашку, вроде вас, вроде меня, как старый ваш знакомый: вы протягиваете ему руку, и когда он вами завладел, вот тогда вы увидите! У него была привычка во время речи отыскивать в зале одного или двух слушателей, которые служили для него зеркалом его красноречия. В них он слушал себя. Он оценивал действие своих слов, их резонанс. Быстро, на лету схватывая эти указания, он строил в соответствии с ними свою речь, которую обыкновенно импровизировал по заранее составленному плану, за исключением нескольких больших кусков, своего рода каденций, напоминающих рокот оркестра на концер­тах...

1. Какой тип начала (интригующее, ораторское, внезапное, есте­ственное) предпочитал Бриссо? Как объясняется особая эффектив­ность такого начала?

2. Как Бриссо устанавливал обратную связь с аудиторией, как использовал полученные от слушателей сигналы в своей речи?

3. Как Бриссо готовился к выступлению? Можно ли считать его речи экспромтами? Почему он не считал нужным записывать зара­нее весь текст речи?

4. Какую развернутую метафору использует Р. Роллан для описания процесса выступления? Выделите лексические средства, поддерживающее эту метафору. Насколько оправданно это сопоставление.
Упражнение 13. Что такое приемы косвенного воздействия? Раскройте сущность следующих приемов: приватизация знаний, имплицитная информация, лексическая интерпретация, ситуация мнимого выбора.

Считаете ли вы допустимым использовать эти приемы при обра­щении к родственникам, друзьям, соперникам, недоброжелателям?

Упражнение 14. Определите, какие качества речи особенно це­нили авторы приведенных ниже высказываний.

1. Нет ничего важнее в говорении, чем склонить слу­шателя на сторону оратора, и для этого слушатель дол­жен быть потрясен, чтобы им больше руководило силь­ное душевное волнение или экстаз, чем сила разумного суждения. Ведь люди судят гораздо чаще под влияни­ем ненависти, любви, страсти, раздражения, скорби, радости, надежды, страха, заблуждения и вообще какого-либо душевного движения, чем сообразно с исти­ной, предписаниями, с правовыми нормами и с закона­ми (ДА. Т. Цицерон).

2. Есть люди, кои полагают, что красноречие в гром­ких словах и выражениях, и думают, что быть красноре­чивым — значит блистать риторическими украшениями. Они мало заботятся о мыслях и их расположении...

Иные думают: быть красноречивым — значит уметь выражать мысли необыкновенным образом, и чем тем­нее, тем, кажется им, глубокомысленнее и, следова­тельно, красноречивее. Они мучают себя — страшно смотреть,— силясь сказать так, как никто не говорит, то, что почти все знают (Н. Ф. Кошанский).

3. Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая вас, не слышали ваших слов, а видели ваш предмет и чувствовали ваш момент: воображение и сердце слу­шателей без вас и лучше сладят с их умом (В. О. Клю­чевский).

4. Главное достоинство речи: ясность для слушания, округленные периоды, счастливый выбор метафор и фигур, чистота и благозвучие (Е. Фукс).

5. Искусство состоит в том, чтобы сразу подойти к вопросу с правильной стороны, ухватиться за ряд общих идей, которые проясняют целое... схватить глав­ную идею и держать ее мертвой хваткой (А. Уайтхед).

6. Страсти — это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны; их искусство рождено как бы самой природой и зиждется на непреложных зако­нах. Поэтому человек бесхитростный, но увлеченный страстью может убедить, скорее, чем красноречивый, но равнодушный (Ф. Ларошфуко).

Упражнение 15. Возьмите одно из своих сочинений и трансфор­мируйте его текст в конспект для устного выступления. Что прежде всего нуждается в изменении: основной тезис, стратегия и тактика его аргументации, вводная часть, основная часть, концовка, иллю­страции, структура фраз, лексика?

Упражнение 16. Определите тип красноречия (политическое, юридическое, церковное, педагогическое, научное и др.), которому соответствуют тексты в упражнениях настоящего раздела. В каждом случае обоснуйте свои доводы.

Упражнение 17. Познакомьтесь с советами, данными оратору немецким писателем К. Тухольским. Проанализируйте имеющиеся в настоящем разделе примеры (а еще лучше — «живые» выступления ораторов или хотя бы видеозаписи речей) с точки зрения их соответ­ствия советам К. Тухольского.

Простые предложения. Простые предложения. Про­стые предложения.

Ясный план в голове — и возможно меньше на бумаге. Факты или обращения к чувствам. Праща или арфа. Оратор — не энциклопедия. Энциклопедия у людей есть дома.

Один и тот же голос утомляет. Говори не более сорока минут. Не ищи эффектов, которые не ведут к главной цели. Трибуна безжалостна: человек на ней более наг, чем на пляже.

Помни: чем короче речь, тем меньше шансов прова­литься.

Упражнение 18. Подберите рациональные и эмоциональные ар­гументы для выступления на тему «Высшее образование должно быть в России бесплатным». Выделите наиболее сильные аргументы. Подготовьтесь к индуктивной и дедуктивной, односторонней и дву­сторонней аргументации своего тезиса.

Представьте себе, что вам надо выступать сначала перед родителями выпускников школ, затем — перед депутатами Государст­венной Думы России, затем — перед членами английского парла­мента, затем — перед китайскими крестьянами. Как вы будете учи­тывать особенности аудитории в своих выступлениях?

Подумайте, какие аргументы могут выдвинуть ваши оппоненты, и подготовьте контраргументы, составьте сначала простой, а затем тезисный план своего выступления перед членами российской Госу­дарственной Думы. Подготовьте полный текст начала и концовки своего выступления.

Упражнение 19.

1. Определите, что делает смешным выступление Ивана Ивано­вича Нюхина (фрагмент из сцены-монолога А. П. Чехова «О вреде табака»).

Нюхин (с длинными бакенами, без усов, в старом поношенном фраке, величественно входит, кланяет­ся и поправляет жилетку). Милостивые государыни и некоторым образом милостивые государи. (Расчесы­вает бакены). Жене моей было предложено, чтобы я с благотворительной целью прочел здесь какую-нибудь популярную лекцию. Что ж? Лекцию, так лекцию — мне решительно все равно. Я, конечно, не профессор и чужд ученых степеней, но тем не менее все-таки я вот уже тридцать лет, не переставая, можно даже сказать, для вреда собственному здоровью и прочее, работаю над вопросами строго научного свойства, размышляю и даже пишу иногда, можете себе представить, ученые статьи, то есть не то чтобы ученые статьи, а так, извините за выра­жение, вроде бы как ученые. Между прочим, на сих днях мною была написана громадная статья под заглавием «О вреде некоторых насекомых». Дочерям очень понра­вилось, особенно про клопов, я же прочитал и разорвал. Ведь все равно, как ни пиши, а без персидского порошка не обойтись. У нас даже в рояле клопы...

Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потреб­ление табаку. Я сам курю, но жена моя велела читать сегодня о вреде табака, и, стало быть, нечего тут раз­говаривать. О табаке, так о табаке — мне решительно все равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей лекции с должной серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая научная лекция, тот может не слушать и выйти. (По­правляет жилетку.) Особенно прошу внимания у при­сутствующих здесь господ врачей, которые могут по­черпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройст­ва нервов. Табак есть, главным образом, растение... Когда я читаю лекции, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте на это внимания; это от волнения. Я очень нервный человек, вообще го­воря, а глазом начал подмигивать в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году тринадцатого сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвертая дочь Варвара. У меня две дочери родились тринадцатого числа. Впрочем (поглядев на часы), ввиду недостатка времени, не станем отклонять­ся от предмета лекции. Нам надо еще заметить, что жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион, то есть не то чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между нами говоря, жена любит пожаловаться на недостатки, но у нее что-то припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят, у меня же ни копейки за душой, ни гроша — ну, да что там толковать! В пансионе я состою заведующим хозяйственной частью...

2. К какой сфере красноречия относится этот текст? Был ли текст выступления заранее подготовлен? Использовал ли ритор за­писанный текст при его инсценировании? Обоснуйте свои ответы.

3. Сформулируйте основную часть выступления. Какие аргумен­ты в ее защиту приводит автор? Какие недостатки вы заметили в его аргументации? Укажите в тексте слова и фразы, отвлекающие внимание от основного тезиса.

4. Какова цель выступления? В какой мере она достигнута?

5. Можно ли вводную часть речи отнести к одному из классичес­ких типов? Мотивируйте свой ответ. Какова цель выступления?

6. Выделите фрагменты, где говорится об одежде, жестах и ми­мике героя. Зачем А. П. Чехов подчеркивает эти детали?

7. Хороший оратор должен демонстрировать интерес к теме и благожелательность, внушать уважение и доверие. Какие слова героя и как именно воздействовали на чувства слушателей?

8. Выделите слова-паразиты и другие речевые недочеты в речи Нюхина.

9. Помогите герою: сформулируйте основные аргументы, доказы­вающие вред табака.

Упражнение 20.

1. Определите причины риторической неудачи руководителя го­рода на торжественном митинге в связи с пуском трамвайной линии. (Роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»).

Гаврилин начал свою речь хорошо и просто:

— Трамвай построить,— сказал он,— это не ишака купить.

В толпе послышался громкий смех... Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг за­говорил о международном положении. Он несколько раз пытался пустить свой доклад по трамвайным рель­сам, но с ужасом замечал, что не может этого сделать. Слова сами по себе, против воли оратора, получались какие-то международные...

И только к концу речи он поборол свою вторую международную натуру и заговорил хорошими деловы­ми словами:

— И я сейчас думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он вы­пущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благо­даря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а за совесть. А еще, товарищи, благодарю честного советского специалиста, главного инженера Треухова. Ему тоже спасибо!

2. К какой сфере красноречия относится этот текст? Был ли текст выступления заранее подготовлен? Использовал ли ритор за­писанный текст (план, тезисы и т. п.) при его инсценировании? Обо­снуйте свои ответы.

3. Какой тип начала (ораторское, естественное, интригующее, внезапное) использует автор?

4. Сформулируйте основную мысль выступления. Какие недо­статки основной части фиксируют авторы романа?

5. Какова цель выступления? В какой мере она достигнута?

6. Можно ли концовку речи отнести к одному из классических типов? Мотивируйте свой ответ.

7. Какие нормы русского языка нарушает оратор? Оцените вы­разительность его речи (ясность, краткость, богатство, логичность, индивидуальность и др.).

Упражнение 21. Прочитайте фрагмент речи У. Черчилля в парламенте при вступлении его в должность премьер-министра Великобритании вскоре после начала войны с Германией.

Я хотел бы заявить в палате, как я уже заявил членам правительства: мне нечего предложить, только кровь, невзгоды, слезы и пот. Нам предстоят тяжелей­шие испытания. Нам предстоят многие, многие месяцы борьбы и страданий.

Вы спросите: в чем наша политика? Отвечу: наша политика состоит в том, чтобы вести войну на воде, на земле и в воздухе, со всей мощью и силой, какие даро­вал нам бог: вести войну против чудовищной тирании, невиданной в темном, мрачном списке человеческих преступлений. Вот суть нашей политики!

Вы спросите, какова наша цель? Я отвечу одним словом: победа —победа любой ценой, победа, несмот­ря на все ужасы, победа, каким бы долгим и трудным ни был путь к ней; без победы нет жизни. Хочу внести ясность: нет жизни для британской мировой империи, нет для вековых устремлений и надежд человеческого рода, направленных к своей цели.

Я возьмусь за решение моих задач полный энергии и надежды, и убежден, что мы не испытаем крушения на­шего дела. В это мгновение я чувствую себя как имею­щий право требовать помощи от каждого, и я призываю: давайте же действовать вместе, шагая единой силой!

1. К какой сфере красноречия относится этот текст? Был ли текст выступления заранее подготовлен? Использовал ли ритор за­писанный текст (план, тезисы и т.п.) при его инсценировании? Обо­снуйте свои ответы.

2. Сформулируйте основную мысль выступления. Какова цель выступления? В какой мере она достигнута?

3. Выделите в речи аргументацию: как оратор объясняет, почему нужна война, почему она будет долгой и тяжелой, почему он имеет право требовать помощи от каждого?

4. Сравните конструкции из речи Черчилля (левый столбик) с близкими по значению стилистически нейтральными конструкциями (правый столбик):

 

Мне нечего предложить, только кровь, невзгоды, слезы и пот.   Нам предстоят многие, многие месяцы борьбы и страданий.   Вы спросите: в чем наша политика? Отвечу: наша политика состоит в том …   Вести войну на воде, на земле и в воздухе, со всей мощью и силой, какие даровал нам бог.     Нам будет трудно.     Война будет долгой.     Наша политика – это…     Воевать всюду, используя все наши силы.

5. Почему каждый абзац начинается с Личного местоимения?

6. Можно ли считать речевым недочетом неоднократное повторе­ние в третьем абзаце слова «победа»? Обоснуйте свой ответ.

7. Использует ли Черчилль, какие-то другие средства усиления эмоционального напряжения?

8. Можно ли концовку речи отнести к одному из классических типов? Мотивируйте свой ответ.

9. Сделайте предположения об особенностях аудитории, перед которой выступал Черчилль: конфликтная, индифферентная, согла­шательская или конструктивная; степень коллективизма, социаль­ный и демографический состав, степень компетентности, уровень культуры и образованности.

 

Упражнение 22. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудито­рии, замените книжные фразы и слова разговорными и т.д.

О б р а з е ц. На улицах нашего города зимой воцаряется настоя­щий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снего­уборочной техникивесь город обслуживает всего 20 снегоубороч­ных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам.

Каждую зиму все мы ждем с большим опасе­нием — а вдруг, опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и все на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах!

1. Глядя на нынешний состав городской Думы, однозначно можно сказать, что руководителей-профессионалов, руководителей-производственников в ней единицы. 2. Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодежь ленива, что в ее среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей.

Упражнение 23. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.

Образец. Речь вестине лапти плести.Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки — это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вестине лапти плести.

1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Не все сказывай, что поминается. 5. Шумом праву не быть. 6. Короткую речь слушать - хорошо, под долгую речь думать хорошо. 7. Говорить не думая — что стрелять не целясь. 8. Оговорка — не обида. 9. Живое слово дороже мертвой буквы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.