Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты для риторического анализа




Текст 1. Отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»

Остап Бендер и — позднее — отец Федор обращаются к архи­вариусу Коробейникову с просьбой продать сведения о том, куда направлен мебельный гарнитур, в котором, по их сведениям, спря­таны драгоценности.

— Я хотел бы, — с невыразимой сыновней любовью сказал Остап,— найти что-нибудь из мебели папаши, чтобы сохранить о нем память. Не знаете ли вы, кому передана мебель из папашиного дома?

— Сложное дело, — ответил старик, подумав, — это только обеспеченному человеку по силу... А вы, прости­те, чем занимаетесь?

— Свободная профессия. Собственная мясохладо­бойня на артельных началах в Самаре.

— Так вот, — сказал архивариус,— трудно, но можно...

— Потребует расходов? — помог владелец мясох­ладобойни.

— Небольшая сумма.

— Ближе к телу, как говорит Мопассан. Сведения будут оплачены.

— Ну что ж, семьдесят рублей положите?

— Это почему ж так много? Овес нынче дорог?

— Изволите шутить...

— Согласен, папаша. Деньги против ордеров. Когда к вам зайти?

— Деньги при вас?

Остап с готовностью похлопал себя по карману.

— Тогда пожалуйте хоть сейчас,— торжественно сказал Коробейников.

Он зажег свечу и повел Остапа в соседнюю комна­ту... На полках лежали пачки ордеров, перевязанных свежей веревкой.

—...Сейчас... Гостиный гарнитур — четырнадцать мест, ореховый, мастера Гамбса работы...

— А кому роздано? — в нетерпении спросил Остап.

— Это мы сейчас... Гарнитур гостиный ореховый — по частям. Стол круглый и стул один — во 2-й дом собеса, диван с гнутой спинкой — в распоряжение жи­лотдела... и еще один стул — товарищу Грицацуеву как инвалиду империалистической войны... Девять сту­льев в Москву, в музей мебельного мастерства, соглас­но циркулярного письма Наркомпросса...

— Хвалю,— сказал Остап, ликуя,— это конгени­ально! Хорошо бы и на ордера посмотреть.

— Сейчас, сейчас и до ордеров доберемся... Вот-с. Вся вашего батюшки мебель тут.

Остап, движимый любовью исключительно к роди­телям, схватил ордера, засунул их на самое дно боко­вого кармана... двинулся к выходу.

Коробейников ничего не понял. Он даже посмотрел на стол, не оставил ли гость денег там, но на столе денег не было. Тогда архивариус тихо спросил:

— А деньги?

— Голуба,— пропел Остап,— ей-богу, клянусь честью покойного батюшки. Рад душой, но нету, забыл взять с текущего счета.

Старик задрожал и вытянул вперед хилую свою лапку, желая задержать посетителя.

— Тише, дурак,— сказал Остап грозно,— говорят тебе русским языком — завтра, значит, завтра. Ну, пока! Пишите письма!

...Еще никогда Варфоломей Коробейников не был так подло обманут. Он мог обмануть кого угодно, но здесь его надули с такой гениальной простотой, что он долго еще стоял, колотя по толстым ножкам обеденного стола...

— Шутки?! — крикнул он, вспоминая о погибших ордерах.— Теперь деньги только вперед.

Приходит отец Федор и просит документы на тот же гарнитур.

Через десять минут обоюдных недомолвок и хитро­стей выяснилось, что гражданин Коробейников в дей­ствительности имеет сведения о мебели Воробьянинова, а отец Федор не отказывается за эти сведения запла­тить. Кроме того, к живейшему удовольствию архива­риуса, посетитель оказался родным братом бывшего предводителя и страстно желал сохранить о нем па­мять, приобретя ореховый гостиный гарнитур.

Варфоломеич запросил сто рублей. Память брата посетитель расценил значительно ниже, рублей в трид­цать. Согласились на пятидесяти.

— Деньги бы я попросил вперед,— заявил архива­риус,— это мое правило.

— А это ничего, что я золотыми десятками? — за­торопился отец Федор, разрывая подкладку пиджака.

— По курсу приму. По девять с половиной. Сегод­няшний курс.

Востриков вытряс из колбаски пять желтяков, досыпал к ним два с половиной серебром и пододвинул архивариусу. Варфоломеич два раза пересчитал моне­ты, сгреб их в руку, попросил гостя минуточку повре­менить и пошел за ордерами...

Отец Федор долго восторженно тряс руку архива­риуса и, ударившись несчетное количество раз о шкафы в передней, убежал в ночную темноту.

 

1. Почему Варфоломеич запросил с Остапа 70 рублей, а с отца Федора — целых сто? Почему Варфоломеич обманывает Остапа, говоря об особой сложности поиска ордеров? Почему архивариус интересуется профессией посетителя?

2. Почему Остап согласился на 70 рублей, почти не торгуясь, а отец Федор, тщательно торгуясь, добивался снижения платы? Поче­му первый назвался сыном, а второй — братом бывшего владельца гарнитура?

3. Как называется в теории риторики уловка Остапа? Какие контрприемы рекомендуются против этой уловки?

4. Почему Остап уверен в своей безнаказанности? Почему уве­рен в своей безнаказанности Варфоломеич, подсунувший священни­ку совсем другие ордера (так как подлинные унес Остап)?

Текст 2. Отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»

Молодые супруги Лиза и Коля спорят о пользе вегетарианства:

— Лиза, пойдем обедать!

— Мне не хочется. Я вчера уже обедала.

— Я тебя не понимаю.

— Не пойду я есть фальшивого зайца.

— Ну и глупо!

Через две минуты Коля понял в первый раз за три месяца супружеской жизни, что любимая женщина любит морковные, картофельные и гороховые сосиски гораздо меньше, чем он.

— Значит, ты предпочитаешь собачатину диетичес­кому питанию? — закричал Коля, в горячности не учтя подслушивающих соседей.

— Да говори тише! — громко закричала Лиза.— И потом, ты ко мне плохо относишься. Да! Я люблю мясо! Иногда. Что ж тут дурного?

Коля изумленно замолчал. Этот поворот был для него неожиданным. Мясо пробило бы в Колином бюд­жете огромную, незаполнимую брешь.

— Подумай только, пожирать трупы убитых живот­ных! Людоедство под маской культуры! Все болезни от мяса.

— Конечно,— с застенчивой иронией сказала Лиза,— например, ангина.

— Да, да, и ангина! А что ты думаешь? Организм, ослабленный вечным потреблением мяса, не в силах сопротивляться инфекции.

— Как это глупо.

— Не это глупо. Глуп тот, кто стремится набить свой желудок, не заботясь о количестве витаминов...

Коля вдруг замолчал. Все больше и больше засло­няя фон из пресных и вялых лапшевников, каши, кар­тофельной чепухи, перед Колиным внутренним оком предстала обширная свиная котлета. Она, как видно, только что соскочила со сковороды. Она еще шипела, булькала и выпускала пряный дым. Кость из котлеты торчала, как дуэльный пистолет.

— Ведь ты пойми, какая-нибудь свиная котлета от­нимает у человека неделю жизни!

— Пусть отнимает! — сказала Лиза.— Фальшивый заяц отнимает полгода. Вчера, когда мы ели морковное жаркое, я почувствовала, что умираю. Только я не хо­тела тебе говорить.

— Почему же ты не хотела говорить?

— У меня не было сил. Я боялась заплакать.

— А теперь ты не боишься?

— Теперь мне все равно.
Лиза всплакнула.

— Лев Толстой,— сказал Коля дрожащим голосом,— тоже не ел мяса.

— Да-а,— ответила Лиза, икая от слез,— граф ел спаржу.

— Спаржа не мясо.

— А когда он писал «Войну и мир», он ел мясо! Ел, ел, ел! И когда «Анну Каренину» писал — лопал, лопал, лопал!

— Да замолчи!

— Лопал! Лопал! Лопал!

— А когда «Крейцерову сонату» писал, тогда тоже лопал? — ядовито спросил Коля.

— «Крейцерова соната» маленькая. Попробовал бы он написать «Войну и мир», сидя на вегетарианских сосисках!

— Что ты, наконец, прицепилась ко мне со своим Толстым?

— Як тебе прицепилась с Толстым? Я? Я к вам прицепилась с Толстым?

Коля тоже перешел на «вы». Соседи громко лико­вали. Лиза поспешно с затылка на лоб натягивала голубую вязаную шапочку.

— Куда ты идешь?

— Оставь меня в покое. Иду по делу.
И Лиза убежала.

1. Существует мнение, что у человека часто бывает два типа аргументов: те, что он высказывает, и подлинные. Может ли рас­сматриваемый спор подтвердить эту точку зрения? Есть ли какие-то указания в тексте на подлинную причину «любви» Коли к вегетари­анской пище?

2. Соответствует ли требованию точности речи выражение «она (котлета) шипела, булькала и выпускала пряный дым»?

3. Кто первый упомянул Толстого и кто кого затем обвинял в том, что «прицепился» «со своим» Толстым?

4. Можно ли уход Лизы и ее слезы считать аргументами в споре?

5. Какие еще аргументы вы могли бы привести «за» и «против» вегетарианства?

6. Почему Коля говорит не «есть мясо», а «пожирать трупы
убитых животных»? Почему Коля называет это «людоедством»?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.