КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тексты для риторического анализа
Текст 1. Отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер и — позднее — отец Федор обращаются к архивариусу Коробейникову с просьбой продать сведения о том, куда направлен мебельный гарнитур, в котором, по их сведениям, спрятаны драгоценности. — Я хотел бы, — с невыразимой сыновней любовью сказал Остап,— найти что-нибудь из мебели папаши, чтобы сохранить о нем память. Не знаете ли вы, кому передана мебель из папашиного дома? — Сложное дело, — ответил старик, подумав, — это только обеспеченному человеку по силу... А вы, простите, чем занимаетесь? — Свободная профессия. Собственная мясохладобойня на артельных началах в Самаре. — Так вот, — сказал архивариус,— трудно, но можно... — Потребует расходов? — помог владелец мясохладобойни. — Небольшая сумма. — Ближе к телу, как говорит Мопассан. Сведения будут оплачены. — Ну что ж, семьдесят рублей положите? — Это почему ж так много? Овес нынче дорог? — Изволите шутить... — Согласен, папаша. Деньги против ордеров. Когда к вам зайти? — Деньги при вас? Остап с готовностью похлопал себя по карману. — Тогда пожалуйте хоть сейчас,— торжественно сказал Коробейников. Он зажег свечу и повел Остапа в соседнюю комнату... На полках лежали пачки ордеров, перевязанных свежей веревкой. —...Сейчас... Гостиный гарнитур — четырнадцать мест, ореховый, мастера Гамбса работы... — А кому роздано? — в нетерпении спросил Остап. — Это мы сейчас... Гарнитур гостиный ореховый — по частям. Стол круглый и стул один — во 2-й дом собеса, диван с гнутой спинкой — в распоряжение жилотдела... и еще один стул — товарищу Грицацуеву как инвалиду империалистической войны... Девять стульев в Москву, в музей мебельного мастерства, согласно циркулярного письма Наркомпросса... — Хвалю,— сказал Остап, ликуя,— это конгениально! Хорошо бы и на ордера посмотреть. — Сейчас, сейчас и до ордеров доберемся... Вот-с. Вся вашего батюшки мебель тут. Остап, движимый любовью исключительно к родителям, схватил ордера, засунул их на самое дно бокового кармана... двинулся к выходу. Коробейников ничего не понял. Он даже посмотрел на стол, не оставил ли гость денег там, но на столе денег не было. Тогда архивариус тихо спросил: — А деньги? — Голуба,— пропел Остап,— ей-богу, клянусь честью покойного батюшки. Рад душой, но нету, забыл взять с текущего счета. Старик задрожал и вытянул вперед хилую свою лапку, желая задержать посетителя. — Тише, дурак,— сказал Остап грозно,— говорят тебе русским языком — завтра, значит, завтра. Ну, пока! Пишите письма! ...Еще никогда Варфоломей Коробейников не был так подло обманут. Он мог обмануть кого угодно, но здесь его надули с такой гениальной простотой, что он долго еще стоял, колотя по толстым ножкам обеденного стола... — Шутки?! — крикнул он, вспоминая о погибших ордерах.— Теперь деньги только вперед. Приходит отец Федор и просит документы на тот же гарнитур. Через десять минут обоюдных недомолвок и хитростей выяснилось, что гражданин Коробейников в действительности имеет сведения о мебели Воробьянинова, а отец Федор не отказывается за эти сведения заплатить. Кроме того, к живейшему удовольствию архивариуса, посетитель оказался родным братом бывшего предводителя и страстно желал сохранить о нем память, приобретя ореховый гостиный гарнитур. Варфоломеич запросил сто рублей. Память брата посетитель расценил значительно ниже, рублей в тридцать. Согласились на пятидесяти. — Деньги бы я попросил вперед,— заявил архивариус,— это мое правило. — А это ничего, что я золотыми десятками? — заторопился отец Федор, разрывая подкладку пиджака. — По курсу приму. По девять с половиной. Сегодняшний курс. Востриков вытряс из колбаски пять желтяков, досыпал к ним два с половиной серебром и пододвинул архивариусу. Варфоломеич два раза пересчитал монеты, сгреб их в руку, попросил гостя минуточку повременить и пошел за ордерами... Отец Федор долго восторженно тряс руку архивариуса и, ударившись несчетное количество раз о шкафы в передней, убежал в ночную темноту.
1. Почему Варфоломеич запросил с Остапа 70 рублей, а с отца Федора — целых сто? Почему Варфоломеич обманывает Остапа, говоря об особой сложности поиска ордеров? Почему архивариус интересуется профессией посетителя? 2. Почему Остап согласился на 70 рублей, почти не торгуясь, а отец Федор, тщательно торгуясь, добивался снижения платы? Почему первый назвался сыном, а второй — братом бывшего владельца гарнитура? 3. Как называется в теории риторики уловка Остапа? Какие контрприемы рекомендуются против этой уловки? 4. Почему Остап уверен в своей безнаказанности? Почему уверен в своей безнаказанности Варфоломеич, подсунувший священнику совсем другие ордера (так как подлинные унес Остап)? Текст 2. Отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» Молодые супруги Лиза и Коля спорят о пользе вегетарианства: — Лиза, пойдем обедать! — Мне не хочется. Я вчера уже обедала. — Я тебя не понимаю. — Не пойду я есть фальшивого зайца. — Ну и глупо! Через две минуты Коля понял в первый раз за три месяца супружеской жизни, что любимая женщина любит морковные, картофельные и гороховые сосиски гораздо меньше, чем он. — Значит, ты предпочитаешь собачатину диетическому питанию? — закричал Коля, в горячности не учтя подслушивающих соседей. — Да говори тише! — громко закричала Лиза.— И потом, ты ко мне плохо относишься. Да! Я люблю мясо! Иногда. Что ж тут дурного? Коля изумленно замолчал. Этот поворот был для него неожиданным. Мясо пробило бы в Колином бюджете огромную, незаполнимую брешь. — Подумай только, пожирать трупы убитых животных! Людоедство под маской культуры! Все болезни от мяса. — Конечно,— с застенчивой иронией сказала Лиза,— например, ангина. — Да, да, и ангина! А что ты думаешь? Организм, ослабленный вечным потреблением мяса, не в силах сопротивляться инфекции. — Как это глупо. — Не это глупо. Глуп тот, кто стремится набить свой желудок, не заботясь о количестве витаминов... Коля вдруг замолчал. Все больше и больше заслоняя фон из пресных и вялых лапшевников, каши, картофельной чепухи, перед Колиным внутренним оком предстала обширная свиная котлета. Она, как видно, только что соскочила со сковороды. Она еще шипела, булькала и выпускала пряный дым. Кость из котлеты торчала, как дуэльный пистолет. — Ведь ты пойми, какая-нибудь свиная котлета отнимает у человека неделю жизни! — Пусть отнимает! — сказала Лиза.— Фальшивый заяц отнимает полгода. Вчера, когда мы ели морковное жаркое, я почувствовала, что умираю. Только я не хотела тебе говорить. — Почему же ты не хотела говорить? — У меня не было сил. Я боялась заплакать. — А теперь ты не боишься? — Теперь мне все равно. — Лев Толстой,— сказал Коля дрожащим голосом,— тоже не ел мяса. — Да-а,— ответила Лиза, икая от слез,— граф ел спаржу. — Спаржа не мясо. — А когда он писал «Войну и мир», он ел мясо! Ел, ел, ел! И когда «Анну Каренину» писал — лопал, лопал, лопал! — Да замолчи! — Лопал! Лопал! Лопал! — А когда «Крейцерову сонату» писал, тогда тоже лопал? — ядовито спросил Коля. — «Крейцерова соната» маленькая. Попробовал бы он написать «Войну и мир», сидя на вегетарианских сосисках! — Что ты, наконец, прицепилась ко мне со своим Толстым? — Як тебе прицепилась с Толстым? Я? Я к вам прицепилась с Толстым? Коля тоже перешел на «вы». Соседи громко ликовали. Лиза поспешно с затылка на лоб натягивала голубую вязаную шапочку. — Куда ты идешь? — Оставь меня в покое. Иду по делу. 1. Существует мнение, что у человека часто бывает два типа аргументов: те, что он высказывает, и подлинные. Может ли рассматриваемый спор подтвердить эту точку зрения? Есть ли какие-то указания в тексте на подлинную причину «любви» Коли к вегетарианской пище? 2. Соответствует ли требованию точности речи выражение «она (котлета) шипела, булькала и выпускала пряный дым»? 3. Кто первый упомянул Толстого и кто кого затем обвинял в том, что «прицепился» «со своим» Толстым? 4. Можно ли уход Лизы и ее слезы считать аргументами в споре? 5. Какие еще аргументы вы могли бы привести «за» и «против» вегетарианства? 6. Почему Коля говорит не «есть мясо», а «пожирать трупы
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |