КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники церковного права
Среди источников церковного права формально на первом месте находились тексты Священного Писания –– книги Ветхого и Нового заветов. Из состава Ветхого завета правовые установления заимствовались из книг Левит, Второзаконие, Исход. Напротив, Книги Нового завета не содержалит правовых норм, поэтому они использовались как основообразующие принципы. Например, церковные авторы нередко ссылались на 1-еПервое послание к коринфянам св. апостола Павла при определении общих подходов к сущности христианской модели брака и отношений супругов. Следующим по значимости источником права являлись решения соборов, которые, в свою очередь, подразделялись на вселенские и поместные. Из имеющих древнерусское происхождение источников этой группы сохранились решения Владимирского собора 1274 г. Собор был созван в связи с поставлением владимирского епископа Серапиона, однако председатель собора – митрополит Кирилл II – поставил перед собраниемподнял проблему упорядочения норм канонического права и приведения их в соответствие с византийскими образцами. Для этой цели непосредственно перед собором Кирилл II выписал из Болгарии (см. 5 и 6-й абз. ниже – Сербская. Предлагается здесь же пояснить, что такое Кормчая, напр.: Сборник церковных и светских законов, восходящих к византийскому Номоканону. См. также с. 263) экземпляр Кормчей, который и предъявил собору как образец. Из более поздних соборов особое значение имеют решения собора 1551 г.ода (Стоглав), а также решения Большого московского собора 1666-––1667 гг. Решения собора 1551 г.ода, сведенные в сто глав, определили многие важные вопросы церковной практики и суда. Стоглавом был определен минимальный брачный возраст, решен вопрос о количестве допустимых брачных союзов, заключаемых в течение жизни, был установлен порядок надзора за моральным обликом духовенства. В деятельности Большого московского собора приняли участие восточные патриархи –– Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. На этом соборе был осужден патриарх Никон, а также отменены многие постановления Стоглава (касающиеся сугубой аллилуйи, двуперстия и др.). Еще одну группу древнерусских источников церковного права представляют канонические ответы, целью которых было разъяснение действующих норм церковного права по поводу недоразумений, встречающихся на практике или же указание на их обязательное неукоснительное исполнение. Иными словами, эта группа источников ориентирована не на создание новых правил, а на проведение в жизнь православного общества уже существующих. Среди этих источников следует назвать ответы митрополита Иоанна II (1080-––1089) на вопросы Якова черноризца, ответы Нифонта, епископа Новгородского, на вопросы Кирика, Саввы и Илии (используется и другое название -–– «Вопрошанье Кириково»), правило митрополита Максима и др. Поучения и наставления издавались высшими церковными иерархами для разъяснения определенных вопросов церковного устройства, управления и суда, особенностей исполнения церковных служб и т.п. Все указанные источники церковного права в этот период собирались в составе так называемых кормчих книг. Благодаря их особому, системообразующему значению среди других источников церковного права, кормчие книги можно считать не просто собранием источников, а самостоятельным, хотя и эклектичным по составу, источником церковного права. В исследовательской литературе выделяются три периода истории кормчих времени существования Киевской Руси и феодальных княжеств.: 1) пПервый этап (вторая половина XI –– начало XII вв.) характеризовался распространением и начальными опытами применения нового памятника;. 2) На втором этапе (XII-––XIII вв.) кормчие активно применялись в церковном суде, сфера компетенции которого в этот период утвердиласьждается и расшириласьяется;. 3) Третий этап (с конца XIII и до конца рассматриваемого периода) сопровождался выпиской новой Кормчей из Сербии и ее последующими многократными переработками, как в традиционном центре –– Киеве, так и на местах –– на Волыни, в Северо-Восточной Руси, в Новгороде, Пскове и др. На основе этих переработок возникла новая редакция кормчих –– Русская, включавшая в себя не только тексты византийского и южнославянского происхождения, но и древнерусского. По своему составу кормчие книги представляли собой механическое соединение различных по происхождению источников ветхозаветного, византийского, южнославянского, древнерусского права. Значительную часть кормчих книг составляли комментарии номофилакса («хранителя законов») Аристина к собранию сокращенных правил соборов, святых отцов Церкви и апостолов («Толкования на правила св. апостолъ, соборовъ и св. отцевъ Церкви»). Тексты правил представляли собой систематизированный свод правовых установлений, так что составители Кормчих, излагая то или иное правило, давали сразу же ссылку на аналогичные решения соборов или правила других авторов. Этот памятник стал включаться в состав древнерусских Ккормчих с конца XIII в.ека, когда митрополитом Кириллом II была получена Сербская кормчая(см. 2-й абз. п.5.2 – из Болгарии. Необходимо уточнить) Аристиновой редакции (перевод с греческого был сделан сербским архиепископом св. Саввою Неманем в первой четверти XIII в.ека). Непосредственно к комментариям Аристина примыкали выделявшиеся в отдельный текст правила св. Василия Великого –– памятник, широко известный и почитаемый на Руси. О том, насколько значимо было влияние сочинений св. Василия, говорит тот факт, что его хорошо знали не только церковные, но и светские деятели, – например, в своем Поучении Владимир Мономах цитирует этого автора: «При старых молчати, премудрых слушати, старейшим покарятися, с точными (равными) и меньшими любовь имети, без луки (кривизны) беседующе, не обильно смеятися, срамлятися старейших, к женам нелепым (бесстудным) не беседовати, долу очи имети, а душу горе». Среди византийских памятников светского происхождения особый интерес вызывает так называемое «Избрание от закона Моисеева», представляющее собой преимущественно уложение о наказаниях, включающее также некоторые нормы брачно-семейного и обязательственного права, заимствованные из библейских книг Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Еще один памятник византийского права, связанный своим происхождением с императорской властью, в кормчих носил название «От свитка божественных новых заповедей Юстиниана царя» (гл.ава 42 печатной Кормчей). В самом тексте собрание этих норм определяется как «градский закон», посредством чего противопоставляется «церковному» закону. Наказания, вводимые «Новыми заповедями» должны были дополнять систему наказаний, установленную церковным законодательством. Закон Судный людем уже включался в состав первой Кормчей, содержавшей номоканон Иоанна Схоластика. Этот памятник представляет собой перевод и переработку XVII титула византийской Эклоги[156], при этом переработка состояла не только в том, что вместо уголовных наказаний памятник определяет церковные епитимьи, но также в замене греческих казней (отсечение руки, носа, головы, ослепление и др.) денежными штрафами. Вслед за Законом Судным людем в кормчих книгах помещался Закон Градский, древнерусский перевод Прохирона 879 г.ода[157]. Этот юридический памятник впервые появился на Руси в составе Сербской кормчей. При создании Ррусской редакции Прохирон был значительно сокращен –– из 40 титулов его состава было оставлено только пять, – в результате чего он превратился в судебник по делам об обручениях, об имущественных отношениях, связанных с ними, об основаниях расторжения брака и передаче имущества на праве дара. Нормы Прохирона и Эклоги были включены в состав еще одного компилятивного источника права XII-––XIII вв.еков – это были–– «Книги законныхе», имевшиех более ограниченное хождение, нежеличемчем кормчие книги. Таким образом, среди текстов, включавшихся в состав кормчих книг, абсолютно преобладали византийские законы, однако большинство отраженных в них норм не находили практического применения в судебной практике и служили определенным образцом и ориентиром для церковного суда. Гораздо большее практическое значение имели источники права не византийского, а древнерусского происхождения, прежде всего княжеские церковные уставы. Именно Они на самом деле занимали главенмствующее положение в иерархии источников церковного права, более других источников находяили применение в деятельности церковных судов. Эти источники – подобно первым светским законодательным источникам права – испытали сильное влияние обычного права. Княжеские церковные уставы занимают особое положение в системе источников церковного права – эти акты издаются светской властью и определяют сферу компетенции церковного суда, основания его деятельности и даже регулируют конкретные случаи, подлежащие ведению церковных судей. В Уставе князя Владимира Святославича (конец X –– начало XI в.) разрешаются общие вопросы: фиксируется принцип невмешательства светской власти в дела церковного суда, намечены два пути определения сферы компетенции церковного суда: 1) по кругу деяний (ст. 9); 2) по кругу лиц (ст. 16-––17). Устав князя Ярослава, существенно больший по объему, продвинулся гораздо дальше, предусмотрев длинный перечень конкретных ситуаций и их правовое регулирование. Устав князя Ярослава является наиболее ранним собранием норм семейного и брачного права Древней Руси, сложившимся в течение XI-––XII веков. Этот памятник не дошел до нас в своем первоначальном виде, но сохранился в большом числе позднейших переработок с сокращениями и дополнениями, причем только в поздних списках не ранее XV в. Устав князя Ярослава дополняет Русскую Правду, регулируя те общественные отношения, которые не затронуты в Правде. В Уставе определяется высокая ставка штрафа за оскорбление женщины, регулируются последствия деяний, направленных против брака, против нравственности, устанавливаются основания для прекращения брака. Фактически, княжеские церковные уставы представляли собой церковные судебники, призванные дополнить существующие собрания светских норм. В период XIV-––XV веков. уставы теряют свою актуальность. В это время в северорусском регионе было создано «Правосудье Митрополичье», представляющее собой такой же церковный судебник, адаптированный для новых социально-экономических условий. Разновидностью церковных источников права являлись настольные грамоты. Настольные грамоты давались новопоставленным высшим церковным иерархам: митрополитам, архиепископам, епископам. Возведение на стол, или настолование, -–– древний церковный обряд, осуществлявшийся после рукоположения кандидата в сан епископа. Для этого обряда назначался особый день, когда во время литургии после прочтения Апостола и Евангелия новопоставленного епископа торжественно возводили на кафедру среди церкви. Возведение осуществляли иерархи, посвятившие его перед этим в сан. В качестве примера может быть приведена Настольная грамота митрополита Киприана Новгородскому архиепископу Иоанну (1391-––1397 гг.). Митрополит Киприан ссылается на авторитетные источники церковного права, с древности установившие сферу компетенции церковных иерархов и недопустимость вмешательства в нее светских людей. Вслед за тем Киприан определяет подвластность новопоставленному архиепископу новгородскому всего черного и белого духовенства епархии, а также подтверждает его право владеть всем церковным имуществом на территории Новгородской республики. В противоположность настольным отреченные грамоты оформляли процедуру смещения с высших церковных должностей уровня святителя –– епископа, архиепископа, митрополита, как, (например, отреченная грамота суздальского епископа Феодора (1485 г.). Благословенные грамоты, издаваемые высшими церковными иерархами, оформляли разрешение церковной власти на определенные инициативы. Например, благословенной грамотой митрополит Филипп разрешил жителям Пскова устроить шестой собор (соборную церковь), в соответствии с предложениями, представленными ранее псковским духовенством. Древнерусское каноническое право содержало ряд институтов, не характерных для ранних этапов становления древнерусского светского права и утвердившихся лишь в более позднее время. В частности, состояние опьянения в древнерусском каноническом праве рассматривалось как отягчающее обстоятельство, значительно усиливавшее вину «согрешившего» лица. В каноническом праве гораздо раньше, нежеличем в светском праве, стал использоваться термин «преступление» в смысле «законопреступление». Рассмотренная система источников церковного права действовала до начала XVIII в. В XVIII в.еке во взаимоотношениях Церкви и государства, а также в системе источников церковного права произошли существенные изменения. После смерти патриарха Адриана в 1700 г.оду вместо очередного патриарха во главе русской Церкви был поставлен местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. В 1721 г.оду патриаршество было уже официально упразднено, а функции высшего церковного управления перешли к государственному органу власти –– Святейшему Синоду. Начался синодальный период истории русской Церкви. В это время церковные соборы не собирались, а деятельность Синода находилась под полным контролем государственной светской власти. Высшую силу в это время имеют определения и инструкции, издававшиеся Синодом (например, инструкция благочинным приходских церквей и монастырей). Авторитет установлений Синода основывался на том, что этот орган фактически представлял собой малый архиерейский собор, включавший в свой состав весь российский епископат. Тем не менее, любое решение Синода требовало утверждения императорской властью. Основы синодального строя церковного управления были оформлены изданием «Духовного регламента», составленного епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 г.оду и утвержденного Петром I в декабре 1720 года. В первой части «Регламента» обосновывались преимущества коллегиального управления (Святейший Синод создавался как одна из коллегий). Во второй части определялись обязанности епископов, священников, монахов и мирян. Третья часть была посвящена определению состава Синода и кругу его полномочий. Более полное собрание установлений, касающихся монашества и приходского духовенства, было издано в качестве дополнения к «Духовному регламенту» в 1722 г.оду под названием «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского». Несмотря на то, что важнейшим источником церковного права в синодальный период являлся «Духовный регламент», прежние источники права сохраняли свое значение. В течение XVIII в.ека неоднократно переиздавалась Кормчая книга, впервые напечатанная в 1653 году. В 1776 году. Синодом была издана «Книга о должностях пресвитеров приходских», (составителиями которой были епископы св. Георгий (Конисский) и Парфений (Солковский). Эта книга основывалась на выписках из Кормчей книги и указов Синода, и рекомендовалась Синодом как руководство при наложении духовниками и церковными судами епитимий.
Глава 6. Основные черты права Древней Руси
§1. Становление правовой системы раннесредневекового Древнерусского государства §2. Русская Правда как основной памятник права: источники, структура, списки, редакции, изучение §3. Правовое положение населения Древней Руси §4. Древнерусское право: характерные черты §5. Суд и судопроизводство в Древней Руси
***
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |