Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление правовой системы раннесредневекового Древнерусского государства




Важнейшей функцией государства является социальное регулирование, которое началосьвшее осуществляться с момента появления государственности на Руси. Впрочем, Естественно, что на первых порах уровень этого регулирования был сравнительно невысокелик, поскольку большая часть отношений все еще строилась на основе ранее сформировавшихся традиций. К тому же, значительная часть усилий тратилась даже не столько на выработку норм взаимоотношений в обществе, сколько на определение характера взаимодействия государства и общества. Государство должно было еще доказать свое право на превращение в главный механизм обеспечения социальной стабильности.

Ключевой фигурой этого процесса становитлся князь. Будучи в первую очередь военным вождем, он обладал необходимой силой для того, чтобы в условиях разрушения старых правил общежития, заставить подчиняться новым складывающимся (в т.ч.том числе и при его участии) нормам взаимоотношений в обществе. Относительная регулярность реализации этой княжеской функции постепенно формирует в глазаху населения традицию подчинения княжеским решениям, приобретающую все большую независимость от действительного использования князем тех или иных форм принуждения. Фактически, князь он становится не столько олицетворением силы, сколько воплощением некоей справедливости (и здесь не так важно, насколько его решения справедливы на самом деле), что и дает ему право на осуществление роли главного регулятора социальных отношений.

Вместе со становлением князя в качестве главного звена социального регулирования начинает формироваться правовая система Древнерусского государства[158], базирующаяся на совершенно иных, нежеличем в догосударственный период, принципах: если родовой строй предполагал равенство всех членов соответствующей общности, то в рамках традиционного для средневековья права -–– привилегии недвусмысленно подчеркивалось неравенство людей, принадлежащих к разным сословным группам.

В то же время, эти новые черты, хотя и вполне очевидны в Ддревнерусском праве, нередко все еще соседствуют со старыми нормами, сохранившимися от прошлого уклада. Такой переходный характер правовой системы предопределяет формирование права в Древней Руси из двух основных источников.[159].

С одной стороны, продолжают действовать предправовые нормы, созданные традиционным укладом в славянской и, частично, варяжской[160] среде. Причем, они не просто действуют, но и существенным образом влияют на характер формирования нового права, придавая ему весьма архаичные черты: сакральный (религи­озный) характер, моральную обязанность его соблюдения, коллективные формы ответственности. От старого уклада идет и понимание права как правды, справедливости, имеющей надчеловеческую, божественную природу. Сферой регулирования являются межобщинные и внутриобщинные, имущественные, семейно-брачные отношения, поря­док наследования и уголовные преступления. По мере разрушения племенной обособленно­сти, уменьшаеются разнообразие и дробность мононорм-обычаев, происходит сближение между ними. Конечно, только часть обычаев догосударственного периода была санкционирована государством и превра­тилась в нормативно-ые правовые акты (кровная месть, круговая порука, клятва как форма доказательства и др.); большая часть обычаев, сохранив свое значение в быту, не былиа поддержаныа государством (календарь, умыкание невест, многоженство).

С другой стороны, по мере усиления государства как ведущего регулятора социальных отношений и отражения этого процесса в расширении полномочий князя в качестве верховного судьи, последнийкнязь также все чаще выступает также в роли самостоятельного источника права. Те или иные его (других князей, их наместников) судебные решения становятся прецедентом для последующих приговоров, постепенно превращаясь в нормы закона.

Наряду с этими основными источниками, определенное воздействие на формирование дДревнерусского права оказало воздействие зарубежное, прежде всего, византийское право. Во-первых, оно использовалиось в отношении русских (в основном, купцов), пребывавших на территории Византии на основе соответствующих русско-византийских договоров, что способствовало проникновению некоторых из этих норм на Русь. А Во-вторых, заметное воздействие оказало принятие христианства, принесшее вместе с собой и нормы византийского канонического права. Рецепция (заимствование и адаптация) Русью византийских правовых новаций происходила в весьма свободной форме, находя компромисс с существовавшимиующими (и весьма противоречащими христианским) языческими в основе своей обычаями. Возможно, именно поэтому право Древней Руси оказывается исключительно светским.[161]. С другой стороны, Не все исследователи признают значимость византийской рецепции. Так, Л. В. Милов, полагает, что древнерусское общество X– – XI вв. оказалось к ней не готовымо как в силу как неразвитости государственного аппарата, так и иной народной психологии и, что только позднее начинают усваиваться некоторые византийские нормы.[162].

Имеются параллели и с ранним законодательством других соседних государств, например, Польши (Польская правда), Хорватии (Полицкий статут) и др.[163] Еще Б. Д. Греков на основе сравнительного ана­лиза законодательства славян пришел к выводу об общности многих правовых норм у этих народов. Однако основной целью его анализа являлось доказательство самостоятельности славян в создании собственного права, а поэтому вопросы о влиянияи или взаимовлияниия остались в стороне. По-видимому, правильным будет видеть в вышеуказанном сходстве близость общественных отношений, которые регулирует и в которых формируется европейское законодательство той эпохи.

Представление о законодательном процессе Древней Руси опирается, в основном на сведения, содержащиеся в самих документах, которых очень малое крайне редки. Поэтому он может быть показан лишь в самых общих формах.

Все дошедшие до нас законодательные акты –– это акты, включенные в сборники законов, составленные от имени князей. Законы могли устанавливаться ими как еди­нолично (Правда Ярослава), так и коллегиально, на съезде (Правда Ярославичей, вторая половина XI в.). Упоминание об участии в этом процессе бояр («мужей») дает основания предполагать, что это был совместный акт утверждения. Причем, последователи не исключали из текста предыдущие законы, а лишь дополняли их новыми. Поскольку значительная часть установлений только санкционировала использование норм обычного права, можно утверждать, что законотворчество Древней Руси во многом было результатом коллективных усилий. Принятые законы, очевидно, приобретали форму какой-то грамоты[164].

Законодательство носило несистематизи­рованный характер. Хотя в сборниках и можно выделить отдельные части текста, связанные между собой, говорить о ка­кой-нибудь отраслевой систематизации не приходится. Нет и привычного для нас деления на статьи[165].

Таким образом, Ддревнерусское право, как и государство, имеет многокорневую систему: в своем формировании оно отталкивалось от традиций обычного славянского (с элементами варяжского) права, куда все более внедряютсялись новации княжеской власти, возникавшиеющие из судебной практики, подпри некоторымопределенном влияниием византийско-православных канонических норм.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.