КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие права в 1725-––1801 гг
Источники права. В этотуказанный период времени закон постепенно становилтся основным источником права. По внешней форме продолжали различаться уставы, регламенты, отдельные указы, инструкции. На протяжении XVIII в. явно прослеживалось стремление установить различие между законами и нормативными правовыми актами высших и центральных органов, а также местных властей, что сделать до конца не удалось. Наблюдается развитие юридической техники и более четкое определение важных правовых институтов. Нормативные акты делятся на главы и статьи. Используется Становится достаточно четкаяой система изложения нормативного материала. Активная преобразовательная деятельность сопровождалась ростом нормативного массива. Руководство страны понимало необходимость его систематизации. Преемники Петра I продолжили кодификационные работы. Елизавета Петровна сразу после восшествия на престол создала комиссию для пересмотра указов, но ее работа успехов не имела. В 1754––1761 гг. работала, но тоже безуспешно, новая комиссия для подготовки Уложения. В 1767 г. Екатерина II созвала Уложенную комиссию, которая должна была подготовить новый свод законов вместо устаревшего Соборного Уложения 1649 г. В работе комиссии приняли участие 572 депутата от дворян, крестьян, горожан, казачества и государственных учреждений. Они привезли наказы с мест, отражавшие настроения различных групп населения. Сама Екатерина в качестве руководящего документа подготовила «Наказ» депутатам, положив в его основу знаменитый трактат французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов», а также идеи других крупнейших просветителей. Уложенная комиссия работала больше года, но не смогла разработать нового уложения. В 1768 г. она была распушена на неопределенный срок. Вместе с тем, материалы комиссии использовались при разработке и осуществлении законодательной политики Екатерины II. Система российского права. Гражданское право. Рост промышленности, торговли и сельского хозяйства стимулировал развитие имущественных правоотношений. Для вещного права XVIII в. было характерно углубление дифференцированного подхода в определении правового статуса движимого и недвижимого имущества. При этом общинно-корпоративные начала постепенно уступали место индивидуальномуым и государственномуым. Общинные ограничения снимались с недвижимости в городах. Произошла секуляризация церковных земель. Земли, заселенные государственными крестьянами, были признаны казенными. В 1731 г. был отменен принцип майората. В 50––60-х гг. XVIII в. был уточнен перечень социальных групп, за которыми оставалось право владения недвижимостью. В 1761 г. были законодательно определены виды движимого имущества: деньги, драгоценные камни, серебро, уборы, экипажи, заводские инструменты и материалы, лошади, скот, хлеб. В 1785 г. для дворян окончательно снимаются все ограничения, связанные с владением, пользованием и распоряжением принадлежавшими им имениями. Развивалось залоговое право. При залоге недвижимой собственности оформлялась «залоговая крепость». При неуплате в срок долга закладная превращалась в купонную, т.е. заложенное имущество переходило залогодержателю. Было запрещено закладывать в кабаках, трактирах одежду, оружие, казенное и чужое имущество. Признавался недействительным заклад, сделанный в условиях игры. В обязательственном праве, с одной стороны, наблюдались расширение свободы при заключении договоров, большая четкость в регулировании договорных обязательств. Законодатель явно стремился устранить пробелы в регулировании обязательственных правоотношений, а также выработать общие понятия. С другой –стороны, сохранялаись сословная дифференциация субъектов права, формализм процедур, жесткий государственный контроль, особенно в отношении недвижимого имущества. Это нашло свое отражение уже в порядке заключения договоров. Действовали три формы: домашний, явочный и крепостной (нотариальный). Постепенно каждая из них стала применяться к определенному виду договоров. Например, крепостная форма доминировала при регистрации сделок с недвижимой собственностью. Простые доверенности, запродажные контракты оформлялись явочным путем. В XVIII в. приобретают большую определенность виды договоров. Эволюция института дарения шла по пути сокращения числа запретов. Жалованная грамота дворянству 1785 г. оставила под запретом только дарение родовых имуществ. Особыми видами дарения являлись пожертвование, выдел и назначение приданного. Неопределенность сохранялась в сфере регулирования договора мены недвижимого имущества. Действовавшие нормативные акты и официальные разъяснения допускали противоположные модели поведения. В регулировании отношений купли- – продажи законодательство XVIII в. стремилось защитить фискальные интересы и поддержать дворянство, для чего был предусмотрен. По этой причине оно содержало ряд изъятий из круга недвижимых имуществ, поступающих в торговый оборот. Так, ограничивалось распоряжение имуществом, которое было обременено обязательствами (заложенное, взятое под опеку и т.п.). Запрещалось отчуждать имения при наличии родственников, которым они могли перейти в случае смерти владельцев. Договор имущественного найма могли заключать только лица, пользовавшиеся правами распоряжения. Он заключался в крепостной форме. Только с 1780 г. был введен явочный порядок. Срок найма определялся сторонами. Но были случаи, когда он устанавливался законом. Например, с 1775 г. крепостные крестьяне с 1775 г., а с 1785 г. и ученики ремесленников могли заключать такой договор на срок не более пяти лет. Активно использовались договораы подряда и поставки. Их предметом выступали постройка, ремонт зданий; поставка материалов; перевозка людей и грузов. Эти договора тоже совершались в крепостной форме. Изменения в регулировании договора займа состояли в том, что вводились ограничения для некоторых субъектов права. Так, чиновники с 1740 г. не могли заключать такой договор с местными жителями. В 1729 г. были введены векселя, но с 1761 г. их без разрешения органов власти или помещиков не могли выдавать крестьяне. (В 1754 г. была установлена норма роста –– 6%, (в 1786 г. норма была снижена до 5%). Этот договор оформлялся крепостным порядком. Предметом договора поклажи выступали все движимые вещи. Для его заключения в послепетровский период достаточно было письменного акта с распиской приемщика. Торгующие лица могли сдавать товар друг другу на хранение под честное слово. Развитие делового оборота вызвало необходимость регламентации организационных форм предпринимательства. В XVIII в. торгово-промышленные компании создавались на основе законодательства начала XVIII в. Точные формы предпринимательских объединений еще не были выработаны и их участникам предоставлялась полная свобода. В существующих компаниях прослеживались черты полных, коммандитных и акционерных товариществ. Только в 1799 г. в Уставе о цехах была урегулирован статус артели –– простой формы товарищества. Семейное право. Ключевую роль в регулировании брачно-семейных отношений по-прежнему играли органы церковного управления. В 1774 г. Синод, идя на уступку отечественной традиции, снизил брачный возраст для женихов до 15 лет, для невест – до 13 лет. Верхние пределы не устанавливались, но Синод постоянно указывал на необходимость строго относиться к большим возрастным различиям, особенно если значительно моложе был жених. Сохранили свое значение другие условия вступления в брак: состояние здоровья брачующихся, свободная воля сторон, согласие родителей. В последнем случае закон пытался совместить волю лиц, вступающих в брак и власть родителей. В XVIII в. появилось новое условие вступления в брак –– разрешение начальства. В этом проявилось стремление государства взять на себя попечение над личной властью индивида. Взамен последний обязан был подчинять свои личные устремления общественным интересам. В 1744 г. было запрещено вступать в брак без разрешения начальства для членов ландмилиции, в 1764 г. –– для офицеров кавалерийской службы, в 1800 г. –– для генералов штаба и старших офицеров. В отношении заключения брака прослеживается стремление к упрощению. Порядок включал процедуру оглашения намерения вступления в брак (за неделю) и венчание в приходской церкви. Прямо противоположный подход был свойственен институту расторжения брака. Основаниями прекращения брака выступали смерть одного из супругов, политическая смерть мужа (лишение всех прав состояния, ссылка на вечную каторгу и т.п.). Поводами для расторжения брака служили поступление одного из супругов в монашество, безвестное отсутствие супруга, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов и др. Разрешение на развод давали епархиальные архиереи и Синод. Личные отношения супругов базировались на признании власти мужа над женой. Он должен был относиться к жене с любовью и заботой, уважать и защищать ее. Жена со своей стороны должна была «пребывать в любви, почтении и послушании к своему мужу» Имущественные отношения супругов характеризовались переходом к раздельности их имущества. В 1731 г. окончательно закрепилялось за мужем правао на купленные вотчины, за женой –– на приданое. Жена имела право вступать в обязательственные (за исключением вексельных) отношения с третьими лицами. Отношения родителей и детей базировались на принципе неограниченной родительской власти над детьми. Родители обязаны были заботиться о детях и воспитывать их: «дать им пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по состоянию». Детям полагалось проявлять уважение и любовь к родителям. Родительская власть прекращалась с достижением совершеннолетия (21 год). До этого срока прекращение родительской власти могло наступить в связи с физической или политической смертью родителей, поступлением их в монашество. Заменителем родительской власти выступала опека. До 1775 г. действовал порядок, введенный Петром I. Губернская реформа сопровождалась учреждением специальных органов, ведавших делами опеки. Ими стали дворянские опеки и сиротские суды. Ужесточались требования к опекуну. Устанавливался ясный порядок его назначения. К 1785 г. в законодательстве явно прослеживалось стремление провести разницу между институтами опеки и попечительства. Был установлен возраст (14 лет), с которого могло быть установлено попечительство. С 17 лет несовершеннолетний допускался к управлению недвижимым имуществом, но распоряжаться им он мог только с 21 года. Наследственное право. В 1731 г. произошел отказ от единонаследия. Укреплялся завещательный порядок наследования. Расширялся круг наследников и более точно определялись права наследователя. Запрещалось передавать по наследству в завещательном порядке родовые, майоратные и заповедные имения. Совершенствовался порядок наследования по закону. Ближайшие родственники устраняли дальних полностью. Полноправными наследниками по закону были сыновья. Дочерям гарантировалась 1/16 и 1/8 часть движимого имущества. Наследниками второй очереди считались братья наследодателя и далее –– другие родственники по боковой линии. Жена наследовала 1/7 движимого и 1/4 недвижимого имущества. Наследникам по закону переходило родовое имущество. Выморочное имущество поступало в казну. Уголовное право. С середины XVIII в. преступление рассматривается как деяние, запрещенное законом в интересах общего блага подданных. Устав благочиния впервые разделил проступки, или полицейские нарушения, и преступления. Тяжкое преступление именовалось как «злодейство». К этой категории относились богохульство, церковный мятеж, поношение государя и его семьи, государственная измена, бунт, убийство, разбой, кража с поличным. Минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности колебался от 10 до 17 лет. Смягчающими обстоятельствами выступали малолетство (до 15 лет). Аналогичным образом трактовались слабоумие, нахождение в престарелом возрасте, увечиье, совершение преступления в состоянии аффекта. Обычно такие категории преступников направлялись в монастыри. Срок давности с 1775 г. составлял 10 лет. По отдельным видам преступлений срок давности был меньше. В Уставе благочиния впервые была обоснована формула «закон обратной силы не имеет». Система преступлений оставалась практически без изменений: 1) преступления против религии и Церкви; 2) государственные преступления (измена, бунт, возмущение и др.); 3) преступления против порядка управления и суда (фальшивомонетничество, подделка документов, кормчество, (или продажа и покупка вина помимо государства), тайная продажа и покупка соли, нарушение монополии государства на продажу табака, карантинных постановлений и порядка выезда за границу, лжеприсяга, лжесвидетельство и др.); 4) должностные преступления (взяточничество, казнокрадство, расточительность, попустительство преступникам, злоупотребление служенными обязанностями, нарушение порядка работы судебных и административных органов); 5) преступления, направленные на нарушение общественного благоустройства, благочиния, порядка и спокойствия (употребление бранных и непотребных слов в общественном месте, а также в государственных документах и др.); 6) преступления против личности (убийство, оскорбления и др.); 7) имущественные преступления (разбой, грабеж, кража, мошенничество др.). Целью наказания оставалась общая и частная превенция, которые реализовывались через устрашение. Отсюда публичность наказания и его квалифицированные виды, а также «осрамительные действия» над трупами преступников. Правда, устрашение уже не давало искомого желаемого результата. К тому же новые идеи «общего блага», «всенародной пользы», а также фискальные интересы государства и его нужда в трудовых ресурсах влияли на корректировку целей наказания. Постепенно наказание трактуется не как устрашение и возмездие, а как средство исправления преступника и воспрепятствования преступникам причинить вред обществу. Эти идеи нашли отражением в «Наказе» Екатерины II. В нем говорилось о принципе «без вины нет наказания», и о соразмерности наказания си преступлениемя. Реализация этих принципов привела к смягчению ряда наказаний, упорядочению их применения. Со второй половины XVIII в. действовало правило уменьшения наказания при явке с повинной. Ограничивалась множественность наказания за одно преступление. В XVIII в. наиболее распространенной в законах мерой наказания выступала смертная казнь, которая как и раньше была простой и квалифицированной. Но на практике она редко применялась. Она либо заменялась другими наказаниями, либо смягчалась. В 40-х гг. XVIII в. ее применение было приостановлено. В 1754 г. она была заменена торговой казнью, рванием ноздрей, клеймением и ссылкой. Подавление движения Е. Пугачева сопровождалось восстановлением смертной казни. Но в 1775 г. Сенат постановил восстановить указ о замене смертной казни другими наказаниями и повелел истребить ликвидировать все приспособленные для смертной казни лобные места и орудия казни. Альтернативой смертной казни выступала ссылка. Следует различать ссылку на работу (каторга) и ссылку на поселение. До середины XVIII в. осужденные ссылались на верфи Азова и Рогервика, а с 1760 г. ––преимущественно на Нерченские рудники. Ссылка на поселение использовалась и как способ заселения отдаленных районов страны, прежде всего Сибири. Это объясняет, почему сосланным на поселение отводилась земля, ссужались семена и инвентарь. Они освобождались от подушной подати. Ссылка могла быть временной (на 10––15 лет или «до указу») или вечной. Сокращалось число телесных наказаний (членовредительских и болезненных). В 1757 г. было запрещено рвать ноздри у женщин и клеймить их. От телесных наказаний были освобождены в 1760––1770-е гг. духовные лица, в 1785 г. –– дворяне, купцы первых двух гильдий, почетные граждане, в 1798 г. –– лица, достигшие 70-летнего возраста. Было установлено, что правонарушители в возрасте от 10 до 15 лет могут наказываться розгами, от 15 до 17 лет –– плетьми, а по достижении 17 лет –– кнутом. Получает развитие тюремное заключение. Оно стало заменять другие виды наказаний. Екатерина II считала, что при наличии хороших тюрем смертная казнь не нужна. Отметим еще Такой вид наказания, как политическая смерть, которая вела к лишению всех прав состояния., Это наказание смыкалосьсочеталось с шельмованием, которое наносило нравственные страдания осужденному. Указ 1753 г. ввел порядок публичной казни. Наконец, широко применялись штраф и конфискация имущества. Судебное право. Сфера судоустройства до судебной реформы 1775 г. отличался корректировкой судебной системы, созданной Петром I. В 1727 г. были ликвидированы надворные суды. Их функции оказались в руках губернаторов и воевод, а апелляционной инстанцией для них выступала Юстиц-коллегия. В результате ряда преобразований второй четверти –– середины XVIII в. гражданский и уголовный суды были сосредоточены в губернских и провинциальной и воеводской канцеляриях, а в городах –– в магистратах, апелляционной инстанцией для которых выступала Юстиц-коллегия. Правосудие вновь становилось функцией административных органов. В итоге накапливались дела, многие из них решались крайне неудовлетворительно. Составным элементом губернской реформы 1775 г. было преобразование судебной системы. Екатерина II ставила цель учредить эффективное правосудие в стране, основанное на принципах сословности и выборности. По Учреждению о губерниях 1775 г. дела дворян разрешали уездный суд, выступавший низшей инстанцией и состоявший из избираемых дворянством уезда судьи и двух заседателей и верхний земский суд, являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он включал уголовный и гражданский департаменты, каждый из которых состоял из назначаемого императором председателя и избираемых дворянством пяти заседателей. Городские жители были подсудны городскому магистрату, который был низшей инстанцией и состоял из избираемых купцами и мещанами двух бургомистров и четырех ратманов, и губернскому магистрату –– апелляционной и ревизионной инстанции. Он включал уголовный и гражданский департаменты, каждый из которых состоял из назначаемого Сенатом председателя и избираемых купцами и мещанами трех заседателей. Государственные крестьяне находились в ведении нижней расправы (низшая инстанция, состоявшая из расправного судьи и восьми заседателей, избиравшихся из крестьян) и верхней расправы (апелляционная и ревизионная инстанции, включавшая два департамента –– гражданский и уголовный, каждый из которых состоял из назначаемого Сенатом председателя и избираемых крестьянами пяти заседателей). В каждой губернии учреждался совестный суд. Этот суд создавался для рассмотрения тех уголовных дел, которые в силу смягчающих обстоятельств требовали снисхождения к преступнику (дела о преступлениях малолетних, умалишенных и т.п.), а в гражданском процессе он должен был играть роль третейского суда. Он состоял из совестного судьи и шести заседателей, по два от каждого сословия. В Петербурге и Москве были организованы нижний и верхний надворные суды. Они разбирали дела тех лиц, которые прибыли в столицы по служебной необходимости. Первый состоял из надворного судьи и двух заседателей. Второй являлся апелляционной инстанцией, делился на два департамента (уголовный и гражданский), каждый из которых состоял из председателя, советника и двух асессоров. Для всех судов губернии апелляционной и ревизионной инстанцией являлись две палаты –– уголовного и гражданского суда. Каждая палата состояла из председателя, назначаемого императором, двух советников и двух асессоров, назначавшихся Сенатом. Высшей судебной инстанцией в стране был Сенат, которому принадлежали апелляционные и ревизионные полномочия. В нем существовали уголовный и гражданский департаменты. Составной частью всей судебной системы оставались суды старост и словесные суды, действовавшие в городах. Они комплектовались выборным путем из мещанства и купечества сроком на один год. Словесные суды состояли из одного словесного судьи и двух выборных от купечества и мещан. Они разрешали исключительно в устной форме гражданские споры ценою до 25 рублей. Иерархически они находились в непосредственном подчинении магистратов и ратуш, которым представляли отчет о результатах своей деятельности. Оценивая реформу, отметим несколько важных новаций: 1) более последовательно и строго проводилось отделение суда от администрации; 2) усиливалось разделение гражданского и уголовного судов; 3) судоустройство стало основываться на коллегиальном начале, что должно было минимизировать злоупотребления при осуществлении правосудия; 4) появление однообразнойая организациия судебных учреждений; 5) попытка отделить от суда следствие, возложенногое на управы благочиния в городах, а в уездах –– на нижний земский суд во главе с исправником. Фактически впервые в русской истории была создана система отделенных от исполнительной власти судебных органов разных уровней,. отделенных от исполнительной власти. Следует заметить, что в достаточно короткие сроки судебная система стала подвергаться корректировке. В 1782 г. Управы благочиния получили право разрешать дела по обвинению в кражах, не превышающих 20 руб. С 1787 г. для рассмотрения споров между крестьянами, приписанными к казенному ведомству, были созданы сельские суды. Такой суд осуществляли сельский старшина или сельский староста и выборные. Компетенция сельских судов ограничивалась незначительными спорами между крестьянами (ссоры или драки). Апелляционной инстанцией для этих судов выступала нижняя расправа. Наряду с общими судебными установлениями продолжали действовать специальные, или особые, суды (военные, духовные, межевые и др.). Крепостных крестьян судили свои помещики и их приказчики. Павел I обоснованно полагал, что такая судебная система громоздка. Многочисленность судов, отсутствие ясности в их подведомственности, сложность коллегиального рассмотрения споров выливались для тяжущихся в продолжительные и дорогие судебные процессы. Понимание ситуации должно былоЭто привести ктребовало действиямй, направленнымх на сокращение числа инстанций и изменение порядка деятельности судов. Действительно, в 1796 г. были ликвидированы верхние и нижние расправы, губернские магистраты, дублировавшие деятельность палат гражданского и уголовного суда, а также совестные суды. В 1800 г. стали учреждаться ратгаузы, или городские правления, объединявшие в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и судебные функции в отношении городского населения. Нижестоящими судами по отношению к ним являлись уездные магистраты и ратуши, а вышестоящим –– Сенат. В 1796 г. были ликвидированы палаты уголовного и гражданского суда. Вместо них в каждой губернии учреждалась палата суда и расправы, разделенная на два департамента. Апелляционной инстанцией по отношению к ним выступал Сенат. Наконец, отметимбыли ликвидациюированы надворныхе судовы в столицах, функции которых перешли к ратгаузам. Судопроизводство отличалось доминированием следственного процесса. Во второй четверти XVIII в. только гражданские и небольшая часть уголовных дел рассматривались на основании Указа 1723 г. «О форме суда» 1723 г., т.е. с использованием состязательного процесса. Но даже и в отношении этих правовых конфликтов наблюдалось постепенное сужение его применения. В 1765 г. Екатерина II отменила устное судоговорение, установив письменное производство. На практике доминирующей формой процесса стал розыск. Переход к нему связан с попытками власти предупредить уклонение судей от закона. Это была попытка достичь идеала суда,. Под нимкоторым понимался такой суд, который приверженный статутному праву, и действия которого отслеживались органами надзора. Розыскной тип судопроизводства соответствовал процессам консолидации общества, централизации государственной власти. Он был направлен на внедрение публичного начала и защиту общественных интересов, а потому стал органической частью полицейского государства. Судебный орган объединял в своих руках функции суда, обвинения и защиты, что превращало судопроизводство в процесс без сторон и способствовало смешению процессуальных функций обвинения, защиты и разрешения дела. Источником движения дела становилась безличная воля закона. Отсюда письменность процесса, наличие формальной системы доказательств. Розыскной процесс на практике в российских условиях вел к ущемлению прав личности. Бесплодной оказалась попытка из единого центра регулировать все мельчайшие детали каждого конкретного случая. В результате искомая объективная истина безнадежно терялась в бесконечных бюрократических процедурах. Ситуация усугублялась тем, что суды произвольно применяли модели процесса, предусмотренные в Указе «О форме суда» и в «Кратком изображении процессов и судебных тяжеб» 1716 г., а также Соборном Уложении 1649 г. Это порождало волокиту, взяточничество и произвол судей и вызывало массовое недовольство. В Уложенной комиссии представители всех сословий говорили о необходимости судебной реформы. Однако реформа судопроизводства не состоялось. В процесс были внесены отдельные изменения. Эти коррективы не носили системного характера. В связи с чем правовое регулирование судопроизводства приобретало противоречивый и сумбурный характер. В числе важных изменений стоит отметить ограничение использования пытки. С 1763 г. она допускалась только в том случае, когда другие средства не давали положительного результата. С 1767 г. для производства пытки требовалось приказание губернатора. В случае наличия собственного признания обвиняемого пытка не применялась. В 1775 г. было предписано не принуждать подсудимого к признанию, если другие доказательства изобличали его виновность. Во второй половине XVIII в. претерпел изменения порядок пересмотра судебных решений. Для гражданских и незначительных уголовных дел (это были дела, которые возбуждались по жалобам пострадавших) действовал апелляционный порядок пересмотра. По указам 1762 г. и 1764 г. суды должны были немедленно объявлять сторонам решение. Сторона, недовольная им, должна была в недельный срок заявить об этом. После этого суд первой инстанции отправлял дело в высшую инстанцию. Апелляционную жалобу можно было подать в течение года. В апелляционной инстанции после получения жалобы составлялся доклад (краткое содержание дела, или экстракт), который сообщался суду. Именно на его основе апелляционный суд выносил решение. Основная масса уголовных дел пересматривались в ревизионном порядке. Его отличия в том, что недовольная сторона не могла инициировать пересмотр. Дело направлялось в обязательном порядке во вторую инстанцию, которая проверяла законность решения. Глава 16. Государство и право в период стабилизации Российской Иимперии (первая половина XIX в.ека)
§1. Общественный строй §2. Государственный строй §3. Развитие права ***
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |