Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ рентабельности продукции




Известны два подхода к расчету показателей рентабельнос­ти: затратный, ресурсный.

Затратный используется для расчета показателей рента­бельности продукции, произведенной, реализованной, едини­цы отдельных видов или групп продукции, услуг, работ, това­ров. Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли


и соответствующих затрат. В качестве показателей прибыли могут быть использованы: прибыль общая, чистая, от реализа­ции продукции (товаров, работ, услуг), на единицу продукции (товаров, работ, услуг). В качестве затрат: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, ус­луг), осуществление других видов деятельности; полная себе­стоимость произведенной продукции; полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг); полная се­бестоимость единицы продукции (товаров, работ, услуг).

Показатели рентабельности, рассчитанные по данному ме­тоду, характеризуют эффективность использования средств, потребленных в процессе производства или осуществления других видов деятельности.

Все показатели рентабельности выражаются в коэффици­ентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой де­нежной единицы затрат. Если в числителе взята сумма прибы­ли отчетного периода или чистой прибыли, а в знаменателе -общая сумма затрат по всем видам деятельности, этот показа­тель рентабельности может использоваться для оценки эф­фективности деятельности предприятия в целом.

Показатели рентабельности могут рассчитываться и по от­дельным структурным подразделениям, видам деятельности.

По затратному методу рассчитывается и рентабельность инвестиционных проектов как отношение ожидаемой прибы­ли и суммы инвестиций в данный проект.

Показатели рентабельности используются для оценки ре­зультатов деятельности предприятия, его структурных под­разделений, в ценообразовании, инвестиционной политике, выборе вариантов при формировании ассортимента и структу­ры продукции и т.п.

Сущность ресурсного подхода к расчету показателей рен­табельности заключается в том, что в числителе используются показатели общей, чистой прибыли или прибыли от реализа­ции, а в знаменателе - ресурсы, в качестве которых наиболее часто применяются показатели капитала.

Поскольку в расчете показателей рентабельности по за­тратному и ресурсному подходу знаменатели различны, счита­ем целесообразным отразить это и в названии показателей. Исходя из данной позиции показатели, рассчитываемые как


отношение прибыли и затрат, можно называть рентабельнос­тью, а как отношение прибыли и ресурсов - прибыльностью {доходностью).

Источники информации: план экономического и социаль­ного развития, бизнес-план, ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 5-ф «Краткий от­чет о финансовых результатах», ф. № 1-ф «Отчет о финансо­вых показателях предприятия», ф. № 5-з «Отчет о затратах на производство продукции (товаров, работ, услуг) предпри­ятия», плановые и отчетные калькуляции (ф. № 1-к), инфор­мация о ценах, ф. № 6 «Отчет о рентабельности отдельных ви­дов продукции промышленности».

В процессе анализа рентабельности дается оценка выполне­ния принятых параметров (плана, прогноза, других вариантов), изучается динамика показателей, факторы изменения их уров­ня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности. Последователь­ность анализа определяется его целью. Например, при выборе вариантов решений изучается рентабельность отдельных изде­лий и факторы ее изменения; при оценке результатов деятель­ности - рентабельность реализованной продукции и т.д.

Целесообразно изучить уровень рентабельности не только в целом по предприятию, но и по его структурным подразделе­ниям, по видам деятельности (основная, финансовая, инвести­ционная и т.п.).

Для оценки выполнения принятых параметров уровня рен­табельности и изучения динамики составляется аналитичес­кая таблица следующей формы:

 

 

 

 

 

Показатели рентабель­ности За преды­дущий пе­риод, % За отчетный период
но принятым пара­метрам по отчету
пропет темп рос­та, % процент выполнение принятых па­раметров, % темп рос­та, %
             

Показатели рентабельности могут отражаться в разрезе видов деятельности или структурных подразделений. Ана­логичная таблица составляется для анализа рентабельности отдельных изделий или групп. При выборе вариантов ассор-


тимента, структуры продукции составляются аналитичес­кие таблицы, в которых отражаются данные по изучаемым возможным вариантам рентабельности (в разрезе групп или видов продукции).

Уровень рентабельности отдельных изделий изменяется под воздействием факторов, приведенных на рис. 2.5.

Уровень влияния факторов первого порядка может быть рас­считан способами последовательного изолирования (цепных под­становок) или абсолютных разниц. При расчете способом цепных подстановок условным показателем будет уровень рентабельнос­ти при фактической цене и плановой себестоимости единицы продукции. Влияние изменения средних цен реализации рассчи­тывается путем сравнения условного показателя с плановым, а се­бестоимости единицы продукции - фактического с условным.

Пример анализа факторов изменения уровня рентабель­ности единицы продукции приведен в табл. 2.14.

Данные табл. 2.14 показывают, что прогнозируемые пока­затели рентабельности незначительно превзойдены (гр. 8). По


изделиям А и В это достигнуто только за счет роста цен, по из­
делию С рентабельность повысилась за счет снижения себе­
стоимости. Влияние факторов второго порядка (факторы 1.1,
1.2 и 1.3) на изменение уровня рентабельности рассчитывается
приемом долевого участия (по каждому изделию).

Для этого используется информация об изменении цен на продукцию в абсолютной сумме (по изделию А):

• изменение конъюнктуры рынка + 20 млн р.;

• изменение качества продукции +10 млн р.;

• инфляция +17 млн р.; Итого + 47 млн р.

(277 - 230)

Коэффициент долевого участия равен 0,5 (23,5: 47). Влияние факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности изделия А за счет фактора цен составляет:

1.1. Изменение конъюнктуры рынка 20 • 0,5 = 10 %;

1.2. Изменение качества продукции 10 • 0,5 = 5 %;

1.3. Инфляция 17 0,5 = 8,5%; Итого 23,5%.

Детализация фактора 2 (изменение себестоимости продук­ции) производится также приемом долевого участия.

Для анализа используются следующие данные, рассчитанные на основании прогнозной и отчетной калькуляции изделия А:

• изменение прямых материальных затрат + 33 млн р.;

• изменение прямых трудовых затрат + 2 млн р.;

• изменение косвенных затрат + 5 млн р.; Итого + 40 млн р.

(240 - 200)

Коэффициент долевого участия равен - 0,575 (-23: 40).

Влияние факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности изделия А за счет фактора себестоимости со­ставляет

2.1. Изменение прямых

материальных затрат 33 • (-0,575) = - 19,0 %;

2.2. Изменение прямых

трудовых затрат 2 • (- 0,575) = - 1,1 %;

2.3. Изменение косвенных затрат 5 • (- 0,575) = - 2,9 %;
Итого -23,0.




 


Каждому предприятию нужна информация о рентабель­ности не только единицы отдельных видов продукции, но и всей произведенной и реализованной.

На изменение уровня рентабельности произведенной про­дукции оказывают влияние следующие факторы:

• изменение структуры продукции;

• изменение отпускных цен на продукцию;

• изменение уровня затрат на отдельные изделия (себестои­мости отдельных изделий).

Изменение структуры продукции оказывает влияние на уровень ее рентабельности в связи с тем, что, во-первых, раз­личен уровень рентабельности отдельных изделий, во-вторых, средний уровень рентабельности произведенной продукции не совпадает с уровнем рентабельности отдельных изделий. Влияние этого фактора может быть как положительным, так и отрицательным: с увеличением в общем объеме произведен­ной продукции удельного веса высокорентабельной продук­ции рентабельность всей продукции повышается, и наоборот. Расчет уровня влияния факторов целесообразно производить приемом цепных подстановок. Используется исходная инфор­мация, приведенная в табл. 2.15.

Уровень влияния факторов на изменение рентабельности произведенной продукции рассчитан в табл. 2.16.

Табл. 2 16. Расчет факторов, влияющих на рентабельность произведенной продукции, %

 

Факторы изменения уровня рентабельности Расчет Уровень влияния, процентные пункты
1 Структура ггроизведешюй продукции 18,5- 18 + 0,5
2 Уровень затрат (себест оимости) 19,5 - 18,5 + 1,0
3 Отпускные цены на продукцию 20 - 19,5 + 0,5
Итого 20- 18 + 2

Информация табл. 2.16 показывает, что все факторы оказа­ли положительное влияние на уровень рентабельности.

Уровень рентабельности реализованной и произведенной продукции различен, так как время реализации и производ­ства не совпадает. За каждый отчетный период реализуется часть продукции, произведенной в прошлом периоде, и часть продукции, произведенной в отчетном периоде.


Целесообразно рассчитать изменение уровня рентабельности реализованной продукции за счет влияния следующих факторов:

• изменения структуры продукции;

• изменения себестоимости отдельных реализованных изделий;

• изменения цен на реализацию.

Для расчета этих факторов используется информация вспомогательной табл. 2.17, составленной по данным табл. 2.5.

Табл. 2.17. Вспомогательная таблица для анализа рентабельности реализованной продукции

Уровень влияния факторов на изменение рентабельности продукции рассчитан в табл. 2.18.

Табл. 2.18. Расчет факторов, повлиявших на изменение уровня рентабельности реализованной продукции

 

-Факторы изменения уровня рентабельности Расчет Уровень влияния, процентные пункты
1. Структура реализован­ной продукции 26,9 - 26,9 ~
2. Себестоимость отдель­ных реализованных изделий 26,8 - 26,9 -0,1
3. Цепы реализации 26.9 - 26,8 + 0,1
И того 26,9 - 26,9 -

Как показывают данные табл. 2.18, рост себестоимости реа­лизованной продукции обусловил снижение рентабельности реализованной продукции на 0,1 процентных пункта, а повы­шение продажных цен - рост рентабельности на 0,1 процент-


ных пункта. В целом уровень рентабельности реализованной продукции не изменился.

Целесообразно провести анализ рентабельности реализо­ванной продукции и по показателю чистой прибыли. Это поз­воляет иметь информацию об уровне чистой прибыли с каждо­го рубля проданной продукции.

2.8. АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ «ИЗДЕРЖКИ - ОБЪЕМ - ПРИБЫЛЬ»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.