Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ объема и уровня инноваций




СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Формирование рыночных отношений в Республике Бела­русь и, в частности, такого их элемента, как конкурентная борьба между различными товаропроизводителями, объек­тивно обусловило необходимость использования инноваций, которые все шире применяются различными субъектами хозяйствования. Утвержденные Указом Президента Беларуси приоритетные направления научно-технической деятельное* ти на 2006-2010 гг. учитывают практику инновационных про­цессов в наиболее развитых странах мира, в том числе приори­тетные направления научно-технической деятельности Евро­пейского союза и России.

В целях перевода национальной экономики в режим интен­сивного инновационного развития в рамках белорусской эко­номической модели Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 утверждена Государственная про­грамма инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. А в Программе социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. указывается, что инновационный путь развития является одной из приоритет­ных задач социально-экономического развития страны, кото­рая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики — создание благо­приятных правовых, экономических и социальных условий


для развития науки и постоянного повышения технологичес­кого уровня производства и конкурентоспособности продук­ции, уровня и качества жизни населения, укрепления нацио­нальной безопасности страны.

Инновация - это создаваемые, осваиваемые новые или усо­вершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также организационно-технические решения производствен­ного, административного, коммерческого или иного характе­ра. Инновационная деятельность - это практическое освое­ние результатов научных исследований и разработок, повыша­ющих эффективность способов и средств осуществления кон­кретных процессов, в том числе освоение в производстве новой продукции и технологии (освоение результатов науч­ных исследований и разработок - это процесс перевода нов­шества в инновацию и включающий исследования и разработ­ки, направленные на определение и достижение коммерческих требований к инновации).

Под процессом-инновацией понимается инновация, связан­ная с разработкой и внедрением новых или значительно улуч­шенных производственных методов, предполагающих приме­нение нового производственного оборудования, новых мето­дов организации производственного процесса или их совокуп­ности (в процесс-инновацию включают также новые или усовершенствованные методы, уже реализованные в произ­водственной практике других предприятий и распространяе­мые через технологический обмен (беспатентные лицензии, «ноу-хау», консультации и т.п.)).

Таким образом, инновации - это результат и конкретное выражение достижений научно-технического прогресса, а ин­новационный потенциал - степень готовности предприятия к реализации проекта стратегических изменений. Инновации являются необходимым элементом эффективного бизнеса. Жизненный цикл инновации представляет собой совокуп­ность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшес­тва и определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Под технологическими инновациями следует понимать де­ятельность предприятия, связанную как с разработкой, так и с


внедрением технологически новых продуктов и процессов, ме­тодов их производства (передачи), а также значительных тех­нологических усовершенствований (инновация в области ор­ганизации и управления производством, социальных или ин­формационных технологий и т.п. не относится к технологичес­кой инновации).

В промышленности различают два типа инноваций: про­дуктовые инновации и процессные инновации.

Продуктовые инновации включают разработку и внедре­ние технологически новых и технологически усовершенство­ванных продуктов. Технологически новый продукт - это про­дукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные опе­рации, а также состав применяемых материалов и компонен­тов) или предполагаемое использование принципиально но­вые либо существенно отличаются от аналогичных ранее про­изводимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании су­ществующих технологий в новом использовании, либо на ис­пользовании результатов исследований и разработок.

Технологически усовершенствованный продукт - это сущес­твующий продукт, для которого улучшаются качественные ха­рактеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффектив­ных компонентов или материалов, частичного изменения од­ной или более технических подсистем (для комплексной про­дукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усо­вершенствованных производственных методов, включая мето­ды передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть ос­нованы на использовании нового производственного оборудо­вания, новых методов организации производственного про­цесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации на­целены, как правило, на повышение эффективности произ­водства или передачи уже существующей на предприятии про­дукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных


продуктов, которые не могут быть произведены или поставле­ны с использованием обычных производственных методов.

Не относят к технологическим инновациям в промышлен­ности следующие изменения:

• эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.);

• незначительные технические или внешние изменения в про­дукте, оставляющие неизменным его конструктивное испол­нение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

• расширение номенклатуры продукции за счет ввода в произ­водство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно непрофильной) с целью обеспечения сиюминут­ного спроса и доходов предприятия.

Рыночные условия хозяйствования требуют от предпри­ятий любых форм собственности активного внедрения инно­ваций. Проследить этот процесс, выявить и практически ис­пользовать имеющиеся инновационные резервы можно с по­мощью тщательного анализа хозяйственной деятельности. Со­стояние и эффективность использования инноваций - один из важнейших аспектов аналитической работы, так как именно с их помощью возможно существенное продвижение вперед субъекта хозяйствования на рынке товаров и услуг, повыше­ние экономической эффективности его функционирования и в конечном счете завоевание им рынка.

Задачами анализа инновационной деятельности предпри­ятия являются: проверка реальности плана инновационных мероприятий; оценка уровня выполнения плана; изучение ди­намики показателей, характеризующих инновационную де­ятельность; определение системы факторов и обусловивших причин отклонений фактических показателей от установлен­ных параметров; количественное измерение влияния факто­ров на выявленные отклонения показателей; выявление и оценка внутрипроизводственных резервов улучшения инно­вационной деятельности предприятия и разработка конкрет­ных мероприятий по их использованию.

Источники информации: план экономического и со­циального развития; бизнес-план; план научно-технического


развития; ф. №1 - наука «Отчет о выполнении научных иссле­дований и разработок»; ф. № 2 - наука (зарубеж) «Отчет о со­трудниках, работавших за рубежом»; ф. № 1 - лицензия «От­чет о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»; ф. № 1 - технология «Отчет о созда­нии и использовании передовых производственных техноло­гий»; ф. № 2 - МП инновация «Отчет о технологических ин­новациях субъекта малого предпринимательства»; ф. № 1 -инновация «Отчет об инновационной деятельности организа­ции»; соответствующие листки - расшифровки; данные выбо­рочных и специальных обследований и др.

При проведении анализа определяется количество совмест­ных проектов по выполнению исследований и разработок, свя­занных с инновационной деятельностью. Для этого целесооб­разно составить аналитическую таблицу по форме табл. 9.1. Для изучения полученных данных используется такой прием, как сравнение.

Данные табл. 9.1 показывают, что анализируемое предпри­
ятие имеет один совместный проект в Республике Беларусь и
один совместный проект в Российской Федерации по выпол­
нению исследований и разработок, связанных с инновацион­
ной деятельностью.;

В этой же таблице исследуются типы партнеров совмест­ных проектов.

Установлено, что анализируемое предприятие, как вошед­шее в группу партнеров совместного проекта, связанного с ин­новационной деятельностью, имеет высокий уровень коопера­ции как в Республике Беларусь, так и в Российской Федера­ции, а также хорошо налаженную товаропроводящую сеть. Это обусловило наличие потребителей продукции в указанных странах (2 - высокий уровень кооперации). Одновременно из этих же стран закупаются материалы и комплектующие. Так­же имеются потребители продукции с низким уровнем коопе­рации в Казахстане. В то же время в отрасли, к которой отно­сится предприятие, имеются конкуренты из Российской Фе­дерации, с которыми достигнут высокий уровень кооперации.




 


Также имеется одна научная организация в Республике Беларусь, с которой анализируемое предприятие имеет низкий уровень ко­операции по выполнению исследований и разработок, связанных с инновационной деятельностью. С другими странами и типами партнеров анализируемое предприятие связей не имеет.

Устанавливаются факторы, которые препятствовали инно­вациям в течение последних трех лет (табл. 9.2).

Табл 9 2 Факторы, препятствующие инновациям

 

Факторы Оценочные коды1
А  
1 Экономические факторы 1 1 Недостаток собственных денежных средств  
1 2 Недостаток финансовой поддержки со стороны го­сударства  
1 3 Низкий платежеспособный спрос на новые продукты  
1 4 Высокая стоимость нововведений  
1 5 Высокий экономический риск  
1 6 Длительные сроки окупаемости нововведений  
2 Производственные факторы 2 1 Низкий инновационный потенциал предприятия  
2 2 Недостаток квалифицированного персонала  
2 3 Недостаток информации о новых технологиях  
2 4 Недостаток информации о рынках сбыта  
2 5 Невосприимчивость предприятия к нововведениям  
2 6 Недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями  
3 Дру1ис причины 3 1 Низкий спрос со стороны потребителей на иннова­ционную продукцию (услуги)  
3 2 Недостаточность законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих и С1иму шрующих ин­новационную деятельность  
3 3 Неопределенность сроков инновационного процесса  
3 4 Неразвитость инновационной ипфрас груктуры (посреднические, информационные, юридические, бан­ковские, прочие yoiyi и)  
3 5 Неразвитость рынка гехиологии  

Примечание 0)агрудпякхь с oibctom, 1 значимость незначитель­ная И'Н! малосущсс!венная, 2 - значимое 1ь рачительная, 3 - значимость ос иовная или решающая


Данные табл. 9.2 показывают, что для анализируемого предприятия характерны высокая стоимость нововведений, недостаток собственных денежных средств, недостаточность законодательных и нормативных правовых актов, регулирую­щих и стимулирующих инновационную деятельность. По всем этим факторам высокая значимость (оценочный код 2). Также выделены среди факторов, препятствующих инновациям с оценочным кодом 1 (значимость малосущественная), такие, как недостаточность финансовой поддержки со стороны госу­дарства, информации о рынках сбыта, невосприимчивость к нововведениям, недостаток возможностей для кооперирова­ния с другими предприятиями, неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юриди­ческие, банковские и прочие услуги).

В случае необходимости устанавливается количество ин­новационных проектов, которые в силу указанных факторов в течение последних трех лет были серьезно задержаны либо остановлены (прекращены) или даже не начаты.

В процессе анализа выявляется наличие организационно-управленческих изменений в течение последних трех лет на предприятии по следующим инновационным направлениям: разработка и реализация новой или значительно измененной (акционерной) стратегии; внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления предпри­ятием; разработка и внедрение новых или значительно изме­ненных организационных структур на предприятии; нововве­дения в использовании сменного режима рабочего времени; применение современных систем контроля качества, сертифи­кации продукции (услуг); разработка новых или значительно измененных методов и приемов организации труда; внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих («точно в срок» и т.п.); создание специализи­рованных подразделений по проведению научных исследова­ний и разработок, практическому использованию научно-тех­нических достижений (технологические и инжиниринговые центры и т.п.); организация и совершенствование маркетинго­вой службы на предприятии; прочие организационно-управ­ленческие изменения.


Отдельно устанавливается, имело ли предприятие в тече­ние последних трех лет внедренные на рынке новые или значи­тельно усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику или значи­тельно усовершенствованные производственные процессы, которые разрабатывали само предприятие, другие предпри­ятия или совместно. Если не было партнеров, то выясняются причины, по которым инновационная деятельность не осу­ществлялась: отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций, отсутствие рыночного спроса, другие факторы, препятствовавшие инновациям.

Производится оценка значимости патентования и других методов защиты изобретений, научно-технических разрабо­ток, связанных с инновациями, которые предприятие произво­дило в течение последних трех лет (табл. 9.3).

Табл 9.3. Патентование и другие методы защиты изобретений, научно-технических разработок, связанных с инновациями

 

Показатели Оценочные колы1
А  
Патентование изобретений, полезных моделей, промыш­ленных образцов  
Регистрация товарного знака  
Охрана авторских прав  
Обеспечение коммерческой таймы, секретности, «ноу-хау»  
Усложненность проектирования изделий  
Обеспечение преимущества в сроках разработки и выпуска продукции над конкурентами  

Примечание Значимость оценочных кодов: 0 - неиспользуемый, 1 -незначительный или малосущественный, 2 - значительный, 3 - основной или решающий

Данные табл. 9.3 показывают, что для анализируемого предприятия значимость патентования изобретений, полез­ных моделей, промышленных образцов; регистрация товарно­го знака; обеспечение коммерческой тайны, «ноу-хау» являют­ся решающими в обеспечении защиты изобретений и научно-технических разработок, связанных с инновациями. Также важное значение имеют: охрана авторских прав и обеспечение


преимущества в сроках разработки и выпуска продукции над конкурентами. В то же время усложненность проектирования изделий на данном предприятии не применяется.

В процессе анализа уточняется количество поданных за от­четный год заявок на патенты на изобретения, полезные моде­ли и промышленные образцы; официальную регистрацию программ для электронно-вычислительных машин, баз дан­ных, топологий интегральных схем. Также в процессе анализа выясняется количество приобретенных предприятием и пере­данных другим предприятиям новых технологий (техничес­ких достижений) и программных средств, для чего составляет­ся аналитическая таблица по форме табл. 9.4.

Данные табл. 9.4 показывают, что анализируемое предпри­ятие активно покупает новое оборудование (18 единиц), а так­же права на патенты, лицензии на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (4 единицы), ре­зультаты исследований и разработок (3 единицы) и «ноу-хау», соглашения на передачу технологий (2 единицы). Приобрете­ние производится в Российской Федерации и туда же прода­ются промышленные образцы (2 единицы) и соглашение на передачу технологий (1 единица). Такая ситуация может сви­детельствовать о том, что предприятие, имея определенные де­нежные средства, заботится о повышении своего организаци­онно-технического уровня производства, стремится активно в него внедрить последние достижения науки и техники. В ре­зультате повышается культура производства, растет произво­дительность труда, снижается себестоимость продукции, соот­ветственно увеличивается масса получаемой прибыли, повы­шается рентабельность. Это указывает на более высокий уро­вень инновационного развития предприятия по сравнению с конкурентами в своей отрасли.

Исследуются источники информации об инновациях, све­дения о которых приведены в табл. 9.5.

Данные табл. 9.5 свидетельствуют о том, что самым глав­ным (основным) источником информации об инновациях, ис­пользуемых предприятием, являются его научно-исследова­тельские подразделения. По анализируемому предприятию к числу важных (значительных) источников информации об ин­новациях также относятся: его маркетинговые подразделения,



 


сведения из объединения, в состав которого входит данное предприятие, информация от поставщиков оборудования, ма­териалов, комплектующих, программных средств; информа­ция, поступающая от проводимых конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок и т.п., а также информация из научно-технической литературы.

Табл 9 5 Источники информации об инновациях, используемых предприятием

 

Источники информации об инновациях Оценочные коды
А  
1 Внутренние источники предприятия 1 1 Научно-исследовательские подразделения  
1 2 Производственные подразделения  
1 3 Маркетинговые подразделения  
1 4 Другие  
2 Предприятие в составе объединения, товарищества, общества, в которое входи i анализируемое предприятие  
3 Поставщики оборудования, материалов, комплектую­щих, программных среде i в  
4 Конкуренты в своей отрасли  
5 Потребители продукции (работ, услуг)  
6 Консалтинговые, информационные организации  
7 Научные организации 7 1 Академического профиля  
7 2 Отраслсво] о профиля  
8 Упивсрси геты и дру1 ие высшие учебные заведения  
9 Современные правила, сыидарты  
10 Описание изобретении, официальные издания госу­дарственною учреждения «Национальный центр интел­лектуальной собственное 1 и» Государственною комитета но пауке и технологиям Республики Беларусь  
11 Конференции, семинары, симпозиумы  
12 Научно-техническая литература  
13 Выставки, ярмарки, др\ч ие рекламные средства  

Примечание 0- неиспользуемый, 1 - нечначиге 1ьпыи или малосуще­ственный, 2 - значительный, 3 - основной или решающий


Анализируются объем и структура отгруженной инноваци­онной продукции за отчетный период (табл 9 6)

По данным таблицы 9 6 можно сделать вывод, что в общем объеме отгруженной продукции доля инновационной состав­ляет 40% (345,6 864 100), из которой вновь внедренная зани­мает 60,8% (210 345,6 100)

Эта же продукция в объеме инновационной при отгрузке ее в страны СНГ составляет 57,9% из 290,3 млрд р А при отгрузке в страны, не входящие в СНГ, на ее долю приходится 75,9% из общего объема инновационной продукции 55,3 млрд р Выводы по данным табл 9 6 строятся исходя из целей пользователя

Производится анализ всех затрат на технологические ин­новации (табл 9 7)

Как показывают данные табл 9 7, из общей величины затрат на технологические инновации (750 млрд р) капи­тальные вложения (долгосрочные инвестиции) составили 519,5 млрд р, или 69,3%, а текущие затраты - 230,5 млрд р, или 30,7% Больше всего предприятие затратило на приобрете­ние машин и оборудования, связанных с технологическими ин­новациями (262,5 млрд р), что составляет 35% от общих затрат, а на приобретение новых технологий было затрачено 150 млрд р, или 20% от общей величины затрат на технологические инно­вации Определенные средства были израсходованы на оплату работ (услуг) других организаций (105,15 млрд р), что состав­ляет 14% от общих затрат При этом все произведенные пред­приятием затраты приходятся на процессные инновации

В процессе анализа изучаются источники финансирования технологических инноваций (табл 9 8)

По данным табл 9 8 можно сделать вывод, что в общей ве­личине источников финансирования технологических иннова­ций (750 млрд р) собственные средства составляют 375 млрд р, или 50% Из бюджета Союзного государства финансируется 225 млрд р и та 30% Предприятие привлекает также кредиты и займы в размере 150 млрд р что составляет 20% от всех ис­точников финансирования Собственные средства предприятия направляются на исследования и разработки (202 5 млрд р) что составляет 54% их общей величины (375 млрд р) На исследо­вания и разработки направляются также полученные кредиты и займы (67 5 млрд р) что равно 45% от их общей величины (150 млрд р) В структуре исследований и разработок они за­нимают соответственно 75% и 25%



 



 


Производится анализ влияния результатов инновацион­ной деятельности на показатели работы предприятия в тече­ние последних трех лет (табл. 9.9).

Табл 9 8 Источники финансирования технологических инноваций

 

 

Источники финансирования технологичес­ких инноваций Общие затраты Из них затраты на исследования и разработки
сумма, млрлр уд вес, % сумма, млрдр УД вес, %
1 Собственные     202,5  
2 Республиканского бюджета - - - -
2 1 Из них инновационных фондов - - - -
3 Местного бюджета - - - -
3 1 из них инновационных фондов - - - -
4 Бюджета Союзного государства     - -
5 Внебюджетных фондов - - - -
6 С привлечением кредитов и займов     67,5  
6 1 из них на льготных условиях - - - -
7 Иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы - - - -
8 Прочие   - - -
Всего       J 00

Табл 9 9 Анализ влияния результатов инновационной деятельности на показатели работы предприятия

 

Показатели Оценочные коды'
А  
Замена снятой с производства устаревшей продукции (услуг)  
Улучшение качества продукции, услуг  
Расширение ассортимента продукции, видов услуг  
Сохранение и расширепистрадициоипыхрыпковебы-та  
Создание новых рынков сбыта в Республике Беларусь  
в Российской Федерации  
в других странах СНГ  
в странах- членах Европейского союза и дру! их (.тра­пах Европы  

Окончание табл 9.9

 

А  
в США и Канаде  
в странах Юго-Вое точной Азии  
в других странах  
Обеспечение соответствия современным правилам и стандартам  
Повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса  
Рост производственных мощностей  
Сокращение затрат на заработную плату  
Сокращение материальных затрат  
Сокращение энергозатрат  
Снижение загрязнения окружающей среды  
Улучшение условий труда  

Примечание Значимость оценочных кодов 0 - воздействие отсутство­вало, 1 - низкая степень воздействия, 2 - средняя, 3 - высокая степень воз­действия.

По данным табл. 9.9 видно, что наиболее существенными ре­зультатами воздействия инновационной деятельности стали сле­дующие показатели работы предприятия: замена снятой с произ­водства устаревшей продукции (услуг); улучшение качества про­дукции, услуг; расширение ассортимента продукции, видов услуг; сохранение и расширение традиционных рынков сбыта; обеспече­ние соответствия современным правилам и стандартам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.