Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример. Предприятие осваивает выпуск новой продукции, для чего приобрело право пользования ноу-хау стоимостью 480 млн р В соответствии с плановой калькуляцией




Предприятие осваивает выпуск новой продукции, для чего приобрело право пользования ноу-хау стоимостью 480 млн р В соответствии с плановой калькуляцией себестоимость изделия составляет 80 млн р, оптовая цена 92 млн р Количество реализованных изделий после внедрения инновации и до конца года составило 20 тыс шт

Рассчитаем экономическую эффективность инновации

Прирост прибыли - (92 - 80) 20000-240 млн р

Простои срок окупаемости = 480/240- 2 i

В самом общем виде экономическую эффективность ис­пользования инновации (как конкретного инновационного продукта) у производителя можно определить через показа­тель рентабельности:

где Ри - рентабельность инновации; П - прибыль, полученная от использования инновации; 3(C) - затраты, связанные с внедрением инновации (себестоимость).

При этом указанная прибыль формируется у производите­ля после производства и реализации определенного продукта. В свою очередь себестоимость можно представить как сово-


купность материальных затрат, трудовых затрат, расходов по обслуживанию производства и управлению им, прочих комп­лексных расходов. Следовательно, рентабельность инновации можно записать следующим образом:

где ОП - объем выпущенной (реализованной) продукции, а по единичному продукту - продажная (отпускная) цена; М - ма­териальные затраты; Т - трудовые затраты; У - расходы по об­служиванию производства и управлению им; П - прочие ком­плексные расходы.

Имеем краткий тип модели факторной системы. Для расче­та влияния факторов используется прием цепных подстано­вок. Уровни показателей представлены в табл. 9.14.


Примечание. П- плановый показатель; Ф - фактический показатель.


Табл. 9.14. Уровни показателей


Теоретические посылки проиллюстрируем на примере. Имеются следующие данные по одному из усовершенствован­ных видов продукции (табл. 9.15).

Табл 9 15 Данные для анализа рентабельности инновации, млн р.

 

Наименования калькуляционных статей расходов База (ло внедрения инновации) Фактически (после внедрения инновации) Отклоне­ния (+.-)
1 Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов)     -445
2 Покупные изделия и полуфабри­каты     -100
3 Топливо и энергия па технологи­ческие цели _
4 Заработная плата основная про­изводственных рабочих     -60
5 Заработная плата дополнитель­ная производственных рабочих      
6 Отчисления на социальные нужды     -2
7 Отчисления в бюджет и во вне­бюджетные фонды от средств на за­работную плату     -6
8 Общепроизводственные расходы     -60
9 Общехозяйственные расходы     -20
10 Брак в производстве - - -
11 Прочие производственные рас­ходы ~~
12 Расходы на реализацию     -12
13 Полная себес гон мость     -705

Как видно из данных табл. 9.15, предприятие добилось оп­ределенных положительных итогов В результате внедрения инновации снижены расходы на сырье и материалы на 445 млн р., или на 4,3%, по покупным изделиям и полуфабрикатам расхо­ды снижены на 100 млн р., или на 9,1%, также снижены расхо­ды по заработной плате основной производственных рабочих на 60 млн р., или на 12,5%, на такую же сумму снизались обще­производственные расходы, что составило 5,8% от планового уровня В целом предприятие добилось экономии по этому ви­ду продукции на 705 млн р., или на 5,16%


В дальнейших расчетах к материальным затратам отнесе­ны: сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов), по­купные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на тех­нологические цели; к трудовым затратам отнесены: заработная плата основная и дополнительная производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды от средств на заработную плату; к рас­ходам по обслуживанию производства и управлению им отне­сены: общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы; к прочим комплексным расходам отнесены: брак в производстве, прочие производственные расходы, расходы на реализацию. Базовый объем продукции (отпускная цена) со­ставил 14275 млн р., а фактический остался на том же уровне.

Показатели для анализа рентабельности инновации пред­ставлены в табл. 9.16.

Табл. 9.16. Показатели для анализа рентабельности инновации

Расчет факторов, повлиявших на изменения рентабельнос­ти инновации (как конкретного инновационного продукта) у производителя, представлен в табл. 9.17.


Табл. 9.17. Расчет факторов, повлиявших на изменение рентабельности инновации

 

Факторы Расчет уровня влияния Уровень влияния, % Структура факторов, %
1.Изменение объема про­дукции (отпускной или продажной цены) 4,5-4,5    
2. Изменение уровня мате­риальных затрат 8,8-4,5 +4,3 +75,4
З.Изменение уровня трудо­вых затрат 9,4-8,8 +0,6 +10,5
4.Изменение уровня расхо­дов по обслуживанию про­изводства и управлению им 10,1-9,4 +0,7 + 12,3
5.Измс)1сиис прочих комп­лексных расходов 10,2-10,1 +0,1 +1,8
Итого 10,2-4,5 +5,7 +100

В табл. 9.17 наглядно представлены уровни влияния всех факто­ров и их структура. Результаты проведенных расчетов свидетельс­твуют о том, что наиболее существенное влияние на рост уровня рентабельности оказало снижение материальных затрат на 445 млн р. (табл. 9.15). Под воздействием этого фактора рентабельность инно­вации возросла на 4,3%, что составило 75,4% (табл. 9.17).

Для выявления более глубоких резервов снижения себесто­имости и роста рентабельности инновации целесообразно про­изводить расчет факторов и выявлять конкретные причины от­клонений по каждой калькуляционной статье, расчленив, на­пример, материальные затраты на затраты сырья и материалов (за вычетом возвратных отходов), покупных изделий и полу­фабрикатов, топлива и энергии на технологические цели и т.п.

Полезный эффект новшества как в производстве, так и в эксплуатации не всегда можно оценить с помощью стоимост­ных оценок. Поэтому применяют два критерия: критерий ми­нимума приведенных затрат и интегральный (обобщающий) показатель качества новшества. Если невозможно установить количественную функциональную зависимость между част­ными показателями качества и приведенными затратами, то; используют экспертные или статические методы по определе­нию средневзвешенного обобщенного показателя новшества, рассчитанного как средневзвешенное арифметическое либо как средневзвешенное геометрическое.


При внедрении принципиально новых технологических ре­шений может возникнуть убыточность производственной де­ятельности не только в краткосрочном, но и в долгосрочном пе­риоде. Это может быть обусловлено следующими причинами:

• использование новой технологии начато преждевременно, до того как себестоимость приведена в соответствие с реаль­ным уровнем цен;

• предприятие не имеет достаточного опыта во внедрении и эксплуатации новой технологии;

• НИОКР, лежащие в основе разработки новой технологии, неконкурентоспособны;

• не проведен реальный анализ экономической конъюнктуры, фирменной структуры и сегментации рынка;

• отсутствует потенциальный спрос;

• не верно выбрана стратегия маркетинга;

• не учтено поведение возможных конкурентов;

• не выявлено влияние фирменных факторов (имиджа фирмы, ее товарного знака, ее отраслевой принадлежности и т.д.).

Также следует иметь в виду, что, как правило, все методы измерения экономической эффективности использования ин­новаций сводятся к оценке эффективности только с точки зре­ния производителя, а не потребителя. Ни один из них не учи­тывает, например, ни общественной и интеллектуальной функ­ции инноваций, ни роста полезности производимой продукции или улучшения в области удовлетворения потребностей поку­пателей новыми или более совершенными товарами. Иначе го­воря, все рассмотренные методы не принимают непосредствен­но во внимание такое понятие, как потребности человека.

Ничто не выявляет с такой полной очевидностью ограни­ченность и относительность современных экономических тео­рий, с какой это обнаруживается при рассмотрении проблем, связанных с инновациями.

Несовпадение масштабов, применяемых при оценке значи­мости их с социальной, экономической, научной и общечелове­ческих точек зрения, дает четкое представление об отсутствии приемлемой теории эффективности инноваций, о неопреде­ленности в понимании категорий потребности и благосостоя­ния. Об этом следует всегда помнить, давая оценку эффектив­ности инноваций и их потенциальным возможностям.


ПРИЛОЖЕНИЕ

к бухгалтерскому балансу

с____________ 20____. г. по с 20 г.

КОДЫ

 

  форма 5 но ОКУД  
  дата (год месяц число)      
Организация но ОКЮЛП  
Учетный номер плательщика УНП  
Вид деятельности по ОКЭД  
Организационно-правовая форма по ОКОПФ  
Орган управления поСООУ  
Единицы измерения иоОКЕИ  
Адрес    

Раздел I. Основные средства и нематериальные активы

 

Наименование показателен Код строки На i мчало года Поступило Выбыло Наконец года
           
Основные средства - всего          
В том числе здания и сооружения          
переда iочные устройства          
машины и оборудование          
транспортные средства          
инструменты инвентарь и принадлежности          
рабочий скот и животные основного стада          
многолетние насаждения          
капитальные заграi ы в улучшение земель          
прочие основные среде i ва          
Нема1сриа.1ьные амины всего          
В том числе имущественные нрава на объекты промышленной с обе 1ВС1ПЮСГИ          

Окончание

 

           
имущественные нрава на произведение науки, лите­ратуры, искусства          
имущественные нрава на объекты смежных прав          
имущественные права на программы для ЭВМ и ком­пьютерные базы данных          
имущественные права на использование объектов интеллектуальной собс­твенности, вытекающие из лицензионных и авторских договоров          
имущественные права пользования природными ресурсами, землей          
прочие          
Сиравочно На начало года На конец года
амортизация основных средств          
амортизация нематериаль­ных активов          
потеря стоимости основ­ных средств          
сумма индексации аморти­зации основных средств          
сумма переоценки          
Источники финансирования инвест иционных расходов Получено (начисле­но) в отчетном [-оду Израсходовано в отчепом году
Всею источников          
Амортизационные фонды          
Бюджсшос финансирование          
Средства инновационных фондов          
Прибыль нераспределен­ная и распределенная          
Заемные средства          
           

Раздел II. Незавершенные вложения во внеоборотные активы

 

 

Наименование показателей Код строки На начало года Поступило Выбыло Наконец года
           
Незавершенные НИОКР          
Расходы произведены за счет Использовано источников финансирова­ния в отчетном году
инновационного фонда          
заемных средств          
амортизационных фондов          
прибыли          
Незавершенное строитель­ство - всего          
В том числе производственное строи­тельство          
жилищное строительство          
возведение коммуникации          
           
           
Справочно строительство на консервации На конец года  
     
сумма переоценки строи­тельства          
Прочие инвестиционные расходы - всего          
В гом числе приобретение основных средств          
приобретение иематсри-а 1ьпых активов          
проценты но темным средствам          
курсовые и суммовые раз­ницы          
           
           
           

Раздел III. Доходные вложения в активы

 

Наименование показателей Код строки Наначало года На конец года
       
Активы для передачи в лизинг      
Активы, предоставляемые по договору проката      
       
       
ИТОГО      
Сиравочно:      
амортизация по активам для передачи в лизинг      
амортизация по активам, предоставляемым напрокат      

Раздел IV. Финансовые вложения

 

 

Наименование показателей Код строки Наначало года На конец года
       
Вклады в уставные (складочные) фонды - всего      
В том числе: дочерних организаций.      
зависимых организаций      
  , 083    
Государственные ценные бумаги - всего      
В том числе: долгосрочные      
краткосрочные      
Ценные бумаги других организаций - всего      
В том числе: акции      
векселя на срок более 12 месяцев      
векселя па срок менее 12 месяцев      
       
Предоставленные займы - всего      
В том числе: долгосрочные      
краткосрочные      
Справочпо: рыночная стоимость государственных ценных бумаг    
   
рыночная стоимость ценных бумаг других организаций    
резерв под обесценение финансовых вложений в цепные бумаги    

Раздел V. Дебиторская задолженность

 

 

 

Наименование показателей Код строки Остаток на начало года Остаток на конец года
всего в том числе просроченная всего в том числе просроченная
           
Долгосрочная задолжен­ность - всего          
В том числе: расчеты с покупателями и заказчиками          
расчеты с поставщиками и подрядчиками (авансы выданные)          
           
           
           
           
           
           
           
Краткосрочная задолжен­ность - всего          
В том числе: расчеты с покупателями и заказчиками          
расчеты с поставщиками и подрядчиками (авансы выданные, предоплата)          
           
           
           
           
           
           
           

Раздел VI. Кредиторская задолженность

 

 

 

Наименование показателей Код строки Остаток на начало года Остаток на конец года
всего втом числе просроченная всего в том числе просроченная
           
Долгосрочная задолжен­ность - всего          
В том числе: перед поставщиками и подрядчиками          
авансы, полученные иод строительство          
авансы полученные          
обязательства ио лизингу          
           
           
           
           
           
Краткосрочная задолжен­ность - всего          
В том числе: перед поставщиками и подрядчиками          
авансы, полученные под строительство          
авансы полученные          
расчеты по оплате труда          
расчеты с персоналом по прочим операциям          
расчеты по налогам и сбо­рам          
           
           
           

Раздел VII. Полученные кредиты и займы

 

 

Наименование показателей Код строки На начало года На конец года
           
Долгосрочные кредиты и займы - всего          
В том числе: па строительство          
под доходные вложения в материальные ценности          
           
           
           
           
Краткосрочные кредиты и займы - всего          
В том числе: на приобретение товарно-материальных ценностей          
на оплату труда          
           
           
           
Сиравочно: На начало года На конец года
всего втом числе просроченные всего в том числе просроченные
налоговые кредиты          
бюджетные ссуды и зай­мы          
ссуды и займы из иннова­ционных фондов          
сумма процентов по кре­дитам и займам погашен­ная          

Руководитель_______________ Главный бухгалтер________

(подпись) (подпись)

* ________»___________ 20 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................................................................... 3

1. Анализ финансового состояния предприятия.................................................................................. 5

1.1. Понятие, содержание и задачи анализа финансового состояния...................................... 5

1.2. Информационная база анализа финансового состояния..................................................... 8

1.3. Особенности аналитического процесса и приемы анализа

финансового состояния предприятия................................................................................................. 26

1.4. Анализ активов предприятия......................................................................................................... 32

1.5. Анализ пассивов.................................................................................................................................... 49

1.6. Анализ платежеспособности предприятия............................................................................... 63

1.7. Анализ потоков денежных средств................................................................................................ 78

1.8. Аналитическая оценка вероятности банкротства.................................................................... 83

1.9. Анализ финансовой устойчивости.............................................................................................. 90

 

1.10. Анализ прибыльности активов...................................................................................................... 97

1.11. Методика оценки стоимости чистых активов предприятия и их анализа..................... 107

1.12. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия............................................... 111

2. Анализ формирования прибыли.......................................................................................................... 116

2.1. Значение, задачи и информационная база анализа................................................................. 116

2.2. Оценка плана по прибыли, анализ его выполнения и динамики...................................... 117

2.3. Факторы формирования прибыли отчетного периода

(до выплаты процентов и налогов)........................................................................................................ 122

2.4. Анализ доходов от ценных бумаг................................................................................................. 139

2.5. Перспективный анализ прибыли.................................................................................................... 145

2.6. Анализ резервов роста прибыли.................................................................................................... 153

2.7. Анализ рентабельности продукции............................................................................................ 159

2.8. Анализ соотношения «издержки - объем - прибыль»............................................................ 167

3. Анализ распределения прибыли и социального развития предприятия........................... 178

3.1. Содержа!гис, задачи и информационная база анализа

распределения прибыли............................................................................................................................ 178

3.2. Анализ налогооблагаемой прибыли............................................................................................ 179

3.3. Анализ налогов..................................................................................................................................... 183

3.4. Обобщающий анализ распределения прибыли........................................................................ 193

3.5. Анализ формирования чистой прибыли..................................................................................... 197

3.6. Анализ социального развития и социальной защищенности

коллектива предприятия.......................................................................................................................... 201

4. Анализ производства и реализации продукции.......................................................................... 211

4.1. Цели и задачи анализа..................................................................................................................... 211

4.2. Анализ формирования и выполнения производственной программы........................... 214

4.3. Анализ ритмичности выпуска продукции................................................................................ 221

4.4. Оценка технического уровня и качества продукции............................................................. 224

4.5. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции...................... 227

4.6. Анализ резервов роста объема производства п реализации продукции....................... 231

5. Анализ себестоимости продукции..................................................................................................... 238

5.1. Значение, задачи и источники информации анализа............................................................ 238

5.2. Анализ затрат па рубль продукции.............................................................................................. 239

5.3. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции.................................................. 247

5.4. Анализ прямых материальных и прудовых затрат................................................................. 25!


5.5. Анализ косвенных затрат................................................................................................................ 258

5.6. Анализ себестоимости отдельных видов продукции (изделий,

работ, услуг)................................................................................................................................................ 259

5.7. Оперативный анализ себестоимости продукции................................................................... 263

5.8. Функционально-стоимостный анализ........................................................................................ 271

6. Анализ трудовых ресурсов предприятия....................................................................................... 275

6.1. Значение, задачи и источники анализа....................................................................................... 275

6.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами........................................... 277

6.3. Анализ использования рабочего времени................................................................................. 284

6.4. Анализ трудоемкости продукции................................................................................................ 294

6.5. Анализ производительности труда..................................................................................... 305

6.6. Обобщение резервов роста производительности труда

по результатам анализа......................................................................................................................... 327

6.7. Анализ фонда заработной платы.................................................................................................. 329

7. Анализ основных средств предприятия.......................................................................................... 346

7.1. Значение, задачи и источники информации для анализа.................................................... 346

7.2. Анализ обеспеченности основными средствами.................................................................... 348

7.3. Анализ эффективности использования основных средств.................................................. 359

7.4. Обобщение резервов повышения эффективности использования

основных фондов........................................................................................................................................ 394

8. Анализ материальных ресурсов предприятия............................................................................. 404

8.1. Значение, задачи и источники анализа материальных ресурсов...................................... 404

8.2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами............................................................ 406

8.3. Анализ ритмичности поставок материальных ресурсов..................................................... 415

8.4. Анализ эффективности использования материальных ресурсов...................................... 419

8.5. Анализ влияния эффективности использования материальных

ресурсов на результаты деятельности предприятия...................................................................... 444

8.6. Анализ обоснованности и прогрессивности норм расхода материалов....................... 450

8.7. Анализ снижения норм расхода материальных ресурсов................................................... 453

8.8. Обобщение резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов 457

9. Анализ инновационной деятельности предприятия.................................................................... 463

9.1. Содержание, значение, задачи и источники информации для анализа............................ 463

9.2. Анализ объема и уровня инноваций............................................................................................. 467

9.3. Анализ эффективности инновационных проектов................................................................... 480

9.4. Анализ эффективности использования инноваций............................................................... 501

Приложение......................................................................................................................................................... 508




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.