КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример. Предприятие осваивает выпуск новой продукции, для чего приобрело право пользования ноу-хау стоимостью 480 млн р В соответствии с плановой калькуляцией
Предприятие осваивает выпуск новой продукции, для чего приобрело право пользования ноу-хау стоимостью 480 млн р В соответствии с плановой калькуляцией себестоимость изделия составляет 80 млн р, оптовая цена 92 млн р Количество реализованных изделий после внедрения инновации и до конца года составило 20 тыс шт Рассчитаем экономическую эффективность инновации Прирост прибыли - (92 - 80) 20000-240 млн р Простои срок окупаемости = 480/240- 2 i В самом общем виде экономическую эффективность использования инновации (как конкретного инновационного продукта) у производителя можно определить через показатель рентабельности: где Ри - рентабельность инновации; П - прибыль, полученная от использования инновации; 3(C) - затраты, связанные с внедрением инновации (себестоимость). При этом указанная прибыль формируется у производителя после производства и реализации определенного продукта. В свою очередь себестоимость можно представить как сово- купность материальных затрат, трудовых затрат, расходов по обслуживанию производства и управлению им, прочих комплексных расходов. Следовательно, рентабельность инновации можно записать следующим образом: где ОП - объем выпущенной (реализованной) продукции, а по единичному продукту - продажная (отпускная) цена; М - материальные затраты; Т - трудовые затраты; У - расходы по обслуживанию производства и управлению им; П - прочие комплексные расходы. Имеем краткий тип модели факторной системы. Для расчета влияния факторов используется прием цепных подстановок. Уровни показателей представлены в табл. 9.14.
Табл. 9.14. Уровни показателей
Теоретические посылки проиллюстрируем на примере. Имеются следующие данные по одному из усовершенствованных видов продукции (табл. 9.15). Табл 9 15 Данные для анализа рентабельности инновации, млн р.
Как видно из данных табл. 9.15, предприятие добилось определенных положительных итогов В результате внедрения инновации снижены расходы на сырье и материалы на 445 млн р., или на 4,3%, по покупным изделиям и полуфабрикатам расходы снижены на 100 млн р., или на 9,1%, также снижены расходы по заработной плате основной производственных рабочих на 60 млн р., или на 12,5%, на такую же сумму снизались общепроизводственные расходы, что составило 5,8% от планового уровня В целом предприятие добилось экономии по этому виду продукции на 705 млн р., или на 5,16% В дальнейших расчетах к материальным затратам отнесены: сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели; к трудовым затратам отнесены: заработная плата основная и дополнительная производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды от средств на заработную плату; к расходам по обслуживанию производства и управлению им отнесены: общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы; к прочим комплексным расходам отнесены: брак в производстве, прочие производственные расходы, расходы на реализацию. Базовый объем продукции (отпускная цена) составил 14275 млн р., а фактический остался на том же уровне.
Показатели для анализа рентабельности инновации представлены в табл. 9.16. Табл. 9.16. Показатели для анализа рентабельности инновации Расчет факторов, повлиявших на изменения рентабельности инновации (как конкретного инновационного продукта) у производителя, представлен в табл. 9.17. Табл. 9.17. Расчет факторов, повлиявших на изменение рентабельности инновации
В табл. 9.17 наглядно представлены уровни влияния всех факторов и их структура. Результаты проведенных расчетов свидетельствуют о том, что наиболее существенное влияние на рост уровня рентабельности оказало снижение материальных затрат на 445 млн р. (табл. 9.15). Под воздействием этого фактора рентабельность инновации возросла на 4,3%, что составило 75,4% (табл. 9.17). Для выявления более глубоких резервов снижения себестоимости и роста рентабельности инновации целесообразно производить расчет факторов и выявлять конкретные причины отклонений по каждой калькуляционной статье, расчленив, например, материальные затраты на затраты сырья и материалов (за вычетом возвратных отходов), покупных изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели и т.п. Полезный эффект новшества как в производстве, так и в эксплуатации не всегда можно оценить с помощью стоимостных оценок. Поэтому применяют два критерия: критерий минимума приведенных затрат и интегральный (обобщающий) показатель качества новшества. Если невозможно установить количественную функциональную зависимость между частными показателями качества и приведенными затратами, то; используют экспертные или статические методы по определению средневзвешенного обобщенного показателя новшества, рассчитанного как средневзвешенное арифметическое либо как средневзвешенное геометрическое.
При внедрении принципиально новых технологических решений может возникнуть убыточность производственной деятельности не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. Это может быть обусловлено следующими причинами: • использование новой технологии начато преждевременно, до того как себестоимость приведена в соответствие с реальным уровнем цен; • предприятие не имеет достаточного опыта во внедрении и эксплуатации новой технологии; • НИОКР, лежащие в основе разработки новой технологии, неконкурентоспособны; • не проведен реальный анализ экономической конъюнктуры, фирменной структуры и сегментации рынка; • отсутствует потенциальный спрос; • не верно выбрана стратегия маркетинга; • не учтено поведение возможных конкурентов; • не выявлено влияние фирменных факторов (имиджа фирмы, ее товарного знака, ее отраслевой принадлежности и т.д.). Также следует иметь в виду, что, как правило, все методы измерения экономической эффективности использования инноваций сводятся к оценке эффективности только с точки зрения производителя, а не потребителя. Ни один из них не учитывает, например, ни общественной и интеллектуальной функции инноваций, ни роста полезности производимой продукции или улучшения в области удовлетворения потребностей покупателей новыми или более совершенными товарами. Иначе говоря, все рассмотренные методы не принимают непосредственно во внимание такое понятие, как потребности человека.
Ничто не выявляет с такой полной очевидностью ограниченность и относительность современных экономических теорий, с какой это обнаруживается при рассмотрении проблем, связанных с инновациями. Несовпадение масштабов, применяемых при оценке значимости их с социальной, экономической, научной и общечеловеческих точек зрения, дает четкое представление об отсутствии приемлемой теории эффективности инноваций, о неопределенности в понимании категорий потребности и благосостояния. Об этом следует всегда помнить, давая оценку эффективности инноваций и их потенциальным возможностям. ПРИЛОЖЕНИЕ к бухгалтерскому балансу с____________ 20____. г. по с 20 г. КОДЫ
Раздел I. Основные средства и нематериальные активы
Окончание
Раздел II. Незавершенные вложения во внеоборотные активы
Раздел III. Доходные вложения в активы
Раздел IV. Финансовые вложения
Раздел V. Дебиторская задолженность
Раздел VI. Кредиторская задолженность
Раздел VII. Полученные кредиты и займы
Руководитель_______________ Главный бухгалтер________ (подпись) (подпись) * ________»___________ ■ 20 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие............................................................................................................................................... 3 1. Анализ финансового состояния предприятия.................................................................................. 5 1.1. Понятие, содержание и задачи анализа финансового состояния...................................... 5 1.2. Информационная база анализа финансового состояния..................................................... 8 1.3. Особенности аналитического процесса и приемы анализа финансового состояния предприятия................................................................................................. 26 1.4. Анализ активов предприятия......................................................................................................... 32 1.5. Анализ пассивов.................................................................................................................................... 49 1.6. Анализ платежеспособности предприятия............................................................................... 63 1.7. Анализ потоков денежных средств................................................................................................ 78 1.8. Аналитическая оценка вероятности банкротства.................................................................... 83 1.9. Анализ финансовой устойчивости.............................................................................................. 90
1.10. Анализ прибыльности активов...................................................................................................... 97 1.11. Методика оценки стоимости чистых активов предприятия и их анализа..................... 107 1.12. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия............................................... 111 2. Анализ формирования прибыли.......................................................................................................... 116 2.1. Значение, задачи и информационная база анализа................................................................. 116 2.2. Оценка плана по прибыли, анализ его выполнения и динамики...................................... 117 2.3. Факторы формирования прибыли отчетного периода (до выплаты процентов и налогов)........................................................................................................ 122 2.4. Анализ доходов от ценных бумаг................................................................................................. 139 2.5. Перспективный анализ прибыли.................................................................................................... 145 2.6. Анализ резервов роста прибыли.................................................................................................... 153 2.7. Анализ рентабельности продукции............................................................................................ 159 2.8. Анализ соотношения «издержки - объем - прибыль»............................................................ 167 3. Анализ распределения прибыли и социального развития предприятия........................... 178 3.1. Содержа!гис, задачи и информационная база анализа распределения прибыли............................................................................................................................ 178 3.2. Анализ налогооблагаемой прибыли............................................................................................ 179 3.3. Анализ налогов..................................................................................................................................... 183 3.4. Обобщающий анализ распределения прибыли........................................................................ 193 3.5. Анализ формирования чистой прибыли..................................................................................... 197 3.6. Анализ социального развития и социальной защищенности коллектива предприятия.......................................................................................................................... 201 4. Анализ производства и реализации продукции.......................................................................... 211 4.1. Цели и задачи анализа..................................................................................................................... 211 4.2. Анализ формирования и выполнения производственной программы........................... 214 4.3. Анализ ритмичности выпуска продукции................................................................................ 221 4.4. Оценка технического уровня и качества продукции............................................................. 224 4.5. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции...................... 227 4.6. Анализ резервов роста объема производства п реализации продукции....................... 231 5. Анализ себестоимости продукции..................................................................................................... 238 5.1. Значение, задачи и источники информации анализа............................................................ 238 5.2. Анализ затрат па рубль продукции.............................................................................................. 239 5.3. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции.................................................. 247 5.4. Анализ прямых материальных и прудовых затрат................................................................. 25! 5.5. Анализ косвенных затрат................................................................................................................ 258 5.6. Анализ себестоимости отдельных видов продукции (изделий, работ, услуг)................................................................................................................................................ 259 5.7. Оперативный анализ себестоимости продукции................................................................... 263 5.8. Функционально-стоимостный анализ........................................................................................ 271 6. Анализ трудовых ресурсов предприятия....................................................................................... 275 6.1. Значение, задачи и источники анализа....................................................................................... 275 6.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами........................................... 277 6.3. Анализ использования рабочего времени................................................................................. 284 6.4. Анализ трудоемкости продукции................................................................................................ 294 6.5. Анализ производительности труда..................................................................................... 305 6.6. Обобщение резервов роста производительности труда по результатам анализа......................................................................................................................... 327 6.7. Анализ фонда заработной платы.................................................................................................. 329 7. Анализ основных средств предприятия.......................................................................................... 346 7.1. Значение, задачи и источники информации для анализа.................................................... 346 7.2. Анализ обеспеченности основными средствами.................................................................... 348 7.3. Анализ эффективности использования основных средств.................................................. 359 7.4. Обобщение резервов повышения эффективности использования основных фондов........................................................................................................................................ 394 8. Анализ материальных ресурсов предприятия............................................................................. 404 8.1. Значение, задачи и источники анализа материальных ресурсов...................................... 404 8.2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами............................................................ 406 8.3. Анализ ритмичности поставок материальных ресурсов..................................................... 415 8.4. Анализ эффективности использования материальных ресурсов...................................... 419 8.5. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на результаты деятельности предприятия...................................................................... 444 8.6. Анализ обоснованности и прогрессивности норм расхода материалов....................... 450 8.7. Анализ снижения норм расхода материальных ресурсов................................................... 453 8.8. Обобщение резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов 457 9. Анализ инновационной деятельности предприятия.................................................................... 463 9.1. Содержание, значение, задачи и источники информации для анализа............................ 463 9.2. Анализ объема и уровня инноваций............................................................................................. 467 9.3. Анализ эффективности инновационных проектов................................................................... 480 9.4. Анализ эффективности использования инноваций............................................................... 501 Приложение......................................................................................................................................................... 508
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |