Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность государственного заказчика (получателя). 1 страница




По общему правилу, она наступает в случае причинения убыт­ков. Так, согласно п. 1 ст. 503 ГК, если поставщик при выпол­нении государственного контракта понес убытки, то они подле­жат возмещению государственным заказчиком в срок не по­зднее 30 дней с момента передачи товара в соответствии с госу­дарственным контрактом. Убытки могут появиться вследствие роста цен, а также если цены, установленные государственным контрактом, не покрывают издержек производства.

При невозмещении убытков поставщику он вправе отка­заться от выполнения государственного контракта и потребо­вать возмещения убытков, вызванных расторжением государ­ственного контракта. При расторжении государственного кон­тракта по указанным основаниям поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для госу­дарственных нужд.

Убытки, причиненные покупателю таким отказом постав­щика, возмещаются государственным заказчиком (ст. 503 ГК).


В обязанности государственного заказчика входит и возме­щение убытков покупателя, которые возникли в результате от­каза государственного заказчика от поставки товаров по госу­дарственному контракту, повлекшего расторжение или измене­ние договора поставки товаров для государственных нужд.

Литература

Андреева Л. Поставка для государственных нужд: основ­ные положения // Советская юстиция. 1993. № 7.

Андреева Л£. Правовые проблемы обеспечения государствен­ных нужд // Государство и право. 1999. № 8.

Анохин В. Договор поставки в рыночной экономике // Хозяйство и право. 1996. № 6.

Брызгалин А. Договор поставки: новое содержание в новой экономике // Хозяйство и право. 1994. № 8.

Вахнин И. Формирование условий и заключение договора поставки // Хозяйство и право. 1996. № 11-12; 1997. № 1-3. Все о поставках. Витебск, 1997.

Годунов В.Н. Новеллы правового регулирования договор­ных отношений в области поставки // Праьо и современность: Сб. науч. трудов БГУ. Мн., 1998.

Годунов В.Н. Новое гражданское законодательство и по­ставка товаров для государственных нужд // Право и демо­кратия. Мн., 1998. Вып. 9.

Князев В.О. О соотношении договора купли-продажи и по­ставки // Хозяйство и право. 1993. № 8.

Крылова ЗТ. Ответственность по договору поставки. М., 1987.

Николаева Е. Хозяйственный спор, связанный с приемкой товара по количеству // Юрист. 2002. 1 (8).

Паращенко В.Н. Договор поставки. Мн., 1989.

Пастухова М.В. К вопросу о соотношении договоров по­ставки и купли-продажи // Советское государство и право. 1998. № 12.

Пустозерова ВМ., Соловьев АА, Договор поставки. М., 1996.

Степанов В. Возмещение убытков по договору поставки в Республике Беларусь // Юрист. 2002. № 1 (8). Шохин В.Н. Дисциплина поставок. М,, 1985. Щемелева ИЛ. Договор поставки: Практ. пособие. Мн., 1996.


Глава 5. ДОГОВОР КОНТРАКТАЦИИ

/. Понятие и признаки договора контрактации

По договору контрактации производитель сельскохозяй­ственной продукции обязуется передать выращенную (произве­денную) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществ­ляющему закупки такой продукции для переработки или про­дажи (заготовителю) (ст. 505 ГК).

Из определения рассматриваемого договора следует, что он регламентирует отношения производителей сельскохозяйствен­ной продукции с покупателями.

Договор контрактации регулируется как общими нормами (ст. 505-509 ГК), так и специальными нормативными право­выми актами. К ним, в частности, относятся постановления Совета Министров Республики Беларусь:

- от 30 апреля 1998 г. № 689 «Об утверждении Типового договора между крестьянским (фермерским) хозяйством и райисполко­мом о развитии сельскохозяйственного производства и порядка заключения соответствующего договора»1;

- от 15 октября 1999 г. № 1598 «О порядке использования скота, птицы, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов в рес­публике»2, с изм. и доп. от 23 августа 2001 г. № 1284, 20 октября 2003 г. № 1389;

- от 31 января 2000 г. № 127 «О мерах по увеличению производ­ства и заготовок сельскохозяйственной продукции в личных под­собных хозяйствах граждан»3, с из. и доп. от 7 сентября 2001 г. № 1336, 29 мая 2002 г. № 704.

Признаки договора контрактации. Данный договор двусто­ронний, возмездный, консенсуальный.

Договор контрактации относится к числу договоров, вхо­дящих наряду с договором поставки, купли-продажи и др. в группу договоров о возмездной реализации имущества. Он име­ет общие с ними черты (возмездность, передача имущества в собственность (хозяйственное ведение) приобретателя и т.д.).

1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства
Республики Беларусь. 1998. № 13. Ст. 339.

2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999.
№ 82. 5/1844; 2001. № 82. 5/7904; 2003. № 128. 5/13369.

3 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000.
№ 15. 5/2551; 2001. № 87. 5/8118; 2002. № 63. 5/10537.


Следует отметить, что к отношениям по договору контрак­тации, не урегулированным нормами, закрепленными в ст. 505-509 ГК, применяются правила о договоре поставки товаров, а в соответствующих случаях - правила договора поставки това­ров для государственных нужд, если законодательством не пре­дусмотрено иное (п. 2 ст. 505 ГК). Вместе с тем названный договор отличается от других договоров, в частности от догово­ра поставки.

Если поставка опосредует разнообразные отношения сферы обращения, то контрактация охватывает главным образом от­ношения в области товарооборота между городом и деревней и служит правовой формой закупок сельскохозяйственной про­дукции. Поставщиком в договоре поставки может быть как изготовитель продукции, так и сбытоснабженческая организа­ция, а по договору контрактации реализовать продукцию впра­ве лишь ее непосредственный производитель (сельскохозяйствен­ное предприятие). Предметом договора поставки может быть любая продукция, предназначенная для предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, в то время как предмет договора контрактации - это только продукция сельскохозяй­ственного производства (зерно, картофель, свекла и т.д.), кото­рая должна быть выращена или произведена самим произво­дителем. Однако производство сельскохозяйственной продук­ции связано не только с посевами, обработкой и уборкой их, но и находится в сильной зависимости от погодных условий и других вероятных факторов.

Изложенное подчеркивает консенсуальность договора, так как моменты его заключения и исполнения не совпадают.

Порядок заключения и исполнения договора контракта­ции, помимо отмеченного, регулируется также и типовыми до­говорами на контрактацию отдельных видов сельскохозяйствен­ной продукции.

Сторонами в договоре контрактации являются производи­тель сельскохозяйственной продукции (продавец) и заготови­тель (контрактант). В качестве производителей выступают лица (коммерческие организации), занимающиеся выращиванием (производством) сельскохозяйственной продукции (сельскохо­зяйственные организации, агропромышленные объединения, а в ряде случаев опытные, учебно-производственные хозяйства), а также фермерские хозяйства.


Заготовителями (контрактантами) могут быть как юриди­ческие лица (заготовительные организации - государственные и кооперативные; промышленные предприятия, перерабатыва­ющие сельскохозяйственные продукты и сырье; торгующиеорга-низации), так и физические (индивидуальные предпринимате­ли, закупающие сельскохозяйственную продукцию с целью по­следующей продажи или переработки).

Правовой формой договорных связей в отношениях по кон­трактации является договор, заключаемый хозяйством либо с непосредственным потребителем продукции (промышленным, торговым предприятием), либо заготовителем. В первом слу­чае договорная связь соответствует реальному движению про­дукции от хозяйства к потребителю. Эта форма договорной связи имеет ряд преимуществ: уменьшаются транспортные рас­ходы, полнее обеспечивается учет спроса потребителей и др. Однако на практике не всегда возможно использовать непо­средственные связи производителя сельскохозяйственной про­дукции с потребителями, поэтому чаще используется договор контрактации, связывающий хозяйство и заготовителя, кото­рый в свою очередь заключает договоры поставки с потребите­лями законтрактованной продукции.

Предмет договора контрактации - продукция сельскохо­зяйственного производства (продукты животноводства, расте­ниеводства, лекарственные культуры, сельскохозяйственное сы­рье и т.д.), определяемая родовыми признаками.

Цена сдаваемой продукции устанавливается в основном в договорном порядке. Лишь на некоторые виды сельскохозяй­ственной продукции государство устанавливает (рекомендует) нормативы предельного повышения цен.

Срок исполнения договора контрактации определяется со­глашением сторон с учетом сроков (периода производства сель­скохозяйственной продукции).

В настоящее время заключают, как правило, годовые дого­воры. В пределах действия годового договора предусматрива­ются частные сроки сдачи продукции. Они определяются в со­ответствии со сроками, установленными в договоре, а также с учетом времени созревания культур, условий производства и хранения продукции.

Форма договора — письменная. Заключение договора про­изводится обычно в хозяйстве производителя сельскохозяйствен­ной продукции.


2. Права и обязанности сторон по договору контрактации. Порядок исполнения договора

Каждая из сторон по договору имеет права и обязанности. При этом, если одной стороне присущи права, то другой соот­ветствуют обязанности.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан:

1) передать контрактанту обусловленное договором количество про­
дукции в установленном ассортименте и определенного качества
(п. 1 ст. 506 ГК).

Количество, качество и ассортимент сельскохозяйственной про­дукции определяются сторонами в договорах. Контрагенты впра­ве по взаимному соглашению изменять в процессе исполнения договора ассортимент закупаемой продукции. Качество продук­тов должно соответствовать стандартам, техническим условиям или установленным кондициям. Лишь в исключительных слу­чаях по выдаваемым в установленном порядке разрешениям допускается сдача продукции, не соответствующей стандартам, техническим условиям и т.п.;

2) сдать продукцию в установленные договором сроки. Если сторо­
ны согласовали график доставки, продукция должна быть сдана в
соответствии с графиком. По согласованию с заготовителем про­
изводитель вправе сдать продукцию досрочно.

Вывоз сельскохозяйственной продукции возлагается на контрак­танта, если иное не предусмотрено договором контрактации;

3) представить заготовителю по его требованию отчет об использовании
полученных финансовых и материальных средств (п. 3 ст. 506 ГК).

Заготовитель обязан:

1) предоставить производителю сельскохозяйственной продукции в соответствии с достигнутой договоренностью финансовые и ма­териальные средства, оказать техническое содействие для осуще­ствления производства сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 507 ГК);

2) принять сельскохозяйственную продукцию по месту нахождения производителя сельскохозяйственной продукции и обеспечить ее вывоз, если договором не предусмотрено иное. Стороны могут договориться о приемке заготовителем (контрактантом) на уста­новленных в договоре условиях всей сельскохозяйственной про­дукции, произведенной производителем (п. 2, 3 ст. 507 ГК). Для принятия сельскохозяйственной продукции установлены пре­дельные сроки приемки;

3) оплатить принятую сельскохозяйственную продукцию. Оплата осу­ществляется в зависимости от достигнутой договоренности.


Кроме того, стороны могут договориться о том, что загото­витель, осуществляющий переработку сельскохозяйственной продукции, обязан возвращать ее производителю отходы от пе­реработки этой продукции с оплатой по цене, определенной до­говором контрактации (п. 4 ст. 507 ГК).

Порядок исполнения договора. Заключая договор контракта­ции, стороны определяют срок его исполнения, принимая во вни­мание периоды производства сельскохозяйственной продукции.

При необходимости доставки сельскохозяйственной про­дукции в таре или упаковке заготовитель должен обеспечить производителя сельскохозяйственной продукции необходимой тарой и упаковочными материалами в количестве и сроки, ус­тановленные договором контрактации (п. 2 ст. 508 ГК).

По общему правилу, исполнение договоров контрактации, как и всех других договоров, должно осуществляться надлежа­щим способом и в полном объеме. Но иногда исполнение до­говора в силу необходимости происходит частями. В этом слу­чае заготовитель (контрактант) не вправе отказываться от при­нятия частичного исполнения договора, если иное не указано в договоре контрактации (п. 3 ст. 508 ГК).

Исполнение договора контрактации может осуществлять­ся по месту нахождения производителя, в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Устанавливая это правило, законодатель не допускает отказа заготовителя от принятия сельскохозяйственной продукции, если она соответ­ствует условиям договора контрактации и поставлена ему в установленный договором срок (п. 4 ст. 508 ГК).

3. Ответственность сторон по договору контрактации

Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнив­ший либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (п. 2 ст. 509 ГК).

Заготовитель сельскохозяйственной продукции несет от­ветственность на общих основаниях. При этом он как лицо, осуществляющее юридическую деятельность, отвечает на нача­лах риска (п. 3 ст. 372 ГК).

Законодательством установлены два наиболее типичных обстоятельства, исключающие ответственность производителя сельскохозяйственной продукции: это стихийные бедствия и вина контрактанта. Здесь законодатель исходит из презумпции 76


виновности. Если хозяйство в целях освобождения от ответ­ственности ссылается на стихийные бедствия, оно обязано пред­ставить доказательства об имевших место стихийных явлениях.

О невозможности поставки сельскохозяйственной продук­ции вследствие обстоятельств, за которые производитель не от­вечает, должен быть поставлен в известность заготовитель. Неисполнение этой обязанности по вине производителя сельс­кохозяйственной продукции лишает его права ссылаться на эти обстоятельства.

Законодательством предоставлено заготовителю право ра­сторжения или изменения договора. Однако это возможно лишь при условии, когда заготовителю становится заведомо известно, что сельскохозяйственная продукция не может быть произве­дена и передана в количестве, ассортименте и качестве, предус­мотренных договором контрактации.

Если вследствие обстоятельств, за которые ни одна из сто­рон не отвечает, производитель сельскохозяйственной продук­ции не может произвести и передать заготовителю сельскохо­зяйственную продукцию, он обязан возвратить полученный аванс (ст. 509 ГК).

Литература

Андреева Л. Правовое регулирование производства и сбыта сель­скохозяйственной продукции // Российская юстиция. 1998. № 9.

Веденин НИ. Договорные отношения в сфере реализации сель­скохозяйственной продукции // Государство и право. 1998. № 1.

Гайдуцкий П.И. Контрактация сельскохозяйственной про­дукции. Киев, 1989.

Годунов В.Н. Правовое регулирование заготовок сельскохозяйственной продукции. Мн., 1985.

Каравай А.В. Кантракцыйныя адносшы ва умовах рынач-най эканомпй // Весщ АН Беларусь 1994. № 3. (Сер. гумат-тар. навук).

Каравай А.В. Поставка - хорошо, но контрактация лучше // Национальная экономическая газета. 1996. № 2.

Осокин Н.Н. Ответственность за нарушение обязательств по договорам контрактации. М., 1988.

Пашова М. Реализация сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами // Хозяйство и право. 1992. № 2.


Глава 6. ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

/. Понятие, признаки и порядок

заключения договора энергоснабжения

По договору энергоснабжения организация обязуется по­давать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энер­гию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию и со­блюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 510 ГК).

Признаки договора энергоснабжения. Рассматриваемый договор является двусторонним, возмездным, консенсуальным.

Сторонами в договоре выступают энергоснабжающие орга­низации и потребители (абоненты), которые при осуществле­нии своих прав и обязанностей должны руководствоваться как общими нормами (ст. 510-519 ГК), так и специальными нор­мативными правовыми актами.

Основным специальным нормативным правовым актом применительно к энергоснабжению является Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-3 «Об энергосбережении»1. До принятия названного Закона приказом Министерства топ­лива и энергетики Республики Беларусь от 30 апреля 1996 г. № 28 были утверждены Правила пользования электрической энергией и Правила пользования тепловой энергией2. Затем Кабинетом Министров Республики Беларусь 13 мая 1996 г. было издано постановление № 320 «О дополнительных мерах по обеспечению надежного электроснабжения потребителей Респуб­лики Беларусь», с изм. и доп. от 8 сентября 1997 г. № 11903. Позднее Совет Министров принимает постановление от 10 авгу­ста 2000 г. № 1232 «О мерах по развитию малой энергетики в Республике Беларусь»4, с изм. и доп. от 18 апреля 2003 г.

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 31-
32. Ст. 470.

2 Бюллетень нормативно-правовой информации. 1997. № 3.

3 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики
Беларусь. 1996. № 15. Ст. 366; Собрание декретов, указов Президента и
постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 25. Ст. 870.

4 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000.
N» 80. 5/3810; 2003. № 49. 5/12350.


№ 517,.а Министерство экономики постановлением от 25 авгус­та 2000 г. № 170 утверждает Положение о единых государ­ственных подходах к формированию и регулированию тарифов на тепловую энергию1. Порядок расчетов, касающихся энерго­снабжения, регулируется Указом Президента Республики Бела­русь от 13 июня 2001 г. № 314 «О расчетах за природный газ, электрическую и тепловую энергию»2, с изм. и доп. от 12 июля 2002 г. № 372. Имеются и другие специальные нормативные правовые акты, регламентирующие данные вопросы.

Договоры энергоснабжения могут заключаться между ос­новными потребителями (абонентами) и субабонентами, кото­рые обеспечиваются энергией через присоединенную сеть от або­нента только с согласия энергоснабжающей организации. Указанные договоры заключаются между организациями и между организациями и гражданами. Если потребителем является граж­данин, договор с энергоснабжающей организацией заключает жилищная организация, в ведении которой находится дом, а опла­ту производит гражданин - наниматель жилого помещения.

Предмет договора - энергия, поставляемая через присоеди­ненную сеть. Такого рода снабжение осуществляется в виде электрического тока определенного направления и частоты либо в виде тепловой энергии.

Количество, сроки и качество продаваемых ресурсов дол­жны соответствовать установленным техническим требовани­ям и условиям договора. Энергоснабжение должно быть по­стоянным. Количество поданной энергоснабжающей организа­цией и использованной абонентом энергии определяется в со­ответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Порядок расчетов за энергию определяется законодатель­ством или соглашением сторон. Оплата производится за фак­тически принятое абонентом количество энергии в соответ­ствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон (ст. 515 ГК), и определяется тарифами, установленными законодательством.

Закон (п. 1 ст. 396 ГК) относит договор энергоснабжения к числу публичных. Потребовать его заключения от энерго­снабжающей организации вправе каждый, кто к ней обратит-

1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000.
№ 85. 8/3976.

2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001.
№ 58. 1/2736; 2002. J* 81. 1/3844.


ся. Но в отличие от других публичных договоров договор энер­госнабжения обладает рядом особенностей, которые обусловле­ны порядком его заключения.

Порядок заключения договора энергоснабжения. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него необходимых энергопринимающих устройств, отвечающих предъявляемым требованиям и присоединенных к сетям энер-госнабжающей организации, и при обеспечении учета потребле­ния энергии1 (п. 2 ст. 510 ГК).

Если абонентом является гражданин, использующий энер­гию в бытовых целях, договор считается заключенным с мо­мента первого подключения абонента к присоединенной сети. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок, если иное не установлено соглашением сторон, и может быть изменен или расторгнут в соответствии с действующим зако­нодательством (п. 1 ст. 511 ГК).

Что же касается договоров, заключаемых энергоснабжаю-щей организацией с потребляющими энергию организациями, то они, как правило, заключаются на определенный срок. Дого­вор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, счи­тается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (п. 2 ст. 511 ГК).

Если одной из сторон до окончания срока действия догово­ра энергоснабжения внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором (п. 3 ст. 511 ГК).

2. Права и обязанности сторон по договору энергоснабжения

Стороны имеют взаимные права и обязанности.

Обязанность энергоснабжающих организаций заключает­ся в снабжении энергией в течение указанного в договоре вре­мени. При этом энергия должна поставляться в определенном

Правила пользования электрической энергией и Правила пользования тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 30 апреля 1996 г. № 28.


количестве и удовлетворять качественным показателям, отра­женным в нормативно-технической документации и договоре (п. 1 ст. 512, п. 1 ст. 513 ГК).

Энергоснабжающая организация имеет право проверки системы учета расходования энергоресурсов, не вторгаясь в хо­зяйственную деятельность абонента1.

В целях обеспечения надежной и экономичной подачи энер­гии абонент обязан:

1) заботиться о состоянии, обслуживании и ремонте принимающих энергию установок;

2) соблюдать установленный режим потребления энергии;

3) немедленно сообщать о всех возникших в системе неполадках и неисправностях в работе приборов;

4) своевременно производить оплату принятой энергии.

Если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, обязанность обеспечивать техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета по­требления энергии возлагается на энергоснабжающую органи­зацию, если иное не установлено законодательством (п. 1 и 2 ст. 514 ГК).

Потребитель вправе требовать снабжения энергией в ко­личестве, качестве и сроки, установленные соответствующими правилами и условиями договора.

3. Расторжение договора энергоснабжения. Ответственность сторон

Законодательством регламентирован порядок изменения и расторжения договора энергоснабжения. Так, п. 1 ст. 517 ГК установлено, что если абонентом по договору энергоснабже-

1 Положение о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26, с изм. и доп. от 31 июля 1998 г. № 1212 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 1. Ст. 21, № 22. Ст. 589; Положение о Комитете по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1583, с изм. и доп. от 29 января 2004 г. М» 90 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001.105. 5/9318; 2004. № 19. 5/13744.


ния выступает гражданин, использующий энергию для бытово­го потребления, он вправе расторгнуть договор в односторон­нем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжа-ющей организации и полной оплаты использованной энергии.

В том случае, когда абонентом по договору энергоснабже­ния выступает юридическое лицо, энергоснабжающая органи­зация вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке за неоднократное нарушение сроков оплаты, за исключением слу­чаев, установленных законодательством.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энер­гетического надзора неудовлетворительное состояние энергети­ческих установок абонента угрожает аварией или создает угро­зу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекра­щении или ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента (п. 2 ст. 517 ГК).

В случае необходимости принять неотложные меры по пре­дотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжа-ющей организации допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения. Допуская возмож­ные отступления, законодатель установил, что указанное воз­можно при условии немедленного уведомления об этом або­нента (п. 2 ст. 517 ГК).

Ответственность сторон. Сторона, нарушившая обязатель­ство по договору энергоснабжения, несет ответственность в виде возмещения причиненного этим реального ущерба.

Если в результате регулирования режима потребления энер­гии, осуществленного на основании законодательства, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая органи­зация несет ответственность за неисполнение или ненадлежа­щее исполнение договорных обязательств при наличии вины (ст. 518 ГК).

Ответственность энергоснабжающей организации наступа­ет и в случае нарушения ею требований, предъявляемых к ка­честву энергии. Абонент в данном случае вправе отказаться от оплаты такой энергии. Однако он должен возместить энерго-


снабжающей организации то, что сберег вследствие пользова­ния энергией, в соответствии с действующим законодательством. Нормы, регламентирующие отношения по договору энерго­снабжения, применимы и к отношениям, связанным со снабже­нием тепловой энергией через присоединенную сеть, а также со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефте­продуктами, водой и другими товарами (ст. 519 ГК).

Литература

Вашкевич А. Вопросы правового регулирования энергоза­четов // Юрист. 2002. № 1 (8).

Гарева С. Правовая природа подачи газа // Хозяйство и право. 1994. № 7.

Куликова Л. О договоре энергоснабжения // Хозяйство и право. 1996. № 6.

Олейник О. Правовые проблемы энергоснабжения // При­ложение к журналу «Хозяйство и право». 2000. № 5.

Рутман Л.М. Правовое регулирование деятельности неф­тегазодобывающих объединений. М., 1987.

Сейнароев Б. Договор энергоснабжения // Приложение к журнурналу «Хозяйство и право». 2000. № 5.

Шариф А.М. Обязательства по снабжению через присоеди­ненную сеть как институт советского гражданского права // Проблемы совершенствования советского законодательства. 20. М., 1981.

Шариф А.М. Энергоснабжение предприятий. Правовые воп­росы. М., 1990.


Глава 7. ДОГОВОР ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОСТИ

/. Понятие и признаки договора продажи недвижимости

Законодательство определило, какие предметы относятся к недвижимости, а также пути и порядок их реализации. Если раньше понятие продажи недвижимости базировалось в основ­ном на характеристике особенностей купли-продажи жилых домов (квартир), дач, то в Гражданском кодексе Республики Беларусь 1998 г. законодатель вопросам продажи недвижимости отводит отдельное место и дает их развернутую характеристи­ку (§ 7 гл. 30 ГК).

По договору купли-продажи недвижимого имущества (дого­вору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в соб­ственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 ст. 520 ГК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.