КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика исходного уровня знаний о профессии педагога
Вы учитесь в педагогическом образовательном учреждении. Но есть ли у вас склонности к профессиям типа «Человек—Чело-иек»? Осуществите экспресс-диагностику. Определите свои профессиональные склонности, ответив на двадцать вопросов теста Е. А. Климова «Тест для определения профессиональных склонностей». Если вы согласны с тем или иным ут-иерждением, поставьте рядом с цифрой знак плюс, а если нет — так минус. Тест для определения профессиональных склонностей
Подсчитайте сумму чисел, отмеченных в каждом столбце. Наибольшая положительная сумма — показатель наиболее выраженной склонности на данное время — 10 баллов. Тест составлен с таким расчетом, чтобы по каждой группе профессий оценивались: эмоциональное отношение (нравится — не нравится) 1 балл; познавательная активность личности 2 балла; наличие некоторого опыта 3 балла; факт признания способностей окружающими 4 балла. Если вы набрали 10 баллов в графе «Человек», у вас максимальный показатель склонности к типу профессий «Человек—Человек», есть хорошие предпосылки стать педагогом. Цель, предмет, средства педагогической деятельности неоднозначны. В большой степени эти составляющие труда определяются особенностями профессионального сознания педагога. Следовательно, знакомство с педагогическими профессиями необходимо начинать с представления человека о том, что выступает в качестве предмета профессиональной деятельности, т. е. о том, что подвергается воздействию (или с кем вступает педагог во взаимодействие), на что непосредственно направлены трудовые усилия педагога. Будущему педагогу необходимо понять, что представление о предмете деятельности различается у разных педагогов, и от этого зависят многие другие элементы профессионального сознания и, следовательно, сама деятельность. Конкретные цели педагогической деятельности, т. е. ожидаемые ее продукты, результаты — следующий элемент профессионального сознания педагога, направляющий действия педагога на уроке и вне урока. Какие именно цели поставлены, насколько ясно, четко, конкретно сформулированы, от этого во многом зависит эффективность труда педагога. Как педагог представляет себе средства, помогающие ему достигать поставленных целей? Что включает он в арсенал своих «орудий труда»? Содержание труда определяется составом трудовых операций, которые необходимо осуществлять для достижения поставленных целей. Какие функции приходится выполнять педагогу при подготовке и проведении уроков, внеклассных дел? В каких социальных ролях при этом ему приходится выступать? Для того чтобы своевременно помочь вам в освоении педагогической профессии, нам необходимо знать, какие представления и знания вы имеете о профессии педагога, что и как влияет на их развитие. Для диагностики исходного уровня ваших знаний о педагогической профессии и педагогической деятельности просим вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты «Профессия — педагог» в начале изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» и после него. Вопросы направлены на выяснение сформированности составляющих профессионального педагогического сознания, которые должны развиваться в ходе изучения курса (представления о целях, предмете, средствах педагогической деятельности, о функциях и ролях педагога, о требованиях к нему, о его правах и возможностях). Кроме того, вопросы анкеты можно рассматривать как пункты плана для описания профессии педагога (учителя, воспитателя).
Анкета «Профессия — педагог» 1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов. 1.1. Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите) 1.2. К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности? 1.3. Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется? Каковы «орудия» педагогического труда? (перечислите) 1.4. Какие средства педагог должен применять для достижения цели? 1.5. Что можно считать результатами педагогической деятельности? 1.6. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей повседневной деятельности? 1.7. Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в своей деятельности? 2. Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях. 2.1. Каковы преимущества условий педагогической деятельности по сравнению с другими профессиями? 2.2. Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога? 3. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обпадать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные операции. 3.1. Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности? 3.2. Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу? 3.3. Какие учителя нравятся детям? 3.4. Какие требования предъявляет к педагогу администрация? 3.5. Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами? 3.6. Каких педагогов желают родители своим детям? 3.7. Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога? 3.8. Кому противопоказано быть педагогом? Каким не должен быть педагог? 4. Любой труд связан с выполнением определенных обязанностей и предоставляет определенные права. 4.1. Перечислите основные должностные обязанности учителя. 4.2. Какие права имеет педагог? 4.3. Как оплачивается труд педагога? 4.4. Как может педагог влиять на условия своего труда? 4.5. Какие существуют пути повышения педагогической квалификации? 4.6. Какие перспективы профессионального и социального продвижения имеет педагог? 4.7. Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться? 4.8. Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности? 4.9. Почему люди выбирают профессию педагога? 5. Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение определенных трудовых операций (трудовых действий). 5.1. Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, совершаемые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельности? Наконец, для самооценки коммуникативных и организаторских способностей можно использовать методику В.В.Синявского и Б. А. Федоришина, которую эти авторы предложили для тестирования старшеклассников при выборе профессии. Ответьте на 40 вопросов. Против вопросов слева поставьте знак плюс, если ответ положительный, и минус, если отрицательный. 1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 2. Часто ли вам удается убедить большинство своих друзей в правоте вашего мнения? 3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми? 6. Нравится ли вам заниматься общественной работой? 7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-то занятием, чем с людьми? 8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших планов, намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений? 9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? 10. Любители вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании? 12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? 13. Легко ли устанавливаете контакт с незнакомыми людьми? 14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? 15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? 18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? 19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? 20. Правда ли, что выобычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке? 21. Нравится ли вам находиться постоянно среди людей? 22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело? 23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? 27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей? 28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 28. Полагаете ли вы, что вам не представляет особ о го труда внести оживление в малознакомую для вас компанию? 30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе? 31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих.знакомых небольшим количеством людей? 32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами? 33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую обстановку, компанию? 34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий? 35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 37. Верно ли, что у вас много друзей? 38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении; малознакомыми людьми? 39. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своихтовари-цей? 40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окру-кении большой группы своих товарищей? Итак, вы ответили на сорок вопросов. Коммуникативные способности оцениваются по ответам на нечетные вопросы. Свои ответы в виде плюсов и минусов сравните с предлагаемыми «идеальными» плюс стоит рядом с вопросами 1, 1,5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; минус — против вопросов 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Подсчитайте количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите полученную сумму на 20 (количество нечетных вопросов). Полученная цифра — коэффициент коммуникативных способностей. 0,10—0,45 — низкий уровень проявления способностей; 0,46—0,55 — ниже среднего; 0,56—0,65 — средний; 0,66—0,75 — высокий; 0,76—1,00 — очень высокий. Организаторские способности оцениваются при сравнении от-пстов на четные вопросы с «идеальными»: плюс стоит против 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, а минус — против 4, 8, 12, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Далее проделайте уже знакомую операцию: ко-мичество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите на 20 (количество четных ответов). Вы получили коэффициент организаторских способностей. 0,20—0,55 — это низкий уровень проявления организаторских способностей; 0,56—0,65 — ниже среднего; 0,66—0,70 — средний; 0,71—0,80 — высокий; 0,81—1,00 — очень высокий. Сделайте выводы. Продумайте программу личностного и профессионального развития. Желаем успехов.
Рекомендуемая литература Леонтьева Т. В. Введение в педагогику: Базовое педагогическое образование. Материалы к учебной программе (Методические рекомендации для преподавателей и студентов). — СПб., 1996. Леонтьева Т. В. и др. Введение в учительскую профессию: Методические рекомендации по проведению педагогической практики на ХГФ (1 курс). - Л., 1990. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. — М., 1991. Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986. — Глава «Некоторые вопросы психологии учителя». Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М., 2000. Источники 1. Онушкин В. Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995. 2. Психологические характеристики профессии / Сост. Ф. И. Иващек-ко, В. А. Карпич. — Минск, 1979. 3. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя / Под ред. Г. А. Бордовского. — Л., 1987. 4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000. 5. Болдырев Я. И. Классный руководитель. — М., 1978. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Спецкурс для студентов педагогических институтов. — М., 1984. 6. Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т. — М., 1957. — Т. 4. 7. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988. 8. Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986. 9. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982. 10. Педагогика/ В. А. Сластенин и др. — М., 1997. 11. Мижериков В. А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 1999. Глава 3. ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Сущность педагогического общения 3.2. Функции и средства общения 3.3. Стили общения и стили педагогического руководства 3.4. Педагогический такт 3.5. Общение: наука и искусство
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |