Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Весна. Из серии «Времена года». 1970




График Макум Кисамединов принадлежит к поколению художников Казахстана 1960-х годов. Их общим творческим кредо был активный поиск нового изобразительного языка, способного отразить особенности национального мировидения и мироощущения казахов.

Теме традиционной народной жизни М.Кисамединов посвятил свой цикл линогравюр «Времена года». Особенность этой серии заключается в своеобразии трактовки графиком излюбленного художниками всех времен мотива смены сезонов. Главный акцент автор серии перенес с общих характеристик смены природных явлений на своеобразие их проявлений в конкретном укладе традиционной жизни казахов. Благодаря подобному ракурсу художник смог раскрыть неповторимое обаяние, красоту и специфику традиционной степной жизни в её гармонии и постоянном чувстве сопричастности с природой. Художник раскрывает перед зрителем мир кочевой культуры, радости приезда на жайляу, суровость зимних буранных ночей, благоуханную свежесть теплого летнего вечерка. Зритель может легко включиться в неспешную философскую беседу за чаем степенных мужчин, укрывшихся от летнего зноя под узорным навесом, вместе с отважными чабанами, показанными художниками мощными как батыры, защищать зимней ночью свое стадо от голодных волков, весной у юрты с восторгом встречать вместе с девушками, апашками и молодухами приезд степного певца – сала, ласково баюкать малыша в тепле юрты украшенной текеметами и сырмаками, войлочного жилища, надежно защищающего от осенней непогоды.

Линогравюра «Весна» передает один из самых прекрасных моментов в жизни казахского кочевья. Степной музыкант, верхом на коне с верной спутницей домброй в руках появляется в ауле в лучезарном сиянии весеннего солнца. Восторг переполняет грудь сала и песня пробуждения природы льется из его уст. Как вестник весны он спешит в каждую юрту с новой песней и люди чувствуют, что народ и его земля очнулись от зимней стужи, что позади остались холод, джут и отчаяние, в лучах солнца оттаяли и зажглись надеждой человеческие сердца. Певец поет, цветущая степь вторит ему песней жаворонка, всеми проснувшимися вместе с природой звуками весны.

Особое обаяние этой серии заключается в своеобразном контрасте между национальными сюжетами и классическим художественным строем. Традиционная казахская бытовая тематика показана автором в ключе европейского графического искусства. Художник соблюдает деление композиции на планы, тонким штрихом моделирует объемы. Именно здесь он находит тот подход, который впоследствии разовьет в цикле иллюстраций к знаменитому творению Гете «Фаусту».

Как сама весна, так и одноименная линогравюра М.Кисамединова полна движения, динамики как внешнего, так и внутреннего действа. Строящаяся по диагонали композиция подчеркивает ход изображаемого события, всплеснутые в радостном порыве руки одной из женщин, повороты их фигур и голов, направленные на музыканта, поднятые в приветственном жесте руки певца, усиливают идею движения – приближения весны и песни. Тонкие линии резца графика веером прочерчивают расходящиеся в небе лучи солнца, наполняя пейзаж движением облаков, воздуха и ветра. Чистое белое пространство листа, окружающее фигуру сала, входит в сцену встречи ослепительным светом, внося дополнительные ассоциации с наступающим на жайляу праздником.

Лист «Весна» из цикла «Времена года» М.Кисамединова отличается наибольшей романтической и эмоциональной приподнятостью. Это эмоциональное состояние гравюры тождественно восприятию весны в сознании кочевника. В контрасте черно-белых тонов графики в этой работе превалирует белый тон фона неба и земли, здесь он является основным цветом, диктующим приоритет радостных чувств героев. Трактовка линеарного строя носит более изысканный и изящный характер, особенно ощутимый рядом с лапидарностью форм и линий в листе «Зима».

Главными героинями композиции «Весна» являются скорее женщины. При всей активности фигура певца, появляющегося из-за кулис скал от линии горизонта в ослепительных солнечных лучах, она располагается на заднем плане и связывается с идеей вести весны, несомой самой стихией природы. Встреча же этой вести женщинами, чьи фигуры, акцентируя обжитое жизненное пространство у юрты, символизируют человеческое общество, вводит в композицию основную идейную концепцию художника.

Эта вечная идея неразрывной взаимосвязи природы и человека коренится в истоках традиционного сознания казахов. Подчеркивая при этом роль женского начала в пробуждении природы, художник придает атмосфере листа особый мягкий и нежный характер. Активная аранжировка гравюры крупным орнаментом казахского войлока, баскуров, выглядывающего в проеме двери нарядного интерьера юрты вносит в композицию еще одну ноту, напоминающую о наступившей весне.

Мастерство графика проявляется здесь в умении уравновесить, создать спокойный баланс между движением и покоем. Контрастируя с живым разнообразием жестов женщин и взлетающими в приветствии руками певца, возникают по линии другой диагонали плавные объемы округлого купола юрты, плоскость лежащего на траве украшенного орнаментом текемета. Благодаря этому равновесию возникает не только чувство весеннего восторга, но и ощущение гармонии и стабильности традиционного мира.

Художник ощущает и транслирует зрителю свое восприятие кочевого мира как идеальной картины существования человеческого рода в гармонии природным ритмам, в единстве с законами универсума. Совершенство модели традиционного мира подчеркнуто и самим замыслом автора - передать сменяющие друг друга картины кочевья сквозь призму смены природных явлений, подчеркнув тем самым единство жизненных актов кочевого общества естественным циклам природы.

Макум Кисамединов (1939-1984)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.