Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Козы-Корпеш и Баян-Слу. Из цикла иллюстраций. 1968




Фольклор казахского народа – драгоценный памятник, оставленный нам веками родной истории. Каждый художник, исходя из своей индивидуальности, черпает из этого источника то, что более близко ему, более трогает его воображение. Одного привлекает монументальный героизм легендарных батыров, другого – меткий юмор сатирических сказок,
третьего – соль народных изречений. Но для всех одинаково важно отнестись с возможной бережностью к своеобразию каждого из этих жанров, разглядеть в каждом из них те особенности, которые наиболее легко и органично переходят из искусства слова в искусство графики.

В 1960-1970-х годах художниками Казахстана был достигнут высокий уровень отображения специфики устной поэзии. Большинство иллюстраций к легендам характерны возросшим вниманием не только к захватывающим сюжетам эпоса, но и к тем художественным средствам, которыми они исполнены. Для иллюстратора, стремящегося проникнуться духом эпоса, важны и поэтические сравнения, и повествовательность легенд, и полная параллелями с природой жизнь человека, богатство эпитетов и смысл метафор, идеальность героев, и особое звучание излюбленных народом цветовых сочетаний.

Примером удачной фольклорной иллюстрации, в основу которой положено тонкое прочтение и осмысление текста, может быть приведено оформление издания поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Слу» в 1968 году графиком И. Исабаевым. В черно-белых линогравюрах к поэме заметно открытое переплетение изобразительного и орнаментального начал. На суперобложку книги иллюстратор помещает сцену свадьбы, обрамленную растительным орнаментом, - свадьбы, которой нет в легенде. Мечтой об этом обручении живут и дышат герои, о нем строятся планы, ведутся разговоры. Но трагическая в своей развязке поэма, вмещающая все горести и радости, все преграды, через которые проходит их любовь, все же не завершается свадьбой.

Художник воплощает в этой гравюре неисполнившуюся мечту. Грустен и строг взгляд Баян, скорбно опущены глаза жениха, принимающего в руку ладонь невесты. Женщины, поправляющие одежду девушки, юноши, стоящие за плечами Корпеша, так же как и сами влюбленные, до конца не верят в возможность этой сцены. Движения персонажей пластичны и медленны, их тягучие жесты как бы утяжелены веками, которые отделяют их, современников легендарной любви, от нас, с любопытством и страстью приникающих к родникам народной поэзии.

Купол юрты, встающий над головами людей, поднимается в небо, где светит солнце и плывут черные облака. Наполненная тоской о казавшемся совсем близком, но невозможном счастье композиция доносит до нас ощущение ушедших в далекое прошлое событий и вечное человеческое стремление к счастью взаимной любви.

Изображение заключено в орнаментальное обрамление. Более того, орнаментальность в полную силу пронизывает всю сцену. Узоры традиционных одежд и утвари, орнаментальная рама, отделяющая героев от зрителей, складки одежд и линии жестов уложены графиком в особом плоскостно-статичном измерении.

И.Исабаев сумел выигрышно использовать выразительные возможности тех двух цветов, которые были ему доступны в линогравюре графики. Черный и белый, их сочетание словно заключает в себе всю идею легенды, весь дуализм фольклора. Белый, как полотно, цвет словно олицетворяет чистоту и благородство душ и чувств влюбленных, их любви и верности. Черный - трагизм уготованной им судьбы, то неизбывное зло жизни, что не дало сомкнуться объятиям любящих возникает вечной чернотой небытия, куда кануло все самое светлое в жизни этих людей. Подчас кажется что еще чуть-чуть и орнаментальное начало в графических листах И.Исабаева к этой поэме станет вязью письмен, откроет свой сокровенный тайный смысл, добавит что-то еще к истории любящих, что отголоском сказания сохранилась в памяти народа.

График ощущает эпос и как памятник, и как живую, пульсирующую память народа. Точно и метко схвачена художником еще одна особенность мироощущения героев поэмы - вера в предначертания судьбы. Гравюра статична, её герои словно бы замерли в ожидании свершения предзнаменования. Средневековая вера в приметы, ставшая основой завязки и развязки сюжета, обыгрывается художником и в целях логически связать между собой иллюстрации, и в ином, еще более важном смысле - смысле метафорическом. Так же, как маралиху и ее еще не родившихся детей убивает жадность и жестокость людей, так и юных влюбленных разлучают и губят те же страшные и низкие силы.

Так, привнося в изобразительный язык линогравюры опыт фольклорного слова, художник добивается и большей стилистической близости своего цикла к поэме, и возможности взглянуть на события далеких лет взглядом человека наших дней. Значение небольшого графического цикла И. Исабаева к легенде «Козы-Корпеш и Баян-Слу» заключается в удачном подключении метафор, смысловой и изобразительной нагрузке тех двух цветов, которыми он оперирует, умении объяснить композицией место изображенной сцены в поэме. Удачи художника вытекают из его пристального внимания к тексту, понимания графиком не только специфики казахской эпической поэзии, но и особенностей знаменитой казахской легенды о любви Баян-Слу и Козы-Корпеша.

Текучие ритмы, замедленное спокойствие повествования подчеркивает непреходящую красоту поэмы. И.Исабаеву удалось создать единый и запоминающийся цикл, воплотить в нем интересные находки, важные и на сегодняшний день, и для будущих обращений к фольклору.

Константин Баранов (1910 - 1985)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.