Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Весна. 1957




 

Пейзажу отведено особое место в графике Казахстана. Именно в этом жанре художники разных национальностей, поколений и школ смогли создать произведения, в которых отразились сущностные черты единой картины мира, обостренное восприятие красоты необозримых просторов степей и величие горных кряжей. Фигура Елизаветы Говоровой, воспевшей горы Заилийского Алатау, стоит несколько особняком. Ее творческий почерк распознается мгновенно, а пластический заряд рисунков всегда бьет в цель. Она была художником одной темы, но, находясь в рамках горного мотива, смогла найти бесконечное количество интонаций в гимне окрестностям Алма-Аты.

Рисунок Е.Говоровой отличает упругость штриха, сложное прихотливое плетение линий, умение найти неожиданный ракурс. Однако самым главным в творчестве мастера является способность техническими приемами: контрастами света, различным нажимом, разнообразием штрихов передать пульсацию токов природы. Ее движения пером словно нащупывают энергетические линии, жилы земли, тот заряд, который одушевляет природу.

Пантеистическое восприятие мира ярко отразилось в данном произведении. Природа у графика стала многоликим живым существом, а каждое дерево или куст – личностью. Мастер благодаря резкому усилению линеарной насыщенности заставляет почувствовать пластическую силу, телесность каждой ветки. В то же время у нее всегда сохраняется чувство дистанции: мы можем охватить природу целиком, объять весь круговорот жизни, в неприхотливом уголке гор узреть извечную красоту и порядок.

Удивительно умение графика объединить в одном листе противоположные тенденции. Она соединяет колючесть и жесткость контуров с мягко-тающей текучей линией. Художник тонко чувствует градации светотеневых контрастов. Благодаря этому ей удается срежиссировать сложную и богатую по тембру партитуру света. В ее работах также необъяснимо уживаются рациональный подход, стремление выдержать тектонику листа и эмоциональный порыв, страстное желание поделиться личным переживанием красоты родного края.

Безмолвная природа у Е.Говоровой при условности и лаконичности творческой интерпретации всегда наполнена шорохом, гулом мельчайших шумов, тонко подмеченных деталей. Напряженность формы, ее осязательная оболочка не мешают автору любоваться любым завитком листа, изгибом травинки и хрупкостью тонких молодых деревьев.

Подсмотренные на натуре наблюдения не слагаются в подробный отчет. Поэтичность графических листов, тонкий лирический настрой, присущие графике Е.Говоровой, не отвлекают внимания от безудержной игры воображения. Разнообразными по фактуре, сплетающимися штрихами, неожиданным укрупнением жизненного кадра создает причудливые комбинации, рождая общее ощущение фантастичности пейзажа. На обыденную картину словно наброшена ажурная вуаль линий, с помощью которой привычный мир приобретает привкус неизведанной территории.

Некоторая тайна, загадка, которая сквозит в графике мастера, возникает из этих тонких отступлений от реалистического правдоподобия. Это же качество преображает скромные графические наброски в масштабные полотна. В природе Е.Говорова нашла образы, способные передать большие темы любви и сострадания, скорбного величия и озаренности юности. Психологизм пейзажных рисунков графика, полнота и мощь запечатленного в них мира поднимают их на высоту исторических полотен с огромной силой воздействия.

Евгений Сидоркин (1930-1982)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.