КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Байга». Из серии «Казахские народные игры». 1963
Серию литографий «Казахские народные игры» Е. Сидоркин готовил к Всесоюзной художественной выставке в Москве, посвященной физкультуре и спорту в 1963 году. Серия включает четыре листа, каждый из которых изображает одну из широко распространенных в народе игр. Создавая цикл литографий, посвященный играм, Сидоркин говорил: «Казахские игры поразили меня своей смелостью и азартом! Причем прежде всего я хотел подчеркнуть их вневременность, то есть то, что игры были двести лет тому назад, и они будут существовать всегда. Ведь народ любит азартные и смелые состязания. В них наиболее ярко проявляется его душа». Смелость, азарт и вневременность — три момента, вдохновившие художника на создание серии «Казахские народные игры», и три девиза в его работе над ней. Каждый из них максимально обыгрывается в его композициях, и все вместе они создают тот индивидуальный, целостный и полный глубокого смысла образ народных игр, который эпически воспринят и воплощен графиком. Лист «Байга» изображает конные скачки — любимую игру кочевников. Четыре фигуры расположены в композиции друг над другом, но не строго одна над другой, а как бы ступенями. Эта ступенчатость и создает неспокойное ощущение соревнования, когда кто-то может вот-вот вырваться вперед. Движение разворачивается справа налево. Стремительное и непреодолимое, оно кажется способным разорвать рамки листа. Вытянутые тела коней, подхваченные невидимым ветром гривы, приподнявшиеся в седлах фигуры наездников, напряженно устремленные в наклоне вперед, протянувшаяся и указывающая на близкую цель рука нижнего всадника создают впечатление этого движения. Сложно прорезаны силуэты скачущих, но и здесь подчеркнуто доминируют горизонтальные линии, направляющие бег. Лишь фигура второго скакуна в остроконечном малахае своей ясно выраженной вертикалью не дает всадникам умчаться, она удерживает их на листе. Такое ярусное расположение фигур на плоскости отличается еще одной интересной чертой. Каждый участник байги самостоятелен в своем стремлении вперед. Фигура любого из них, за исключением сидящего подчеркнуто прямо в седле, взятая в отдельности, производила бы впечатление самостоятельной, вольной в своем безудержном беге. В то же время группа, составляемая четырьмя наездниками, смотрится, как монолитная, объединенная единым порывом, мчащим к желанной черте. Азарт, торопящий исход скачек, подхлестывает каждого ездока. Этот самый соблазнительный азарт — азарт неизвестности выбирает график, будоража воображение зрителя. Творческое осмысление наблюдений позволяет Сидоркину исключительно тонко передать характер скачек в тот момент, когда еще не определился самый сильный, когда кони скачут, ни на шаг не отставая друг от друга, и кажутся сгустком движущейся по степи массы. Такое впечатление создается и продуманной до мельчайших деталей композицией. Художник оставляет между фигурами конников чистое поле бумаги, давая простор бегу, и одновременно связывает их воедино, накладывая изображения одно на другое. Этот прием Сидоркин использует неназойливо и не грешит повторами. Едва касаются разлетающиеся полы одежды нижнего всадника копыт скакуна соседа. Он же, догоняя вырывающегося вперед, почти наполовину скрывает собой вытянутое тело его коня. Соприкасаются откинутая назад рука этого всадника с ногами скакуна, бегущего рядом. Все изображенные фигуры могут быть соединены одной непрерывной линией. Зрительно эта особенность и создает впечатление монолитности группы. Е.Сидоркин дает изображения всадников, оставляя нетронутой поверхность белого листа. Он не только не конкретизирует, но даже не дает намека на место и время действия. Возникающие на белом фоне фигуры скакунов воспринимаются символами древних народных игр. Они символичны, несмотря на определенную детализацию костюмов и снаряжения коней. Единый характер всех изображений проявляется еще и в том, что они представляют игры кочевого народа, большая часть жизни которого проходит на коне. Общее впечатление, производимое литографиями,— это гимн силе и красоте коня, это воспевание ловкости, смелости кочевника, подчинившего своей воле дикое и своенравное животное. Конь у Сидоркина — это прежде всего конь кочевника, для которого выполнять желание человека, быть ему другом и кормильцем, дарить ему быстроту своих ног, ощущение бега-полета стало единственной жизнью, которую он не променяет даже на вольное существование среди дикого табуна. От этой преданности коня хозяину и рождается у кочевого народа особое отношение к нему не только как к другу, но и как к существу, которому в трудную минуту подвластно свершение невозможного, выраженное в образе сказочного крылатого и божественно прекрасного скакуна древних легенд Тулпара. Евгений Сидоркин (1930-1982)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |