Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сорок небылиц». 1955




Мальчик у костра ночью. Из серии иллюстраций к сказке

Романтический ноктюрн о маленьком мальчике, грезящем о фантастичных мирах у степного костра, стал подлинным открытием молодого Сахи. Иллюстрации к плутовской сказке «Сорок небылиц», повествующей о хитроумном молодом герое, проучившем глупого бая, были дипломной работой художника, выпускника ВГИКа. Ранняя серия является не только ярким прорывом в активную творческую жизнь, насыщенную свершениями в живописи, кино и графике, но и по праву занимает ведущее место в наследии изобразительного искусства Казахстана. Избранный лист отличается от других работ этой серии, в которых Сахи показал свойственное ему умение высветить комизм ситуации, обнажить гротескное преображение действующих лиц, передать соль шутки.

Данный рисунок открыл другую сторону дарования мастера – его тонкий лиризм, способность проникнуть в глубины души изображенного персонажа во всех ее мельчайших движениях, продолжая сохранять при этом светлую улыбку.

В иллюстрациях к этой сказке художник много черпал из истории своей жизни. В представленной работе автор, отходя от сюжета, непосредственно воспроизводит детские воспоминания о бродяжничестве по степным просторам маленького сироты с берегов Сырдарьи.

Весь биографический багаж, все тяготы и лишения переплавляются мастером в чистый слиток одухотворенного образа, в безмятежную облагороженную элегию. Зритель становится свидетелем краткого мига счастья, полноты бытия, когда все призрачное и загадываемое кажется реальным и приходит озарение в поиске пути к счастью.

Выхваченное во тьме ночи лицо мальчика является главным смысловым акцентом композиции. Широко раскрытые блестящие глаза, в которых играют всполохи ночного костра; очерченный одним движением припухлый рот; взъерошенные волосы, – все эти черточки лепят портрет задумчивого нежного отрока. Однако автору недостаточно показать обаяние детства, с присущей ему решительностью Сахи пытается запечатлеть мгновение между сном и явью, уловить оттенки этого состояния. Табун лошадей на втором плане становится границей между реальным первым планом и тем миром видений, в которые погружается мальчик. Таким образом, очертания коней теряют объемную определенность, приобретая прозрачность контуров.

После насыщенных толпой людей, будничной суетой и активными действиями первых листов этой серии работа выглядит прочувствованной паузой, когда в тишине ночи неожиданно открываются самые важные вещи. Во взгляде мальчика, напряженно вслушивающегося в тончайшие ночные шорохи, словно в фокусе, сконцентрированы все мотивы его жизненного поведения: вера в сказочные события, умение грезить наяву, домыслить ночной звук и придумать историю. В целом, речь идет о таинстве искусства вообще, показа того благодатного «сора», из которого прорастает творчество.

Бесконечное варьирование штрихов демонстрирует творческий темперамент Сахи. От бархатистого черного он переходит к резким рваным линиям всполохов огня, находя в нюансах света новые возможности для передачи атмосферы ожидания и предчувствия.

Активная работа с фактурой и светом показывает насколько продуманно и сделано произведение, сохраняющее при этом аромат и легкость подсмотренной в действительности сценки. Небольшая работа сохраняет цельность и дух больших полотен мастера.

 

Елизавета Говорова (1893-1973)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.