Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кокпар. Из серии «Казахские народные игры». 1963




Смелость и азарт, потрясшие известного графика Е.Сидоркина, в казахских народных состязаниях, пройдя через творческое воображение художника, стано­вятся смелостью и неожиданностью композиций, необычностью и экспрессией сложно и смело поданных ракурсов. Будучи изобретательным мастером композиции, он сумел поставить и решить задачу пока­за напряженной борьбы, головокружительной динамики действия.

В листе «Кокпар» (что в переводе на русский язык означает «Коз-лодрание») зритель видит борьбу за козленка, в которой участвуют три всад­ника. На скаку, вырывая друг у друга животное, они должны в конце концов определить победителя. Е.Сидоркин выбирает и изо­бражает тот момент игры, когда результат ее еще не виден, - самый острый, самый напряженный, самый азартный.

Тело козленка поминутно переходит из рук в руки мчащихся на полном скаку всадников. Вихрь, средоточием которого стал козленок, закрутил игроков, смелому нет иного выхода из него, кроме победы.

График избирает композицию, сведенную к кругу, замыкающему в себе фигуры участников соревнования. Движение в этом беспокойном вращающемся круге обретает характер центростремительной силы, не дающей ему разорваться. Центром становится тело козленка, к которому радиусом сходятся вытянутые руки соперников. Этому не просто круго­вому, а стремящемуся к центру движению вторят изгибы тел коней, их отлетающие на крутых поворотах гривы и хвосты.

Благодаря характерному для серии игр ракурсу с чуть завышенной точкой зрения фигуры коней и всадников видны именно сверху. Ноги скакунов, которые при обычной, чисто фронтальной точке зрения меша­ли бы движению вращающегося круга, здесь, напротив «работают на него.

Интересно разнообразие чувств и настроений, которые вкладывает художник в изображения людей, вырывающих друг у друга козленка. Здесь и старание удержать в своих руках добычу, и безрассудное стремление немедленно вырвать ее у соперника, и настороженное выжидание наиболее удобного момента для решающего движения.

Общей чертой всех листов серии, придающей им особую художест­венную выразительность, является сочетание сложно нюансированных в серебристо-серой гамме фигур всадников с чисто белым фоном.

Е.Сидоркина увлекла перспектива передать в литографиях вневре­менной характер национальных спортивных игр, их вечно живую пре­лесть. И если азарт и смелость ясно читаются в каждой взятой отдельно гравюре, то волнующее ощущение вневременности четко проступает лишь вместе с постепенным знакомством со всей серией.

Ничем не поколебленная чистота и гладь фона, на котором разво­рачиваются игры, логично подчеркивают мысль художника о бессмерт­ной красоте, азарте и смелости народных состязаний.

Так, не привязывая изображение игр к определенному месту дейст­вия, Е.Сидоркин освобождает их и от атрибута времени. Тогда как любое конкретное пространство имеет свое начало и конец, условная белизна листа вездесуща. Белая поверхность бумаги может вызывать ассоциации лишь с бескрайностью степных просторов, с тем единственным опреде­ленным местом действия, которое может существовать всегда или в лю­бом случае настолько долго, чтобы казаться бесконечным во времени.

Определяющим же для всех композиций является общий замысел художника — стремление передать сам дух народных соревнований. Не случайно Сидоркин постоянно выбирает для изображения самый острый момент игры. Его привлекает не кульминация, а предельное напряжение соревнования, минута, когда чувства участников и зрителей достигают полного накала. Все четыре игры в самом разгаре. Козленок переходит из рук в руки соперников, ни один из которых не теряет надежды стать победителем. Девушка вот-вот может настигнуть юношу «Кыз-куу», или вдруг судь­ба улыбнется ему и поможет вырваться вперед. Соревнующиеся в быст­роте бега тоже еще не определили победителя «Байга». В нетерпеливом порыве несется по степи охотник «Охота с беркутом», еще секунда — и взлетит беркут с его поднятой руки. Именно этот миг неопределенности исхода и способствует созда­нию азартной напряженности в атмосфере каждого листа и всей серии в целом.

Созданная в 1963 году, серия «Казахские народные игры» стала значительным достижением Е.Сидоркина. Литографии этого цикла выделяет не только особая красота формы, слитой в неразрывное целое с содержанием, но и умение ярко и выразительно запечатлеть захватывающее зрелище состязания в силе и ловкости.

 

Исатай Исабаев (1936 – 2007)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.