Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстрация к стихам Абая. 1944




Часто иллюстрации, вдохновленные высокой литературой и раскрывающие один из моментов повествования, сами становятся законченными цельными произведениями. Великолепным примером может служить избранный лист. Изображение Абая на фоне обширного жайляу, наблюдающего за закатом, является пластической репликой к стихотворению «Весна»: «Глянуть прямо на солнце – болеть слепотой // Я, живущий великой его теплотой // Только вечером видел как сходит оно // В свой закатный веселый шатер золотой». Вместе с тем лист, теряя конкретную привязанность к стихам, приобретает суверенный характер. В нем сконцентрировался весь мятежный и свободный дух великого казахского поэта, он насыщен кипучей стихией жизни, бьющейся, подобно морским волнам, у ног Абая.

Композиционно лист тяготеет к панорамной композиции. Передний план благодаря масштабному увеличению фигуры поэта кажется завышенным. Аул и табуны при компактной компоновке видятся отдельной пространственной зоной, расположенной далеко внизу. Поэт же входит в орбиту максимальных величин: бескрайнего неба, солнца и расстилающейся степи. Таким образом, уже в композиционном построении выдерживается избранный автором принцип передачи графическими средствами вселенского масштаба творчества Абая.

Избранный Кулахметом Ходжиковым обобщающий синтезирующий метод, возможно, был подсказан решением концептуальных задач, связанных с работой над фильмом «Песни Абая». Лаконизм композиции, ясность каждого ее компонента, гармоничная уравновешенность отдельных частей помогла добиться единого порыва чувств, захватывающего зрителя.

Автор для раскрытия красоты весеннего пейзажа использует ограниченное количество зрительных образов: легкие облака на горизонте, солнечный диск, стая птиц, конское стадо, весенние цветы. Визуальные впечатления не набегают сплошным потоком, не захлестывают подробностью многочисленных наблюдений. Каждое из них ценно само по себе в своей законченности. Любая деталь, будь то фигура поэта или камень у его ног, становится сущностным элементом мира. Неторопливо и сосредоточенно развертывает Ходжиков картину эпического бытия, где каждый элемент преподнесен в своей предметной осязаемости.

В фигуре Абая он сумел простейшим, словно небрежно очерненным абрисом, передать целую гамму оттенков: глубокую задумчивость, созерцание, просветленность, горькие думы, поэтическое горение. Графическое чутье помогло автору обобщить этот образ, не теряя при этом точности индивидуальной характеристики.

Незамкнутость контуров пейзажных элементов словно растворяет их в пространстве листа. Именно пространство, наполненное воздухом, становится важным героем композиции. С помощью его главенства, развертывания свободных по дыханию пространственных зон передано ощущение необъятного прозрачного мира, в котором каждый предмет обретает четкость и ясность силуэта.

Кулахмет Ходжиков, отдавший много сил и времени сложной и притягательной миссии воссоздать космос Абая, смог средствами графики нащупать глубинный пласт творчества великого казахского поэта. Цельно и просто он представил пластическую ему метафору: необозримый степной мир как прообраз рая.

 

Регина Великанова (1894 - 1975)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.