Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ангел ведет царя. 2002




Синтез, как система мыш­ления пронизывает не только конструктивную и пластическую, но и миро­воззренческую, психологическую стороны творчества А.Есенбаева. Умение творчески преломлять разнообразнейшие инонациональные художественные влияния проявляется в его искусстве. Соединяя искушенность мировой культурой и осоз­нание самого себя носителем уникального духовного опыта, он стремятся к их смыканию в собственной творческой практике.

В выборе темы, в ее трактовке скульптор демонстрирует постоянное тяготение к широким, универсальным обобщениям и глобальной постановке вопроса. Уже в тематике своих произведений А.Есенбаев подчеркивает, возложенную им на себя фундамен­тальность, серьезность и даже сакральность творческой миссии.

Двухфигурная композиция «Ангел ведет царя» постулирует идеи высшего небесного назначения земной власти, характерной для большинства как монотеистических, так и языческих религий. Cознание художника всегда занимали идеи имманентной связи земной жизни с божественным предназначением человека, и в первую очередь особой ролью вождя, просветителя, пророка. Миссионерство, донесение до других людей правильных, верных представлений о жизни, человеке, как неких подлинных скрижалей или заветов А.Есенбаев считает собственной личностной задачей.

Евангелические сюжеты и библейские мотивы, отзвуки древних культов Востока не случайно, а скорее органично входят в концепцию художника. Среди пришедших из самых разных веков и самых разных типов культур им­пульсов А.Есенбаев предпочитает пластические жесты утешения и надежды, умиротворения и мудрого миропонимания. Отбирает и претворяет в своем искусстве те эмоциональные интонации и пластические сигналы, что подталки­вают, подготавливают потенциального зрителя к стойкости перед испыта­ниями жизни, к мужеству перед лицом смерти.

Эмоциональные интонации в этой скульптуре, как обычно в пластике А.Есенбаева подчеркнуто сдержаны. Обе фигуры, поставленные практически фронтально, статично предстоят перед нами. Но и спокойствие мудрого уверенного в своей правоте крылатого ангела, золотой лик которого обращен к зрителю и волнение царя, вопрошающий взгляд которого, прикован к ангелу сразу же расставляют идейные акценты. Зритель мгновенно понимает, кто здесь ведущий, а кто ведомый, кто поручает и чей долг выполнить данное ему задание. Но нужно также заметить, что равновесие, внутренний и внешний баланс сил, задач и функций все же весьма важны для автора, устойчивый равновес сил удерживается им композиционно, колористически, фактурно.

Говоря об этой работе, трудно не упомянуть о свойственном скульптору умении работать с материалом. Пластический материал в его произведениях, будь-то камень, шамот, бронза, дерево или их сочетания всегда обыгрывается автором с удивительным тщанием, доводятся до идеального внешнего совершенства. Бронза начинает отливать золотым блеском, дерево полируется, игра его оттенков и сочетаний выявляется до получения максимальных эффектов.

Правота жизни его героев заключается по замыслу автора в следовании своему предназначению, константно позитивному. Познавая жизнь, ставя перед собой задачи следовать нравственным заповедям и нести их людям, пластические персонажи А.Есенбаева достигают искомого итога просветленной ясности, чистоты, цельности уже не на уровне перво­зданной наивности, а в результате осознания на опыте человеческого суще­ствования законов взаимодействия души и бытия, их опосредованной тонкой связи. В его произведениях всегда прочитывается ненавязчивое ощущение гордости за способность человека сохранить дух и веру, за каждую драгоценную кру­пицу сохраненной тысячелетней культуры человечества.

Подчас, или, возможно, на первый взгляд, кажется, что в искусстве А.Есенбаева, его героях отсутствует страсти, нет и отзвука многих, достаточно сильных людских страстей, что извечно двигают вперед или тянут назад че­ловечество. Скорее в них ощутимы следы страстей, их последствия и возможно уловимы предчувствия страстей. Этим художник как бы обознача­ет присущие ему ценностные ориентиры времени. Стрелки есенбаевского времени разбегаются в прошлое и будущее, настоящее существует в его ра­ботах лишь как момент их смыкающий, и в этом его главная ценность. Так, согласно традиции, художник отчетливо замыкает время в бесконечно по­вторяющийся цикл, время в вечность.

Художник созна­тельно предпочитает вечность, вне- и надвременность. Облик его персонажей подчеркнуто, серьезен и полон подтекста. Неспешно, многозначительно он вкладывает глобальные идеи в пластические образы. Скульптуру А.Есенбаева трудно назвать светской. По своему духу и сути, она скорее ритуальная, сакральная или культовая.

В пластике А.Есенбаева отчетливо ощутим момент проповедничества, дух просветитель­ства, причем скорее метафизического, мистического свойства. Отполированная до золотого блеска бронза настойчиво напоминает о золотом све­чении духа, золотом священном ореоле праведников. На них возложена та величайшая ответственность за судьбы людей, которую словно передает художник царю, ведомому ангелом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.