Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Колхоз «Сары-Шокы». 1948




В этом произведении наглядно проступает присущее художнику фольклорное стремление к всеохватности, глобальности изображаемого ландшафта, целостное воспроизведение миропорядка. Для А.Кастеева был неприемлем принцип отбора, избирательного подхода. Каждый элемент был торжественно выставлен для всеобщей демонстрации и заключал в себе абсолютный смысл. Увиденный с вышины холма вид на совхоз воскрешает в памяти идеальную модель мира в тюркском сознании, включающую в себя летний полдень, безветрие, юрты в долине, защищенной горами.

Обращение к панорамным видам отчасти возникло из-за необязательности первого плана как необходимого условия преодоления границы между реальностью и картинным миром. Художник чувствовал свою абсолютную слитность с природным началом. Возникновение близких взаимоотношений с миром, высокая познавательная активность берут начало в детстве. Мальчик, пасший чужой скот, был «обречен» на интенсивное общение с природой, понимание ее неспешного течения. Прямой личный диалог с природой художник вел на протяжении всей жизни. Его фотографии и автопортреты, на которых он, удобно устроившись на пригорке и положив прямо на землю этюдник, пишет свои работы, лучше любых слов и рассуждений представителей школы психосоциальной географии говорят о слитности видящего глаза и натуры, сыгравшей большую роль в становлении его стиля.

В его акварели царит ясная тектоника композиции, подчас строгая симметрия. Каждый объект равномерно освещен светом и находится в состоянии недвижного покоя. Человек, неизменно присутствующий в пейзаже, не является средоточием миропорядка. Он – лишь одна из многих составляющих частичек вселенной, уравненная в правах с природными телами.

При отчетливо просматривающейся тенденции к неприхотливости, скромности сюжета общий строй работ сохраняет незыблемую торжественность. Живописное творчество мыслится новой формой ритуальной практики, в которой нашла отражение основная мифопоэтическая константа номадического типа мышления: образ своего пространства, извлеченного из хаоса волей творца. Мастер почти всегда изображал именно освоенное пространство. Оно было наполнено конкретными предметами, повседневными действиями. Художник, словно неспешно исследовал окружающий мир, закрепляя за собой свою территорию. Зритель включался в этот процесс обхода и освоения родной земли. Обжитые кусочки пространства у А.Кастеева соседствовали с безграничным простором. Интимность сопрягалась с грандиозностью. Между миром малых и больших величин для него не было непроходимого водораздела. Небольшая акварель при таком подходе приобретает монументальные формы.

Настойчивая демонстрация табунов вызывает в памяти сакральное определение «кұт»,объемлющее такие понятия как плодородие, достаток, жизненная сила. Кастеевский пейзаж будто выступает в качестве визуализированного ритуального пожелания, в котором традиционно упоминаются несметные стада, обилие зеленых сочных лугов, благоприятная погода и пр.

Живописец отражал бесконечно знакомый быт с позиции родового человека, носителя архетипической картины мироздания, законы которой универсальны. Поэтому он, живущий в пространстве малочисленных зрительных впечатлений, мог легко ориентироваться в любом другом, постигая весь универсум в его целостности. Слаженный органичный мир, наполненный неприхотливым ритмом будничных трудов, становится знакомым до мельчайшей травинки и в то же время предстает в свете вечности.

Кулахмет Ходжиков (1910 - 1954)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.