Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности: восприятие- единство процесса восприятия - воспринимания - и




Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение - каждый из этих процессов

имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и

восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление -единство

мышления как деятельности и мысли, как содержания - понятия, общего

представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно

проявляется внутри восприятия, мышления. Оно -сторона всех познавательных

процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как

деятельность, направленная на объект.

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся,

не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута

или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания

или отражения объективной реальности. Внимание -это в первую очередь

динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает

преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на

котором она, как в фокусе, сосредоточена. Внимание-это избирательная

направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность

в направленную на объект познавательную деятельность.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и

направленность личности. Они вызывают изменение отношения к

о ъекту. А изменение отношения к объекту выражается во вни-

ании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознанию:

н становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.

им образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания,

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2. М., 1946.

проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом

взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении

ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная

деятельность.

Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем

активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более

отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание

- проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.

Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической

деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с

одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает

внимание. Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте,

они и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они

не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по

себе, - они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте,, взятом

в его отношении к объекту. Генезис внимания связан с развитием достаточно

совершенной тонической рефлекторной иннервации. В развитии внимания развитие

тонической деятельности играет существенную роль: она обеспечивает способность

быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного

наблюдения за объектом.

Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Снача- | ла, в частности на

ранних ступенях филогенетического развития, оно | непосредственно включено в

практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как

настороженность, бдительность, го-, товность к действию по первому сигналу, как

мобилизованность на! восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем

вни-| мание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая

служит для подготовки к действию.

По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и

приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание

принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней

деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и

собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на

подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный вовне

взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при

внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания

служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего

взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании

не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутрен-л

Внимание -это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.

Внимание к объекту, будучи предпосылкой для направленности

него действия, является вместе с тем и результатом какой-то де-

Н ельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность,

аправленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на

своего внимания. Внимание -это связь сознания с объектом, более

или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и

крепится.

Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к

какой-нибудь деятельности - практической или теоретической. Человек внимателен,

когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и

оба направления, таким образом, совпадают.

Это положение оправдывается в самых различных областях деятельности. Его

подтверждает приводимое далее наблюдение Гельмгольца.

На сценическом опыте это правильно подметил Станиславский. "Внимание к объекту,-

пишет он, -вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же

еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание,

сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом...".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.