Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны 1 страница




Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из

Деятельность.

Означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная

Центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания

Интенсивность этой связи. Концентрация - это сосредоточенность, т. е.

Наличие связи с определенным объектом или стороной действительности и выражает

Концентрированность внимания - в противоположность его распыленности-означает

Сосредоточенности, т. е. о концент-рированности внимания.

Сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием

часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной

сосредоточенности на одном или не-°льшом числе объектов. Концентрированность

внимания в таком

случае определяется единством двух признаков -интенсивности и узости внимания.

друг другу. Эта предпосылка, в общем, правильна, лишь когда поле внимания

состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются

смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, расширение поля

внимания дополнительным содержанием может не только не снизить

концентрированное(tm), но иногда даже повысить ее. Мы поэтому определяем

концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее

узости внимания. Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных

предметов, которые охватывает внимание,-особый вопрос.

Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом

тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время

выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.

Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование довольно

значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого

человека достигает в среднем примерно 4 - 5, максимум 6 объектов; у ребенка он

равен в среднем не более 2 - 3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от

друга независимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.).

Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов,

объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания

является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано

между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения

осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста

объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его

измерение при концентрации на отдельных, осмысленно между собой не связанных

элементах. Поэтому результаты тахистосконического изучения внимания на отдельные

цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных

условиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частности

педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся

объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять

объем внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его взаимосвязи,

внутренние отношения.

объемом внимания тесно связана и распределяемость внима-Говоря об объеме, можно,

с одной стороны, подчеркивать огра-

Н1"'* • Т 1 X

V 1"

ичение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, по-кольку оно не

абсолютно, является распределение внимания между ем или иным числом разнородных

объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении

внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много, по крайней

мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем

числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько

рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни

одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают,

одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических

документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием

несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным

признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым

приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания

очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своего зрения всех

учеников в классе.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько

связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия,

между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем

значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания.

Способность к распределению внимания весьма упражняема.

При определении концентрированности и объема внимания необходимо учитывать не

только количественные условия. Из качественных моментов, в частности, один

играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание -

как и память -подчиняется различным законам в зависимости от того, на каком

материале оно осуществляется. Очень рельефно это сказывается на устойчивости

внимания.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется

концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное

исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим

непроизвольным коле-аниям. Периоды колебаний внимания, по данным ряда прежних

исследований, в частности Н. Ланге, равны обычно 2 - 3 сек., доходя Эксимум до

12 сек. К колебаниям внимания относились, во-первых, лебания сенсорной ясности.

Так, часы, которые держат неподвижна одном и том же расстоянии от испытуемого,

кажутся ему, если

он их не видит, то приближающимися, то удаляющимися в силу того, что он то

более, то менее явственно слышит их биение.

Эти и подобные им случаи колебания сенсорной ясности, очевидно, непосредственно

связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания,

сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур; в них попеременно то одна, то

другая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое.

Такой же эффект дает изображение усеченной пирамиды: стоит более длительное

время на нее посмотреть, чтобы убедиться в том, что усеченное основание то

выступает вперед, то отступает назад.

Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости внимания, связанная с

установлением периодических его колебаний, требует некоторой ревизии.

Положение с этой проблемой аналогично тому, какое создалось в психологии памяти

в связи с установленной Эббингау-зом и его последователями кривой забывания.

Учебная работа была бы бесплодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббин-гауза

отражала общие закономерности забывания всякого материала. Учебная и

производственная работа была бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости

внимания определялись периодами, установленными в опытах с элементарными

сенсорными раздражителями. Но в действительности такие малые периоды колебания

внимания, очевидно, ни в коем случае не составляют всеобщую закономерность. Об

этом свидетельствуют наблюдения на каждом шагу. Очевидно, проблема устойчивости

внимания должна быть поставлена и разработана заново. При этом существенно не

столько экспериментально установить собственно очевидный факт значительно

большей устойчивости внимания, сколько вскрыть конкретные условия, которыми

объясняются частые периодические колебания в одних случаях, значительная

устойчивость-в других.

Наша гипотеза заключается в следующем: наиболее существенным условием

устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором

оно сосредоточено, новые стороны и связи. Там, где в связи с поставленной перед

собой задачей мы, сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развернуть

данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их

взаимосвязях и взаимолереходах, внимание может очень длительное время оставаться

устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное

содержание, не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения,

перехода к другим его сторонам, углубления в него, там создаются

педпосылки для легкой отвлекаемое(tm) и неизбежно наступают колебания внимания.

Подтверждение этого положения имеется в наблюдении Гельм-гольиа. Изучая борьбу

двух полей зрения, Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается

ключ для объяснения устойчивости внимания, несмотря на периодические колебания

сенсорных установок. "Я чувствую, - пишет Гельмгольц,-что могу направлять

внимание произвольно то на одну, то на другую систему линий и что в таком случае

некоторое время только одна эта система сознается мною, между тем как другая

совершенно ускользает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае,

если я попытаюсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно

бывает надолго приковать внимание к одной какой-нибудь системе линий, если

только мы не связываем предмета нашего внимания с какими-нибудь особенными

целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания. Так поступаем

мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. д. Внимание,

предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от

одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес,

не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит

на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определенном

объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны,

в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону".

Эти наблюдения Гельм-гольца вскрывают самые существенные условия устойчивости

внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более

устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в

интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего

восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания -это не остановка мыслей на

одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к

какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть Динамическим

процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться- обнаруживать перед нами

все новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно

поддерживать вни-ание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает

его. На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к откры-ик> законов

тяготения, Ньютон ответил: "Благодаря тому, что я

престанно думал об этом вопросе". Ссылаясь на эти слова Нью-

ТОНй Т-С

' ^ювье определяет гений как неустанное внимание. Основание альности Ньютона он

видит в устойчивости его внимания. Но тная зависимость более существенна.

Богатство и содержа-

тельность его ума, открывавшего в предмете его мысли все новые стороны и

зависимости, были, очевидно, существенными условиями устойчивости его внимания.

Если бы мысль Ньютона при размышлении о тяготении уперлась в одну неподвижную

точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос, раскрывая в нем новые

перспективы, его внимание быстро иссякло бы.

Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы

скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия

устойчивого внимания необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было

объединено совокупностью отношений в одно единство. Тогда, переходя от одного

содержания к другому, оно остается сосредоточенным на одном предмете. Единство

предметной отнесенности соединяется с многообразием предметного содержания.

Устойчивое внимание -это форма предметного сознания. Оно предполагает единство

предметной отнесенности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная

связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или

менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к

одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют

место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные,

никакая эффективная умственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что

само включение умственной деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и

связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости

внимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной

деятельности, является в известной мере и ее следствием.

Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза

систематизацию материала и т. д., внутренние связи четко расчлененного

содержания существенно содействуют высшим проявлениям внимания.

Устойчивость внимания зависит, конечно, кроме того, от целого ряда условий. К

числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости,

понятности, отношения к нему со стороны субъекта -степени его интереса к данному

материалу- и. наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних

существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия

длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то

содержание, на которое оно направлено,

представляет непосредственного интереса и сохранение его в цен-е внимания

сопряжено с определенными трудностями. Устойчивость внимания не означает его

неподвижности, она не ючает его переключаемости. Переключаемость внимания за-

лючается в способности быстро выключаться из одних установок включаться в новые,

соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает

гибкость внимания -весьма важное и часто очень нужное качество.

Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом,

не является какой-то самодовлеющей функцией. Она - сторона сложной и

многообразно обусловленной сознательной деятельности в отличие от рассеяния или

блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого,

попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость

означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на

другой. В таком случае очевидно, что Переключаемость внимания в сколько-нибудь

сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро

ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость

различных включающихся в нее элементов.

Легкость переключения у разных людей различна: одни -с легкой переключаемостью -

легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других "вхождение" в новую

работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени

и значительных усилий. Легкая или затруднительная Переключаемость зависит от

целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием

предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них;

чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем,

очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженнее обратное

соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и

индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент.

Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное

развитие в результате упражнения. Рассеянность в житейском смысле слова является

по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество Оолее

или менее достоверных анекдотов о рассеянности ученых. Тип рассеянного

профессора не сходит со страниц юмористических жур-алов. Однако, вопреки прочно

укоренившемуся в обывательском нимании представлению, "рассеянность" ученых

является, наобо-т> выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но

лько сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. По-МУ при столкновении

с рядом житейских мелочей они могут ока-

заться в том смешном положении, которое живописуют анекдоты. Для того чтобы

уяснить себе наличие сосредоточенности у "рассеянного" ученого, достаточно

сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что

привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое впечатление

отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не

в состоянии. Здесь отсутствуют и концентриро- I ванность и распределяемость

внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания,

но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, так как его внимание,

наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность в

обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами - сильной

отвлекаемостью и слабой переключаемостью.

Различные свойства внимания -его концентрация, объем и распределяемость,

переключаемость и устойчивость - в значительной мере независимы друг от друга:

внимание хорошее в одном отношении может быть не сто'ль совершенным в другом.

Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует

пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.

Мы охарактеризовали внимание как проявление избирательной направленности

психической деятельности, как выражение избирательного характера процессов

сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как

бы объем сознания, поскольку в нем проявляется избирательный характер сознания,

но и его уровень -в смысле степени интенсивности, яркости.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно поэтому, естественно,

связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов

ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от

интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объема внимания

и его устойчивости, было уже отмечено. Роль воли находит себе непосредственное

выражение в факте произвольного внимания.

Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как

показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из

разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и

узкое внимание -в зависимости от их объема; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3)

быстро или медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5)

устойчивое и неустойчивое.

Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они -

продукт исторического развития.

К оме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в те-ие всего времени

труда необходима целесообразная воля, вы-4 жаюшаяся во внимании, пишет Маркс, и

притом необходима тем л лее чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием

и пособом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаж-ается трудом как

игрой физических и интеллектуальных сил2. ТПУД направлен на удовлетворение

потребностей человека. Про-кт этого труда представляет поэтому непосредственный

интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему

содержанию и способу исполнения может не вызывать непосредственного интереса.

Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к

произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным

и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в

процессе исторического развития. Труд требует и воспитывает высшие формы

произвольного

внимания.

В психологической литературе Рибо подчеркнул эту мысль о связи произвольного

внимания с трудом.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

В развитии внимания у ребенка можно отметить прежде всего диффузный,

неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что

ребенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он

держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютный

характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и другой, который

подчеркивается некоторыми педагогами3: бывает, что какой-нибудь предмет

привлечет внимание ребенка или, скорее, манипулирование с этим предметом так

увлечет его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т. п.),

ребенок будет повторять это действие раз за разом -20, 40 раз и больше. Этот

факт действительно свидетельствует о том, что в отношении очень элементарных

актов, связанных со значительной эмоциональной зарядкой, ребенок уже рано может

проявить внимание в течение более или менее значи-ельного времени. Этот факт не

следует недооценивать, и его нуж-° исп°льзовать для дальнейшего развития

внимания у ребенка. Но не менее, конечно, правильным остается то положение, что

на ротяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного

з К. Маркс и ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 189.

вуссск. О внимании у маленьких детей. Пг., 1922.

ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном

процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка,

иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения

обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших

дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых

качеств.

В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация,

которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание,

опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на

мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие

объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием

ребенка.

Развитие устойчивости детского внимания вслед за Гетцер изучал Бейрль,

определяя, какова в среднем максимальная длительность детских игр в различные

возрасты. Результаты этого исследования дает следующая таблица.

Возраст

0; 6-1; О

1; 0-2; О

2; 0-3; О

3; 0-4; О

4; 0-5; О

5; 0-6; О

Наибольшая длительность игр

14,5

21,1

27,0

50,3

83,3

96,0

В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3

лет и, в частности, относительно высокий уровень его к 6 годам, на грани

школьного возраста. Это - существенное условие "готовности к обучению".

Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечений, которым

поддавался ребенок в течение 10 минут игры. В среднем они выразились в следующих

цифрах.

Возраст

2; 0-3; О

3; 0-4; О

4; 0-5; О

5; 0-6; О

Число отвлечений

3,7

2,06

1,6

1,1

Отвлеченность 2 -4-летнего ребенка в 2 - 3 раза больше отвле-РМОСТИ 4 - 6-

летнего. Вторая половина дошкольного возраста - оды непосредственно

предшествующие началу школьного обучения, такой значительный рост и концентрации

внимания.

Д1"-'

В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг инте-

сов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание -

как непроизвольное, так и произвольное - продолжает развиваться. Однако сначала

и в школе приходится еще сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.

Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успеют сказаться результаты

обучения; размер этих сдвигов, естественно, зависит от его эффективности. К 10-

12 годам, т. е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный,

часто скачкообразный рост в умственном развитии детей, развитие отвлеченного

мышления, логической памяти и т. д., обычно наблюдается также заметный рост

объема внимания, его концентрации и устойчивости. Иногда в литературе

утверждается, будто у подростка (в 14- 15 лет) приходится наблюдать новую волну

отвлекаемости. Однако никак нельзя принять это утверждение, будто внимание у

подростка вообще хуже, чем в предшествующие годы. Правильно, пожалуй, то, что в

эти годы иногда труднее бывает привлечь внимание ребенка; в частности, от

педагога для этого требуются большая работа и искусство. Но если суметь

интересным материалом и хорошей постановкой работы привлечь внимание подростка,

то его внимание окажется не менее, а более эффективным, чем внимание младших

детей.

Говоря об этих возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду

существование индивидуальных различий, и притом весьма значительных.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее

значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к

систематическому, дисциплинированному труду.

Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, ряд педагогов, начиная с

интеллектуалиста Гербарта и до современных романтиков активной школы,

рекомендовали целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного

внимания. Педагог должен овладевать вниманием учащихся и приковывать его. Для

того он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально

насыщенный материал, избегая всякой скучной учебы.

Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать у ащихся и мог

строить педагогический процесс на непроизвольном

мании, обусловленном непосредственно заинтересованностью.

тоянно требовать напряженного произвольного внимания у де-

тей, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для

того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на

непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже

самое захватывающее дело включает в себя звенья, которые не могут представлять

непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в

педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное

внимание и 2) содействовать развитию произвольного. Для возбуждения и

поддержания непроизвольного внимания можно целесообразно использовать

эмоциональные факторы: возбудить интерес, ввести известную эмоциональную

насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эти эмоциональность и

интересность были не внешними. Внешняя занимательность лекции или урока,

достигаемая рассказыванием очень слабо связанных с предметом анекдотов, ведет

скорее к рассеиванию, чем к сосредоточению внимания. Заинтересованность должна

быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности;

эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть

связана с осознанием значения того дела, которое делается.

Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из

экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие

сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его

раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить

новое содержа-ние, связывая его с уже известным, существенным, основным и

наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.221 сек.