Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития и основные понятия маркетинга




План

Лекция 1. Сущность маркетинга и основные категории рынка

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА

И ЕГО СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ (4 часа)

 

1..История развития и основные понятия маркетинга

2. Сущность маркетинга

3. Основные категории и субъекты маркетинга

4. Вид маркетинга

5. Эволюция развития концепций маркетинга

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Работа современного предприятия требует совершенствования организации, планирования и управления производственно-хозяйственной деятельностью, разра­ботки новых экономических подходов, решения следующих задач:

1) обновлять ассортимент изделий, приспосабливаться к запросам различных групп потребителей;

2) расширять сферу гарантийного послепродажного обслуживания путем созда­ния дополнительных сервисных услуг;

3) постоянно вести работу по повышению эффективности производства, укрепле­нию конкурентоспособности товаров и услуг;

4) повышать гибкость производства: оперативно внедрять новую технику и техно­логии;

5) совершенствовать организацию сбыта продукции путем исследования рынка, стимулирования объема продаж, экономического воздействия на производи­теля.

Для решения этих задач и существует маркетинг, который представляет собой комплекс мер по изучению всех вопросов, связанных с процессом реализации про­дукции: исследование продукта (услуги, работы); анализ объема товарооборота предприятия; изучение рынка, форм и каналов товародвижения; конкурентоспособ­ность товара; исследование мотивов поведения покупателя, рекламной деятельно­сти; разработка эффективных способов продвижения товаров. Этот комплекс мер можно продолжать до бесконечности.

Маркетинг применим в любой сфере человеческой деятельности, маркетинговая тема популярна у политика, мечтающего занять президентское кресло и пристальным взором, изучающего рынок свих потенциальных избирателей и возможных противников. Она актуальна в работе сотрудников контрразведки и милиции, ученых и предпринимателей, специалистов по борьбе с экономической преступностью и в теневой экономике.

Как видите, маркетинг становится компасов, путеводной звездой в деятельности всех тех, кто работает по тем или иным условиям. Мы с Вами будем изучать маркетинг, который необходим для работы всех субъектов хозяйствования в условиях становления рыночной экономики.

Немного истории. Предпосылкой возникновения маркетинга явилось развитие товарного производства и рыночных отношений. Сам термин «маркетинг» (marketing) происходит от английского слова «market» (рынок) и означает деятельность в сфере рынка и сбыта, т.е., с одной стороны, он предназначен для целей всестороннего изучения рынка, спроса на товар, желания покупателей, учета всего этого в деятельности производителя, а, с другой стороны – активное воздействие на такие компоненты, как комплексное изучение рынка, планирование производства товаров и организация сервисных услуг, выявление неудовлетворенного спроса, изучение каналов и способов стимулирования сбыта, воздействие на организацию и управление производством.

Из курса политэкономии, макро- и микроэкономики Вы знаете, что в процессе развития цивилизации изменяются и усложняются рыночные отношения. В результате возникает целый ряд причин, обуславливающих развитие маркетинга. К наиболее важным из них относятся:

§ научно-технический прогресс;

§ увеличение объемов производства товаров и их ассортимент;

§ возрастание потребностей и разнообразие их качественных характеристик;

§ глобализация рынков;

§ конкуренция производителей товаров и конкуренциях их продавцов;

§ внутрифирменная ориентация на снижение издержек производства и получение прибыли.

В результате усложняются функции и само понятие маркетинга. Зарождение маркетинга как науки датируется концом XVII века и по литературным данным происходит это в Англии. Но значительное развитие эта наука получила в США в конце XIX – начале ХХ веков.

В 1905г. в университете штата Пенсильвания был введен для изучения студентами курс «Маркетинг продуктов», а первым предпринимателем, который в своей деятельности использовал приемы маркетинга, считают К.Маккормика.

После возникновения в 1906г. первой коммерческой маркетинговой службы в ряде фирм стали создаваться отделяя маркетинга. На их основе в 1926г. в США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы, а затем – Американское общество маркетинга, переименованное в 1973г. в Американскую ассоциацию маркетинга. Распространение маркетинга на американских предприятиях сопровождалось расширением направлений его функциональной деятельности: от изучения форм и каналов сбыта до разносторонней деятельности различных предприятия и фирм и изучения потребительского спроса.

В условиях простого товарного производства производители и потребители хорошо знали друг друга, воспроизводство товаров осуществлялось для удовлетворения известных потребностей покупателей.

С развитием производительных сил, углублением разделения труда, модернизацией производства на основе достижений научно-технического прогресса возрастают потребности населения и, следовательно, повышается спрос. Поэтому перед производителями возникает задача увеличения производства товаров, но проблем со сбытом еще не существует. Однако наступает такой период (середина ХХ века), когда предложение стало превышать спрос. Решение проблемы эффективности предприятий, обеспечение безубыточности теперь напрямую связано с деятельность по изучению рынка. Маркетинг становится важнейшей сферой деятельности предпринимателей.

Конец ХХ века в развитых капиталистических странах отмечен сменой индустриальной эры на информационную, переходом от имущественного развития отраслей материального производства к значительному росту сферы услуг; от доминирующей роли акционерных обществ и крупных корпораций с жестким разделением капитала – собственности и капитала функции к возрастанию роли малых и средних предприятий, основанная на деловом партнерстве, к кооперативной формой собственности, при которой каждый работник становится в той или иной мере совладельцем средств производства и реальным участником процесса принятия управленческих решений; от роста численности производственных рабочих и их доли в составе занятых к увеличению удельного веса мелких и средних предпринимателей, работников управления и преимущественно умственного труда; к практическому исчезновению класса крестьянства, на место которого пришел класс сельскохозяйственных предпринимателей и кооператоров при резком снижении доли наемного труда.

Существенной особенностью информационной эры, как отмечает экономист В.Е.Хруцкий, стало гибкое немассовое производство, ориентированное на индивидуальные запросы потребителей, на малую емкость рынков, на сегменты и ниши рынка, что требовало, в свою очередь, хорошо организованного маркетинга.

В бывшем СССР, когда функционировало командно-административное управление всеми производственными и рыночными отношениями при отсутствии частной собственности на средства производства и жесткой конкуренции среди товаропроизводителей, существовал сверхмонополизированный рынок, где фактическими продавцами и покупателями выступали министерства и ведомства.

Государственные органы, в обязанности которых входило обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимыми материально-техническими ресурсами и организация сбыта продукции, выполняли некоторые функции маркетинга. Через систему государственного планирования определялись уровень производства продукции, ее качество, потребности в ресурсах; устанавливались необходимые экономические взаимосвязи между производителями и потребителями. Основной функцией маркетинга, практически, было планирование. В этих условиях механизм обмена характеризовался чрезмерно высокой степенью централизации планирования, директивностью устанавливаемых взаимосвязей между потребителями и производителями продукции, деформацией закона стоимости, высоким уровнем монополизации научно-технической деятельности, что наряду с таким положительным явлением как гарантия сбыта, приводило к производству и реализации морально устаревшей продукции. В результате на определенном этапе стали проявляться процессы торможения экономического развития.

Неразвитость рыночных отношений в экономике бывшего СССР и его республик ограничивала применение маркетинга, поэтому термин «маркетинг» не изучался и не употреблялся, за исключением внешнеэкономической деятельности. Рыночная среда, жесткая конкуренция на мировых рынках заставляли считаться с реальностью и применять маркетинг. Не случайно в словаре иностранных слов, изданном в г.Киеве в 1974г., приводится этот термин, под которым понимается организация сбыта товаров на внешнем рынке.

Вместе с тем рыночные отношения не могут развиваться без использования планирования. Опыт развития постсоциалистических стран, Украины в том числе, наглядно показал, это. Поэтому, как справедливо подчеркивает П.Томчани, планирование и рынок только на первый взгляд могут казаться противоположными явлениями. В действительности маркетинг приближает их одно к другому и обеспечивает плановость, приспособленную к закономерностям рынка и спросу потребителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.