Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура организационной культуры




ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 2

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В США И СТРАНАХ ЗАПАДА

Существуют две основные причины повышенного внимания к организационной культуре в странах Запада и США.

Во-первых, в 1970-е годы у американских компаний появился мощный конкурент в лице Японии — страны с абсолютно иной культурой (как национальной, так и ор­ганизационной). Депрессия американской экономики 1970-х — начала 1980-х годов привела крупные и мелкие компании к многочисленным трениям и конфликтам между управляющими и работниками. Американская система управления стала подвергаться обоснованной критике. В то же время в Японии наблюдалась стабиль­ность развития. Именно в тот период американские тео­ретики и практики менеджмента выявили в корпоратив­ной культуре японских фирм то объединяющее начало, которое способно идейно сплачивать сотрудников, а так­же поощрять кооперацию, повышать степень «мягкого» контроля, а в результате способствовать росту производи тельности труда и экономической эффективности компа­нии.

Во-вторых, многие ученые стали критиковать жесткую бюрократическую структуру организации (не характер­ную для Японии) за присутствовавший в ней дух обезли-ченности. Организация такого типа становилась похожей на запрограммированную машину, мало восприимчивую к динамичным изменениям во внешней среде. Внимание стало акцентироваться на растущей гуманизации компа­нии, создании на предприятии здорового психологиче­ского климата, объединяющего его работников в спло­ченный коллектив. Такой коллектив должен был разде­лять определенные этические, эстетические, культурные ценности и сознавать взаимосвязь своих целей и судеб. Было обнаружено стремление людей получать от работы (где они проводят большую часть своего времени) не только зарплату, но и моральное удовлетворение. В ре­зультате оказались востребованными остальные жизнен­но важные функции работы, связанные с реализацией множества человеческих потребностей высшего порядка (принадлежность к коллективу, самовыражение, само­уважение и т.п.), чему и способствовала концепция кор­поративной культуры.

 

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ

Организационная культура выражается во многих со­ставляющих. Каждый ее элемент следует подробно опи­сать.

Культура представляет собой ценностные ориентации, нормы, писанные и неписанные законы, официальный и неофициальный обмен информацией. Причем нефор­мальный обмен мнениями, как правило, более быстрый и достоверный, чем формальный. Устная информация и обмен мнениями чаще всего более эффективны, чем письменные объявления и предписания. При помощи брошюры об основных направлениях деятельности об­щаться невозможно.

Язык — объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, система знаков и симво­лов, имеющих определенное значение, которое люди ус­ваивают в процессе воспитания и получения образования. С помощью языка формируется и передается культура.

Общение — обмен информацией и смыслом информа­ции между двумя и более людьми.

Символика, которая при удачном подборе способству­ет передаче основных ценностей организации ее сотруд­никам. Так, символами высокого статуса являются:

• отдельные столовые для руководителей;

• отдельные места для стоянки автомобилей;

• одежда и знаки различия.

В последние годы во многих западных компаниях на­блюдается тенденция поиска других путей признания до­стижений и обеспечения возможности профессиональ ного роста сотрудников и выявления их способностей. Так, к ним могут быть отнесены более широкие долж­ностные обязанности, назначение руководителями про­ектов, горизонтальные перемещения, самостоятельность в выборе проектов. Такой подход способствует устране­нию чувства дистанции, вызываемого символами статуса, приводит к улучшению взаимодействия между сотрудни­ками и помогает перейти к коллективной работе.

Мифология — это система словесных символов. Со­держательная часть мифологии предприятия существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые су­ществуют на предприятии. Как правило, они связаны с создателем предприятия и призваны в наглядной, живой, образной форме довести до сотрудников ключевые цен­ности. Через мифологию могут быть объяснены все важ­нейшие проблемы деятельности предприятия: вознаграж­дение, контроль, различие статусов и т.п. Мифологию быстро развивают сформированные корпоративные куль­туры.

Лозунги могут отражать как ключевые ценности пред­приятия, так и впечатление, которое предприятие стре­мится произвести на других.

Легенды отображают историю и создаются на основе изменений, происходящих в организации. Легенды пере­дают унаследованные ценностные ориентации, способ­ствуют развитию новых культур. Но не все события со­держат материал, из которого получаются легенды.

Обряды — это стандартные и регулярные мероприятия коллектива, осуществляемые в установленное время и по определенному поводу для оказания влияния на поведе­ние и понимание сотрудниками организационного окру­жения. Обряд оказывает эмоционально-психологическое воздействие на людей.

Ритуалы — система обрядов. Функцией ритуалов яв­ляется укрепление структуры организации. Ритуалы сим­волизируют убеждения, играющие существенную роль в организации. Злоупотребление ритуалами происходит тогда, когда их используют только для формальности. Су­ществуют следующие разновидности ритуалов:

инициирующие ритуалы, которые совершаются при вступлении в коллектив и демонстрируют новому со­труднику, что ценится в организации;

ритуалы, выражающие признание (такие как юбилеи, публичные поощрения, участие в поощрительных по­ездках), демонстрирующие, в чем состоят интересы организации, что вознаграждается и торжественно празднуется.

Обычаи — это воспринятая из прошлого форма соци­альной регуляции деятельности и отношения людей, ко­торая воссоздается в определенном обществе или соци­альной группе и является привычной для его членов. Обычай заключается в неукоснительном соблюдении воспринятых из прошлого установок. В роли обычая мо­гут выступать различные обряды, праздники, производ­ственные навыки и т.д.

Традиции — элементы социального и культурного на­следия, передающиеся из поколения в поколение и со­храняющиеся в определенном сообществе в течение длительного периода времени. Они существуют во всех социальных системах и являются важным условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям может привести к нарушению преемственно­сти в развитии общества и культуры, к потере ценност­ных достижений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.