КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура организационной культуры
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Тема 2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В США И СТРАНАХ ЗАПАДА Существуют две основные причины повышенного внимания к организационной культуре в странах Запада и США. Во-первых, в 1970-е годы у американских компаний появился мощный конкурент в лице Японии — страны с абсолютно иной культурой (как национальной, так и организационной). Депрессия американской экономики 1970-х — начала 1980-х годов привела крупные и мелкие компании к многочисленным трениям и конфликтам между управляющими и работниками. Американская система управления стала подвергаться обоснованной критике. В то же время в Японии наблюдалась стабильность развития. Именно в тот период американские теоретики и практики менеджмента выявили в корпоративной культуре японских фирм то объединяющее начало, которое способно идейно сплачивать сотрудников, а также поощрять кооперацию, повышать степень «мягкого» контроля, а в результате способствовать росту производи тельности труда и экономической эффективности компании. Во-вторых, многие ученые стали критиковать жесткую бюрократическую структуру организации (не характерную для Японии) за присутствовавший в ней дух обезли-ченности. Организация такого типа становилась похожей на запрограммированную машину, мало восприимчивую к динамичным изменениям во внешней среде. Внимание стало акцентироваться на растущей гуманизации компании, создании на предприятии здорового психологического климата, объединяющего его работников в сплоченный коллектив. Такой коллектив должен был разделять определенные этические, эстетические, культурные ценности и сознавать взаимосвязь своих целей и судеб. Было обнаружено стремление людей получать от работы (где они проводят большую часть своего времени) не только зарплату, но и моральное удовлетворение. В результате оказались востребованными остальные жизненно важные функции работы, связанные с реализацией множества человеческих потребностей высшего порядка (принадлежность к коллективу, самовыражение, самоуважение и т.п.), чему и способствовала концепция корпоративной культуры.
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ Организационная культура выражается во многих составляющих. Каждый ее элемент следует подробно описать. Культура представляет собой ценностные ориентации, нормы, писанные и неписанные законы, официальный и неофициальный обмен информацией. Причем неформальный обмен мнениями, как правило, более быстрый и достоверный, чем формальный. Устная информация и обмен мнениями чаще всего более эффективны, чем письменные объявления и предписания. При помощи брошюры об основных направлениях деятельности общаться невозможно. Язык — объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, система знаков и символов, имеющих определенное значение, которое люди усваивают в процессе воспитания и получения образования. С помощью языка формируется и передается культура. Общение — обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми. Символика, которая при удачном подборе способствует передаче основных ценностей организации ее сотрудникам. Так, символами высокого статуса являются: • отдельные столовые для руководителей; • отдельные места для стоянки автомобилей; • одежда и знаки различия. В последние годы во многих западных компаниях наблюдается тенденция поиска других путей признания достижений и обеспечения возможности профессиональ ного роста сотрудников и выявления их способностей. Так, к ним могут быть отнесены более широкие должностные обязанности, назначение руководителями проектов, горизонтальные перемещения, самостоятельность в выборе проектов. Такой подход способствует устранению чувства дистанции, вызываемого символами статуса, приводит к улучшению взаимодействия между сотрудниками и помогает перейти к коллективной работе. Мифология — это система словесных символов. Содержательная часть мифологии предприятия существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые существуют на предприятии. Как правило, они связаны с создателем предприятия и призваны в наглядной, живой, образной форме довести до сотрудников ключевые ценности. Через мифологию могут быть объяснены все важнейшие проблемы деятельности предприятия: вознаграждение, контроль, различие статусов и т.п. Мифологию быстро развивают сформированные корпоративные культуры. Лозунги могут отражать как ключевые ценности предприятия, так и впечатление, которое предприятие стремится произвести на других. Легенды отображают историю и создаются на основе изменений, происходящих в организации. Легенды передают унаследованные ценностные ориентации, способствуют развитию новых культур. Но не все события содержат материал, из которого получаются легенды. Обряды — это стандартные и регулярные мероприятия коллектива, осуществляемые в установленное время и по определенному поводу для оказания влияния на поведение и понимание сотрудниками организационного окружения. Обряд оказывает эмоционально-психологическое воздействие на людей. Ритуалы — система обрядов. Функцией ритуалов является укрепление структуры организации. Ритуалы символизируют убеждения, играющие существенную роль в организации. Злоупотребление ритуалами происходит тогда, когда их используют только для формальности. Существуют следующие разновидности ритуалов: • инициирующие ритуалы, которые совершаются при вступлении в коллектив и демонстрируют новому сотруднику, что ценится в организации; • ритуалы, выражающие признание (такие как юбилеи, публичные поощрения, участие в поощрительных поездках), демонстрирующие, в чем состоят интересы организации, что вознаграждается и торжественно празднуется. Обычаи — это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воссоздается в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай заключается в неукоснительном соблюдении воспринятых из прошлого установок. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного периода времени. Они существуют во всех социальных системах и являются важным условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям может привести к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к потере ценностных достижений.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |