КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дзендзюра Владимир ХМАО- ЮГРА. 2 страница
Рис. 12.13. Принципиальные схемы бетоносмесителей: а — гравитационные с вращающимися барабанами; б...г — принудительного действия с лопастями на вращающихся валах, непрерывного действия, противоточные, роторные; rbr— расстояние от оси барабана до осей лопастей Дозаторы на бетоносмесительных установках цикличного действия отмеряют массу или объем компонентов по дозам, а на установках непрерывного действия — непрерывным взвешиванием. На современных установках операции загрузки и взвешивания доз составляющих автоматизированы. Заводы бетонной смеси принято классифицировать по принципу действия бетономешалок и дозаторов нацикличного и непрерывного действия; по вертикальной компоновке оборудования — одно- и двухступенчатые (см. рис. 12.12, а, б), по расположению бетономешалок в плане — с однорядным, двухрядным и гнездовым расположением (см. рис. 12.12, в). Разработаны типовые проекты бетонных заводов цикличного действия, которые промышленность поставляет потребителям. Недостатки таких заводов — значительный строительный объем зданий, большая металлоемкость оборудования, ограниченная производительность, высокая этажность здания бетоносмесительной установки. Заводы непрерывного действия наиболее эффективны на объектах природообустройства с большими объемами работ при изготовлении одномарочных бетонов. Такие заводы использовали на строительстве Ингурской, Красноярской, Саяно-Шушенской гидроэлектростанций и других объектах. На бетонных заводах непрерывного действия применяют горизонтальную компоновку оборудования (в отличие от вертикальной схемы, принятой на заводах цикличного действия). Такие бетонные заводы по сравнению с заводами цикличного действия имеют меньший строительный объем зданий, меньшую металлоемкость оборудования и более высокую производитель- ность. Промышленность может серийно выпускать бетонные заводы непрерывного действия с одной, двумя и тремя технологическими линиями по индивидуальным проектам производительностью от 15 до 150 м3/ч. Передвижные установки непрерывного действия можно монти- ровать на прицепах по одноступенчатой схеме и комплектовать со складом цемента, состоящим из силосной банки и бункера. Для выполнения больших объемов бетонных работ, рассредо- точенных на большой территории (гидромелиоративной системы, системы водоснабжения, защиты территорий от затопления и подтопления, противопаводковые системы и др.), используют не- сколько цементно-бетонных заводов или бетоносмесительных ус- тановок. Передвижные бетоносмесительные установки размещают за пределами зоны действия стационарных ЦБЗ. Строительство ЦБЗ и передвижных установок требует значительных затрат времени и ресурсов, и это необходимо учитывать при разработке календарных планов строитель- ства объектов. Склады цемента предназначены для хра- нения цемента, который поступает на бе- тонный завод с одного или нескольких за- водов-изготовителей. На складе бетонного завода должны быть созданы условия для отдельного хранения различных типов и марок цемента. Перемешивание цементов различных типов, марок и разных заводов- поставщиков не допускается. При строительстве объектов природо- обустройства используют типовые склады цемента силосного типа заводского изго- товления в виде металлических банок вме- стимостью от 15 до 1000 т (рис. 12.14). Цемент из вагонов-цементовозов или автоцементовозов подают в силосные бан- Рис. 12.14. Типовой инвентарный силос на 15 т цемента: 1 — фильтр; 2 — указатель уровня цемента; 3 — загрузочная труба; 4 — силос; 5 — шиберный затвор; 6 — шнек выдачи цемента и силоса ки с помощью пневморазгружателей. Во избежание слеживания и образования комков цемент регулярно (не реже чем через 2.3 сут) перекачивают из банки в банку по замкнутой схеме. Из силосных банок с помощью сжатого воздуха от компрессорных установок по трубам-цементоводам или шнековыми конвейерами, или вертикальными ковшовыми элеваторами цемент подают в приемный бункер бетоносмесительной установки. На базе типовых автомобилей созданы автоцементовозы вместимостью от 3,5 до 21 т. Склады заполнителей предназначены для хранения щебня или гравия — крупного заполнителя и песка — мелкого заполнителя. Для строительства объектов природообустройства используют крупный заполнитель из песчаников, известняков, а в отдельных случаях для получения бетонов высоких марок используют крупный заполнитель изверженных пород: гранитов, диабазов и др. По крупности зерен щебень и гравий подразделяются на фракции: 5.10, 10.20, 20.40, 40.70(80) и 70(80).120 мм. Песок для бетонной смеси применяют либо одной фракции — 0,14.5 мм, либо рассортированный на две фракции: 0,14.0,63 и 0,63.5 мм. На складах заполнители хранят раздельно. Для хранения песка, щебня или гравия в основном предназначены склады открытого типа. На таких складах заполнитель по фракциям складируют в штабели или траншеи (рис. 12.15). Заполнители подают в штабели или траншеи: сверху ленточными транспортерами, размещенными вдоль склада на эстакаде; сверху из автосамосвалов, въезжающих на эстакаду; штабелеукладчиком, перемещающимся вдоль склада; разгрузочной машиной из железнодорожных полувагонов. Под штабелем заполнителя имеется галерея с ленточным транспортером, по которому подают заполнитель к наклонной галерее бетоносмесительной установки. Подача заполнителей регулируется виброзатворами-питателями, расположенными под штабелями над галереей. Установку для подогрева заполнителей используют на складах закрытого типа. Во избежание смерзания заполнителей и получения бетонной смеси необходимой температуры в зимнее время заполнители подогревают с помощью регистрового отопления, устанавливаемого в штабелях. Если этого подогрева недостаточно, то заполнители подогревают в металлических бункерах с паровыми регистрами. Бункеры располагают между складом и бетоносмесительной установкой. В бункере закрытый пар с температурой 30.40 °С циркулирует по системе труб (рис. 12.16, а) или острый пар выпускается из пер- .■гг e i—l'rdL-j ЙГ e Рис. 12.15. Схема складов песка, щебня, гравия: а...г — подача материалов в открытые штабельные склады ленточным транспортером, автосамосвалами, штабелеукладчиком, разгрузочной машиной С-492 из железнодорожных полувагонов; д — закрытый склад; 1 — транспортер; 2 — эстакада; 3 — решетчатый железобетонный настил эстакады; 4 — транспортерная подземная галерея; 5 — транспортер в галерее; 6 — виброзатвор-питатель Рис. 12.16. Установки для подогрева заполнителей: а — бункер для подогрева песка, щебня или гравия «закрытым» паром; б — то же «острым» паром; 1 — бункер для песка; 2, 5 — верхние и нижние транспортеры; 3 — бункер для щебня или гравия; 4 — паропроводы; 6 — решетка из перфорированных труб форированных труб в массу заполнителя (рис. 12.16, б). Для подогрева песка более эффективен сушильный барабан. Установка для подогрева воды является водонагревателем. Носитель тепла в ней — закрытый горячий пар. Подогретая вода по трубе подается в расходный бак и через дозатор — в бетоносмесительную установку. Компрессорная установка снабжает сжатым воздухом устройства пневматического транспорта цемента, затворы бункеров и дозаторов. Производительность компрессоров — 10.100 м3/ч при рабочем давлении от 0,4 до 0,8 МПа. б в Рис. 12.17. Схема заготовки арматуры и устройств для гнутья: а — схема заготовки легкой арматуры: 1 — бухта проволоки на вертушке; 2 — правильный барабан; 3 — плашки; 4 — ролики, протягивающие проволоку; 5 — ролики с ножами для отрезания проволоки; 6 — упор с выключателем ножей; б — ручной станок; в — схемы последовательного положения рабочего органа механического станка (изгибающего диска) при гнутье арматурной стали; 1 — упор; 2 — осевой палец; 3 — рукоять; 4 — изгибающий палец; 5 — рабочие планки; 6 — упорный палец; 7 — рабочие пальцы; 8 — арматурная сталь Опалубочный цех предназначен для изготовления деревянной опалубки. Основное механическое оборудование опалубочного цеха: циркулярные и маятниковые пилы; строгальный и долбежный станки и др. Арматурный цех предназначен для изготовления арматуры. Арматурную сталь диаметром до 14 мм называют легкой, более 14 мм — тяжелой. Легкую арматуру доставляют в цех с завода в бухтах (мотках) массой 80.200 кг, а тяжелую — в виде стержней длиной 4.12 м, связанных проволокой в пачки. На месте складирования легкую арматуру при помощи крана укладывают в штабели высотой до 2 м, а арматурные стержни — высотой 1.1,5 м. Основное механическое оборудование арматурного цеха: станки для правки и резки арматуры; гибочные станки; электросварочные аппараты; крановое оборудование. Схема заготовки арматуры показана на рисунке 12.17. Вспомогательные установки: для контрольного грохочения крупных заполнителей и их очистки; установки для промывки песка с целью отмыва пылевидных частиц; установки для приготовления естественного и искусственного льда для регулирования температуры выпускаемой бетонной смеси могут также входить в состав бетонного хозяйства. Состав бетонного хозяйства определяется проектом в зависимости от условий строительства, типа сооружений, качества заполнителей, цемента и воды. Контролирует качество бетонной смеси строительная лаборатория. 12.8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СБОРНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА НА ЗАВОДАХ И ПОЛИГОНАХ Небольшие сооружения, рассредоточенные по территориям (сетевые сооружения на гидромелиоративных системах, сооружения водопроводной и канализационной систем, а также отдельные конструкции гидротехнических сооружений, электростанций и насосных станций и др.), сложно возводить способом монолитной кладки. Это связано с доставкой бетонной смеси малым объемом на большие расстояния, устройством на месте опалубки и установкой арматуры, уплотнением бетонной смеси в блоках бетонирования, большими затратами труда, при низкой производительности труда (неполное использование строительными машинами рабочего времени) усложняется проведение контроля качества работ. Применение сборных железобетонных деталей в конструкциях сооружений устраняет перечисленные недостатки. Изготовление деталей в заводских условиях и монтаж из них сборных железобетонных сооружений и конструкций обеспечивают определенный экономический эффект, прежде всего в экономии строительных материалов. Повышается качество железобетона, упрощается организация контроля, повышается индустриаль- ность строительства, снижаются трудоемкость и сроки выполнения работ. Стоимость сборного железобетона всегда больше стоимости монолитного железобетона. Это объясняется системой ценообразования. Поэтому переход на использование сборного железобетона должен быть обоснован технико-экономическими показателями: индустриальностью работ, ускорением темпов и снижением трудоемкости работ, снижением использования ручного труда и т. д. При решении вопросов организации производства сборных железобетонных деталей в первую очередь рассматривают возможность изготовления отдельных типов деталей на предприятиях стройиндустрии, имеющихся в районе строительства. Если заводы и предприятия по изготовлению сборных железобетонных деталей в районе строительства отсутствуют, то их изготовление предусматривают на предприятиях собственной производственной базы. Конструктивные детали (изделия) для сборных железобетонных сооружений изготовляют на специальных предприятиях-заводах и полигонах железобетонных изделий. Заводы ЖБИ относятся к постоянно действующим предприятиям с производительностью до 50.100 тыс. м3 деталей в год, а иногда и более. Их обычно специализируют на серийном выпуске относительно ограниченной номенклатуры изделий. Технологические операции по изготовлению деталей выполняют на нескольких поточных линиях, расположенных в зданиях постоянного назначения. Строят заводы в районах с большим объемом строительства из сборного железобетона. Полигоны ЖБИ представляют собой предприятия, на которых все технологические операции по изготовлению деталей или только часть из них выполняют на открытых площадках. Поэтому многие полигоны работают лишь в теплое время года. Однако есть полигоны, особенно в южных районах страны, работающие круглый год. Положительные качества полигонов (по сравнению с заводами) — возможность строительства в относительно короткий срок при сравнительно небольших затратах; кроме того, на полигонах легче организовать изготовление разнообразных по конструкции и типоразмерам изделий. В составе заводов и полигонов имеются цеха приготовления бетонной смеси (бетоносмесительный), арматурный, опалубоч ный, формовочный, твердения бетона, готовых изделий и др. (рис. 12.18). Детали изготовляют на заводах и полигонах в специальных формах, размеры и очертания внутренних стенок которых строго соответствуют размерам изготовляемой в ней детали. Наиболее часто применяют металлические сборно-разборные формы, состоящие из поддона и бортов, шарнирно прикрепленных к поддону. При распалубливании изделия борта откидывают на 30.45°. Для изготовления крупных деталей со сложной геометрической формой используют железобетонные формы — матрицы. Процесс изготовления деталей включает: приготовление бетонной смеси и доставку ее к формам; изготовление арматуры и доставку ее к формам; подготовку форм к укладке в них арматуры и бетонной смеси; армирование изделий и предварительное растяжение арматуры в случае изготовления изделия из предварительно напряженного бетона; укладку бетонной смеси в формы и ее уплотнение (формование изделия); твердение отформованных изделий в камерах пропаривания; распалубливание изделий и доставку их на склад готовой продукции. \1 б в г Рис. 12.18. Схема завода или полигона для изготовления деталей для сборных железобетонных сооружений: а — генплан; б...г — обслуживание стендов подземными кранами разных типов: козловым, башенным, мостовым и башенным; I — бетоносмесительный цех; II — котельная; III — арматурный цех; IV — склад арматуры; V — формовочный цех; VI — цех ремонта форм; VII — служебные, бытовые помещения и лаборатории; VIII — цех твердения; IX — склад готовых деталей; 1 — камеры пропаривания; 2 — готовые детали Каждый из указанных процессов представляет ряд отдельных операций, выполняемых в определенной последовательности при помощи специального оборудования. Подготовка формы к формованию в ней нового изделия заключается в очистке ее стенок от приставших к ним частиц бетона (после изъятия из формы готового изделия) и смазке дна и боковых стенок формы специальным составом. Формы очищают от приставшего к ним бетона вращающимися проволочными щетками. Крупные, плотно приставшие частицы бетона срубают зубилами вручную. Дно и борта формы смазывают для уменьшения сцепления с ними бетона отработавшим машинным маслом или специальной эмульсионной смазкой, например: масло отработанное — 1 часть, цемент — 1,4 части, вода — 0,3...0,4 части по массе. Применение эмульсионных смазок облегчает распалублива- ние изделия и обеспечивает получение гладких и чистых поверхностей. Смазку наносят распылителем слоем 0,1.0,3 мм или кистью слоем 0,2.0,3 мм. Наносить на поверхность форм слой смазки толщиной более 0,3 мм нельзя, так как при этом поверхность изделия покрывается пятнами, а формы остаются загрязненными. Армирование изделий проводят прутковой арматурой, сварными арматурными сетками и каркасами. Арматурные элементы изготовляют в арматурных цехах механизированным способом. Арматурные сетки и каркасы укладывают в формы на цементные или бетонные прокладки, которые должны обеспечивать неподвижность арматуры в форме при укладке и уплотнении в ней бетонной смеси, а также для получения над арматурой необходимого защитного слоя бетона. Толщину защитного слоя назначают проектом, для различных изделий она колеблется от 10 до 80 мм. Для изготовления напряженного железобетона арматуру либо натягивают домкратами в самой форме и затем бетонируют, либо пропускают через специальные отверстия в готовых изделиях, растягивают домкратами и защемляют выпуски концов ее на изделии. Одновременно с укладкой арматуры устанавливают монтажные петли, необходимые для строповки изделия. Укладку бетонной смеси в формы осуществляют на полигонах самоходным бетонораздатчиком, движущимся по рельсам, между которыми установлены формы, или при помощи ковш-бадьи, подаваемой к формам краном. К бетонораздатчику и ковш-бадье бетонную смесь подвозят на автосамосвалах. На полигонах простейшего типа заполнять формы бетонной смесью можно непосредственно из транспортных средств. На крупных механизированных заводах железобетонных изде- лий бетонную смесь непосредственно от бункера бетонного завода к формам подают бетонораздатчиком, который перемещается по рельсам, проложенным по прогонам эстакады. Уплотнение бетонной смеси в формах можно вести различны- ми способами: на крупных заводах — на виброплощадках; на полигонах — внутренними или поверхностными вибраторами в зависимости от размеров изделия и насыщенности его армату- рой. Для уплотнения бетонной смеси при изготовлении круглых труб и полых свай применяют станки со свободным вращением — центрифуги. Действие станков основано на том, что при быстром вращении отформованного изделия на бетонную смесь начинают действовать центробежные силы, которые и уплотняют ее. Теплообработку изделий паром применяют для ускорения твер- дения бетона в отформованном изделии в пропарочных камерах. Наиболее часто применяют стационарные камеры ямного типа (рис. 12.19) шириной 2.4 м, длиной 4.8 и глубиной 1,5.3 м. Стенки камеры устраивают из бетона или красного кирпича с пос- ледующим оштукатуриванием цементным раствором. Камеры закрывают съемной крышкой (деревянной с металли- ческим каркасом или цельнометаллической) с паро- и теплоизо- ляцией. Пар в камеры поступает по перфорированным трубам, уложенным внизу камеры. Отформованные изделия укладывают в ямную камеру в не- сколько ярусов, оставляя между ними зазоры, образуемые про- кладками. Коэффициент заполнения ямных камер составляет 0,15.0,25 в зависимости от формы и размеров пропариваемых из- делий. После установки отформованных изделий камеру закрывают и пускают пар. При этом температуру постепенно повышают на 20.25 °С в час и так доводят до 70.85 °С. Период изотермического прогрева при атмосферном давлении длится 12.16 ч в зависимости от подвижности бетонной смеси. Период изотермического прогрева — это длительность прогрева при посто- янной (одинаковой) температуре. Темп снижения температуры в камере Рис. 12.19. Схема пропарочной камеры: 1 — паропровод из котельной; 2 — крышка камеры; 3 — изделие; 4 — песчаный или водяной затвор; 5 — труба для удаления избытка паровоздушной смеси; 6 — гид- равлический клапан; 7 — перфорированные трубы (стрелками показано направление выхода пара) в Рис. 12.20. Технологические схемы производства деталей сборных железобетонных сооружений разными способами: а — стендовым; б — конвейерным; в — поточно-агрегатным; I, II, III — подача арматуры, бетонной смеси, новых форм; IV — подача готовых деталей на склад; посты: 1 — очистки форм; 2 — смазки форм; 3 — установки арматуры; 4 — предварительного напряжения арматуры; 5 — заполнения форм бетонной смесью; 6 — уплотнения смеси; 7 — вакуумирования; 8 — ускорения твердения (пропаривание); 9 — освобождения из форм; 10 — контроль качества; 11 — ликвидация устранимых дефектов; 12 — ремонт форм по окончании изотермического прогрева не должен превышать 30.40 °С в час. Кроме камер ямного типа применяют сборно-разборные камеры и реже камеры высокого давления (до 800.900 кПа) с температурой до 17 °С. Распалубку (изъятие изделий из форм) проводят через 10.15 мин после окончания термообработки изделия. Готовые изделия отправляют на склад готовой продукции, где хранят в штабелях, кассетах или другими способами, исключающими деформацию изделий. Технологические схемы изготовления деталей для сборных сооружений по выполнению и организации рассмотренных процессов подразделяют на стендовую, поточно-агрегатную и поточноконвейерную (рис. 12.20, а.в). При стендовой схеме все процессы формования изделия осуществляют на одном месте — стенде, а рабочие с инструментом последовательно переходят от одного стенда к другому и выполняют необходимые операции. Стендом для формования изделий обычно служат пропарочные камеры ямного типа. В некоторых случаях в качестве стендов применяют открытые выровненные или покрытые бетонными плитами площадки. При поточно-агрегатной схеме, применяемой на заводах и крупных полигонах, изделия в процессе изготовления перемещают одно за другим через ряд постов, оборудованных различными агрегатами или устройствами. Длительность пребывания изделий на постах — от нескольких минут при вибрировании изделия до нескольких часов в пропарочной камере. Поточно-конвейерную схему применяют на крупных специализированных заводах. При этой схеме железобетонные изделия в жесткой форме перемещаются по конвейеру с заданным ритмом движения вдоль технологической линии, включающей и пропарочную камеру. Линия оснащена необходимым стационарным оборудованием. Применение сборного железобетона на объектах природообустройства позволяет выполнить на заводах и полигонах ЖБИ все процессы по изготовлению необходимых изделий. На стройплощадках выполняют только их монтаж, заделку и омоноличивание стыков, гидроизоляцию подземных частей сооружения. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое материально-техническая база строительства? 2. Чем отличается мощность строительно-монтажной организации от производственной мощности других предприятий? 3. Назовите основные виды предприятий производственной базы строительной организации. 4. Как определяют расчетную месячную потребность в строительной продукции предприятий производственной базы? 5. Назовите состав материально-технических ресурсов, используемых в строительстве. 6. Как строительные организации получают материально-технические ресурсы? 7. Какова роль и функции управления производственно-технологической комплектации (УПТК)? 8. Назовите нерудные материалы. Как их используют в строительстве? 9. Как определяют параметры карьеров нерудных материалов? 10. Назовите способы добычи нерудных материалов. 11. Как организуют переработку камня на щебень? 12. Как организуют переработку гравийно-песчаной смеси? 13. Назовите состав предприятий бетонного хозяйства; их назначение. 14. Как определить потребную производительность бетоносмесительной установки? 15. Как определить эксплуатационную производительность бетономешалки? 16. Назовите достоинства и недостатки применения сборного железобетона в конструкциях сооружений. 17. Как организуют изготовление сборных железобетонных изделий на заводах и полигонах ЖБИ? Глава 13 ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ В РУСЛОВОЙ ЧАСТИ РЕК 13.1. ВЫБОР СТРОИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ И СХЕМ ПРОПУСКА К объектам природообустройства, возводимым в русловой части рек, относят: гидроузлы, насосные станции первого подъема, водозаборные и водосбросные сооружения, противопаводковые и руслорегулирующие сооружения и др. Наиболее крупные и сложные в исполнении — гидротехнические узлы. В них могут входить: плотины, здания гидроэлектростанций, водозаборные и водосбросные сооружения, водовыпус- ки, подводящие и отводящие воду каналы, водоприемники, отстойники и другие сооружения. Чтобы построить сооружение в русле реки, необходимо прежде всего отвести воду и защитить котлованы сооружений от затопления. Отвести воду и защитить котлованы сооружений от затопления можно с помощью временных сооружений: перемычек, дамб, каналов, тоннелей, временных и постоянных донных отверстий и проходов в бетонных частях основных сооружений (отверстия подводных блоков ГЭС, донные отверстия плотин, проходы судоходных шлюзов и др.). Однако временные сооружения в русловой части рек нарушают естественный режим реки: стесняют живое сечение русла, разделяют русловой поток на отдельные части, меняют уровни и скорости течения воды в русле и т. д., и это необходимо учитывать при выборе схемы пропуска строительных расходов. Все расходы воды в реке, притекающие к участку строительства (створу) сооружения, принято называть строительными. Совокупность временных сооружений и мероприятий, обеспечивающих пропуск строительных расходов через участок строительства, называют схемой пропуска строительных расходов.Последняя зависит: от компоновки объекта, гидрологических, топографических, геологических и строительно-хозяйственных условий района строительства, комплексного использования реки, материала и типа сооружений, срока строительства, напора и высотного положения сооружений. Пропуск строительных расходов влияет на стоимость, сроки и последовательность строительства. Поэтому при разработке календарных планов необходимо учитывать пропуск строительных расходов. При комплексном использовании реки необходимо в период пропуска строительных расходов обеспечить судоходство, сплав леса и пропуск рыбы, возможность аккумуляции расходов перемычками в целях обеспечения водоснабжения и ирригации и др. Класс временных сооружений для пропуска строительных расходов выбирают в соответствии с действующими нормами проектирования гидротехнических сооружений (табл. 13.1). 13.1. Расчетные обеспеченности для временных гидротехнических сооружений при пропуске строительных расходов Сооружения, возводимые в обычных — 10 условиях При повышенных требованиях к надеж- IV 5 ности и безопасности При высоких требованиях к надежности III 3 и безопасности Некрупные сооружения на мелких и пе- — > ресыхающих водотоках при сроках строительства до одного года При выборе расчетной вероятности превышения максимальных расчетных расходов принимают во внимание также срок строительства сооружений. Расчетные строительные расходы зависят от срока строительства. Их выбирают для каждой очереди строительства по гидрографу реки и графику связи уровней воды с расходами реки (рис. 13.1). При сроках строительства до одного года все основные работы в русле реки целесообразно выполнить между максимальными паводками (рис. 13.1, а). Тогда не надо возводить высоких организационных перемычек, сокращаются объемы работ и стоимость временных сооружений. При сроках строительства более одного года за расчетный строительный расход принимают максимальный паводковый расход (рис. 13.1, в, г). Строительные расходы пропускают тремя методами: через временные сооружения, расположенные вне русла реки: лотками; отводными каналами; тоннелями; трубами; по отдельным участкам русла реки при секционном возведении сооружений; г Рис. 13.1. Выбор расчетных строительных расходов в зависимости от сроков строительства: а — при сроке основных работ до одного года; б — график связи уровней воды с расходами реки; в — при сроке основных работ более одного года; г — то же, но при выполнении основных работ в две очереди через основные сооружения: каменно-набросную перемычку; донные отверстия; водосливные отверстия со сниженными отметками порогов. Вне русла на малых и средних реках (до 30 м3/с) строительные расходы пропускают по лоткам, по отводным каналам (до 2000 м3/с). Тоннели применяют на горных реках с узкими долинами, при скальных крутых берегах, при строительстве плотин. При этом используют сбросные и подводные тоннели гидроэлектростанций. Секционный метод возведения основных сооружений с пропуском строительных расходов в пределах русла реки применяют на средних, крупных и судоходных реках. Основные сооружения возводят по секциям (очередям), загораживая их перемычками и пропуская строительные расходы по очереди через сжатое сечение русла, а затем через построенные секции сооружения. Метод пропуска строительных расходов через основные сооружения не является самостоятельным, а дополняет один из двух предыдущих методов. Часть строительных расходов пропускают через временные или постоянные донные отверстия или незавершенную часть сооружения (метод гребенки). Вариант пропуска строительных расходов выбирают по результатам технико-экономического сравнения ряда возможных схем. Несмотря на большое разнообразие гидроузлов, в практике гидротехнического строительства рассматривают три схемы пропуска строительных расходов: с береговой, пойменной и русловой компоновкой сооружений. 13.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ ПРИ БЕРЕГОВОЙ КОМПОНОВКЕ ГИДРОУЗЛА Гидроузлы с береговой компоновкой (рис. 13.2, а) относятся к водохранилищным, и применяют их в основном в целях ирригации. Они обычно включают пойменную 4 и русловую 5 части глухой земляной или каменнонабросной плотины; водосбросное сооружение 3 для пропуска паводковых расходов, выполненное в виде быстротока или многоступенчатого перепада; водовыпуск 7 для пропусков расходов воды из водохранилища в нижний бьеф реки для нужд ирригации. Иногда в состав таких гидроузлов входит и водозаборное сооружение. Глухая плотина перекрывает всю речную долину, включая и русло реки. Водосбросное сооружение располагают на одном из коренных берегов речной долины на отметках, близких к отметке нормального подпорного уровня воды в водохранилище. Водовыпуск устраивают в теле одной из пойменных частей глухой плотины. Такую компоновку гидроузла обычно применяют при неблагоприятных инженерно-геологических условиях и больших затратах ресурсов для возведения бетонных сооружений в русле реки. Строительство гидроузла ведут в два этапа (рис. 13.2, б). На первом (основном) этапе строят береговые каналы 6 и 8, возводят пойменные части глухой плотины, водосбросное сооружение и водовыпуск. Расходы воды в это время проходят по свободному руслу реки. На втором (завершающем) этапе русло реки перекрывают каменным банкетом 10 и затем возводят русловую часть 5 земляной плотины. Строительные расходы пропускают через готовый водовыпуск, а иногда через временную трубу, проложенную под одной из пойменных частей глухой плотины. Береговая компоновка гидроузла наиболее удобна для пропуска строительных расходов на первом этапе строительства, так как не изменяет естественного режима реки, позволяет без специальных ограждающих перемычек строить подводящий 6 и отводящий 8 каналы и бетонные сооружения на берегу.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |